Школьники, работающие в цифровых лабораториях, применяющие «облачные» технологии, пишущие и оформляющие госпаблики – это где, в столицах, в городах миллионниках или у нас тоже? Ответ на вопрос журналист газеты искала 24 марта на семинаре, прошедшем в СОШ №9 города Карабаново.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДЕ

Семинар, призванный показать фрагменты реализации национального проекта «Образование», собрал заместителей директоров школ района по УВР, но мог бы смело принять и директоров образовательных учреждений, так  как было на что посмотреть, чему поучиться.

Прежде чем погрузить читателя в мир цифровой образовательной среды и познакомить с реализацией целого «букета» национальных проектов, реализуемых педколлективом, дам общую характеристику школы. К слову сказать, с этого и начал свой доклад молодой директор образовательного учреждения Эльнур Эльшадович Нуриев.

Школа не новая. Год ее введения в эксплуатацию – 1937. Были времена, когда мест для учеников не хватало,  в первые классы набирали по 42 ученика, шефствовал над ОУ  знаменитый хлопчатобумажный комбинат им. III-Интернационала. Сегодня детей немного, 475 учеников. Работают с ними 29 педагогов. Прямо скажем, что микрорайон, где проживают дети с родителями, никогда не считался элитным, а с распадом мануфактуры как градообразующего предприятия весь город перешел в разряд «спальных районов столицы».  Как и везде, есть дети сложные, есть одаренные, есть те, за которыми нужен глаз да глаз, потому что родители уезжают на работу засветло, а приезжают к ночи. На педагогах лежит не только задача дать образование, научить, развить способности, но и занять во внеурочное время. Судя по уведенному нами на семинаре, учителя с этим справляются. Работают по тарифу «Все включено». Средний возраст учителя в этой школе, по словам директора, в районе 37 лет. Есть и ветераны, сплав мудрости опыта и дерзость молодежи работают на результат.

В ШКОЛЕ №9 РЕАЛИЗУЕТСЯ 6 ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В одном образовательном учреждении и сразу шесть!

«Цифровая образовательная среда»  пришла в школу с 1 сентября 2020 года, когда ОУ стало пилотной площадкой реализации федерального проекта ЦОС. Это позволило обновить инфраструктуру: отремонтировать кабинет и закупить оборудование. Опытом, накопленным за два года, в рамках семинара поделились на площадке №1 (куратор Новикова Т. И). Заместители директоров увидели работу мастер-классов и фрагменты уроков.

«Современная школа» – это федеральный проект, ставящий целью обеспечить высокий уровень образования, дать равные возможности детям для обучения, раскрыть их способности и таланты. Современное оборудование, обновленные учебные программы, среда для проведения практических занятий по физике, химии, биологии – это все «Современная школа». В СОШ №9 в этой связи создан центр «Точка роста». Площадка №2 семинара (куратор Кирдяшева О. В.) как раз и знакомила с цифровыми лабораториями как новым инструментом образовательного процесса. Участники площадки посмотрели фрагменты уроков и занятий дополнительного образования.

 – «Успех каждого ребенка» – это федеральный проект, ориентированный на систему дополнительного образования детей, он призван развить способности молодежи. В рамках проекта школа отремонтировала спортзал, на базе которого активно работает спортивный клуб «Тонус». Так же разработана система профориентации, запущен проект «Билет в будущее», осуществлен переход на персонифицированный учет детей, занимающихся допобразованием.

– «Патриотическое воспитание граждан» – федеральный проект, развивающий воспитательную работу в образовательных учреждениях, формирующий патриота страны. Приоритеты СОШ №9 – развитие духовности школьников, патриотическое эстетическое и физическое развитие учащихся. В идеале из стен школы должен выйти гармоничный человек, который сумеет адаптироваться в социуме, и будет беречь окружающий его мир.

В школе создано первичное отделение ООГДЮО «Российское движение школьников» Более половины учеников зарегистрированы на сайте организации и доказывают свою активность в этом движении высокими результатами на региональном и общероссийском уровне.

– «Социальная активность» – федеральный проект, поддерживающий и развивающий добровольчество. Школьный добровольческий отряд «Ветер надежды» не раз доказывал делами, что волонтерское движение – это сила. А в январе этого года созданы «Волонтеры медиков» – масштаб уже районный, он стал возможен благодаря соглашению о сотрудничестве школы и Александровского медколледжа.

– «Социальные лифты для каждого». Федеральный проект нацелен на создание возможностей карьерного и профессионального роста. С 2019 года он реализуется в СОШ № 9 в рамках РШД «Классные встречи». Формирует ценностные ориентиры учеников в ходе встреч известными деятелями искусства, культуры, учеными, спортсменами.

О внедрении всех проектов федерального уровня участникам семинара рассказал директор СОШ №9 Э. Э. Нуриев, пожелавший участникам семинара плодотворной работы.

КАК ЭТО – ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ?

Выставку «Цифровые лаборатории – новое поколение», расположившуюся на первом этаже, увидели все участники мероприятия. Школьники показали, как они под руководством педагогов собирают роботов, как работают с микроскопами, как с помощью современных приборов определяют температуру окружающей среды и изучают ритмы временных отрезков. Свежо, ново, интересно!

Чтобы познакомить гостей с работой сразу двух площадок, пришлось разделиться на две группы, я примкнула к «Точке роста», попав в одну из научных лабораторий. Кирдяшева О. В., руководитель центра «Точка роста» рассказала о новом оборудовании, полученном в рамках проекта и его реализации в учебной работе и системе дополнительного образования.  Система выстроена достойная: проводятся всероссийские научные уроки, предметные недели, мастер-классы, экскурсии, квиз-игры. Все это ради повышения интереса школьников к изучению предметов естественно-научного  и технологических профилей.

Результаты есть – это призовые и первые места на муниципальных этапах конкурсов и  Всероссийских олимпиад школьников. А еще юные исследователи взялись за изучение питьевой воды родного города, подготовив работу для конкурса «Вектор познания».

А затем нам показали фрагменты уроков по биологии, химии, физике в видеозаписи.

Честно отмечу, что для меня такая подача была несколько неожиданной, но, с учетом школьных каникул, приемлемой. Если видеозапись – новый тренд на семинарах, будем привыкать, хотя очень хочется видеть уроки «живьем», пусть там даже не будет все идеально, но будет «школярская» атмосфера.

Детей «в формате онлайн» мы увидели на сцене актового зала. Красивые дети красивой страны показали очень патриотичное выступление с флагами, стихами, вставками в литмонтаж и песни номеров художественной гимнастики. Зрелищно и ярко!

И конечно, всем участникам семинара запомнился сюрприз – магнитики в подарок. Встаешь в фотозону, украшенную воздушными шарами  на фоне лозунга «Будь в движении», даже не замечаешь, как кто-то кроме твоего друга делает фото. А через небольшой промежуток времени получаешь в подарок готовый магнитик на память. Приятно!

КОМАНДНАЯ РАБОТА

 Умение молодого директора школы собрать вокруг себя коллектив единомышленников дорогого стоит. Это отметили при подведении итогов семинара все. На смену традиционной школе с доской и мелом идет новая школа с современными подходами к образованию и воспитанию. Отрадно, что именно такая школа есть в маленьком провинциальном городе.

При оценке семинара прозвучала и мысль о том, а не пора ли на базе СОШ №9 создать экспериментальную региональную площадку? Решать управлению образования, но основание выйти на областной уровень веское.

Хочется пожелать коллективу педагогов реализации всех планов, направленных на создание комфортной образовательной среды для детей, на развитие учеников, побуждение в них желания учиться, становиться лучше.

Я отметила и чистоту в школе, и приятное оформление стен в коридорах и классах, яркий спортзал, а еще порадовала выпечка школьной столовой: как дома, вкусно и сытно.

Светлана Аминова