«Здесь запечатлен момент, когда лучшая конница Европы уперлась в сопротивление русских у Стрелецкого моста. Мы видим недоумение на лицах поляков и литовцев, потому что они не ожидали такого отпора»,  – так Пётр Юрель начал для меня  импровизированную обзорную экскурсию по диораме, над созданием которой работает уже почти два года. Он еще расскажет мне о мельницах на реке Шера, о каменных плотинах, об укладе жизни служивого народа  семнадцатого столетия. И  всерьез и надолго перенесет меня в тот славный день 28 октября 1609 года, прочно вошедший в историю нашего города, нашей страны, как день начала разгрома польско-литовских интервентов войском под предводительством  князя Скопина – Шуйского. И мне, казалось бы, знавшей так много об этих славных страницах истории Отечества, принявшей участие чуть ли не во всех фестивалях «Отчизны верные сыны» на Каринском поле, будет интересно слушать человека, увлекшегося изучением истории и ради этого ставшего живописцем.

Да, так бывает, что коренной москвич, родившийся на Ордынке, успешно занимающийся спортом – греблей на байдарках и каноэ, а потом ставший не менее успешным  и востребованным в столице тренером,  а потом предпринимателем с “опытом стремительных взлетов и падений”, вдруг в одночасье переезжает в провинцию. Петр Феликсович Юрель  такое решение принял 15 лет тому назад, совершенно случайно выбрав местом проживания своей семьи город Александров. Говорит, что название зацепило, красивое. А здесь он не только бизнесом занялся, но и погрузился в изучение истории, нашел единомышленников, занялся общественной работой и проявил себя в роли живописца, способного создать грандиозное батальное и жанровое полотно.

 Сегодня это многометровая картина высотой намного выше человеческого роста образует   окружность несколько метров в диаметре. В перспективе к ней добавятся предметы, что придаст арт-объекту объем и трехмерность, а в окончательном исполнении историческая диорама призвана стать новым, необычным музеем нашего славного города.

– Петр Феликсович, как вы на это все решились?

– Идея возникла в ответ на нежелание музейных работников Александровского района рассказывать настоящую историю города Александрова, носящего имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Все знают о битве на Каринском поле, но никто не хочет рассказывать в подробностях, что произошло 28 октября 1609 года. Дело в том, что Каринская битва – это всего лишь пролог большого сражения, длившегося целый день. На Каринском поле, выставленные вперед два стрелецких полка были, по сути дела, затоптаны сильнейшей конницей Европы, Как пишут историки «литовские люди наших людей побиша, гнаша и толкаша  до наболбов близ Стрелецкого моста». Это как раз то место, где сейчас находятся «Ратибор» и мост через реку.

Это произошло в пятый год Смутного времени на Руси, когда столица в унынии и когда молодого князя Скопина-Шуйского его дядя Василий Шуйский, бывший тогда царем, отправляет в Швецию за помощью. В стране нет снаряжения, пороха, не хватает пушек, население измотано за пять лет непрерывной войны. Получив помощь от шведов, выступив объединенным войском, Скопин-Шуйский вступает в бой с интервентами. И ему удается остановить вражескую конницу. Наглые поляки попали в засаду, их расстреляли с противоположного берега реки артиллерией, огневым боем русского ополчения. Это произошло близ Стрелецкого моста. А потом сражение продолжается на городской площади перед Немецкой Слободой, непосредственно в посаде, между двумя храмами. Сейчас это примерно территория рынка города. Три часа рубились в рукопашной схватке, и войско Скопина-Шуйского одержало сокрушительную победу.

– А почему вы  уверены, что музейные работники вашу точку зрения не разделяют?

– События Смутного времени замалчивались еще со времен СССР, история этого периода почти не изучалась, не акцентировалось внимание на отношениях Российского государства с Речью Посполитой.

 – Позвольте, но уже давно об этих события говорят открыто. Я не историк, но не раз была на Каринском поле, и скажу вам честно, что у меня-то как раз сложилось впечатление, что основная битва была там. Там же проходит ежегодно фестиваль с реконструкцией битвы, мы все видим, как войска самозванца бегут, польско-литовские интервенты посрамлены, русские торжествуют. А вы говорите, что все не так было?

– Заслуга Евгения Николаевича Усанова (бывшего директора АХМ – прим. автора) в том, что он акцентировал внимание только на Каринском поле. А в исторических источниках описан весь день сражения, и первая фаза сражения – между Каринским и Стрелецким мостом,  потом захватчики  устремляются к Александровской слободе и получают отпор. Сражение длится до позднего вечера. 

 – И вы решили увековечить память об этом в диораме. Я правильно понимаю, что на Каринском поле она устанавливаться не будет?

Ее место рядом со Стрелецким мостом, там где и произошли основные события того славного дня. По сути дела в этот день произошло самое крупное сражение за всю историю Александровской слободы. Сама местность поможет туристам и жителям города воспринять все, что изображено на диораме более эмоционально. Мы планируем создание нового культурного объекта Александрова, видим нечто похожее на этнографический парк стрельцов. В нем русская национальная идея вполне может соединиться с русским фольклором. Когда я говорю о русской национальной идее, это ничего не имеет общего с национализмом, я за дружбу народов. Вот здесь на диораме изображены представители, по меньшей мере, пяти национальностей.

 – Я вернусь к так называемой исторической справедливости. Мне всегда казалось, что наличие той или иной крупной битвы подтверждается какими-то археологическими раскопками. Вы можете сказать, что у Стрелецкого моста, на территории рынка были найдены предметы, свидетельствующие о том, что здесь проходили сражения? Или никакие раскопки никогда не проводились?

– Шуйские полоски  на Каринском поле действительно существуют.  Есть и захоронения тех времен: могилы Боголюбского кладбища, польская могила в Крутце, где ловили поляков до темноты после схватки в тот же день сражения, о котором я говорил. В районе Стрелецкого моста археологических исследований не проводилось, и вряд ли они нужны. Я сторонник исторических фактов, изложенных в летописях. А это сражение описано у ряда авторов. И мне стало обидно,  что люди об этом не знают. Моя цель рассказать правду людям.

 – Рассказать правду вы решили неординарным способом  – взялись за создание грандиозного художественного полотна. Давно увлечены живописью, откуда это в вас?

– У меня отец Феликс Петрович Юрель был скульптором. Сам я писал картины, но нигде их не выставлял, не считаю это нужным, а вот здесь проявились способности и склонность к рисованию. Многие художники видели – оценивают положительно.

 – Средства на создание такого полотна откуда? Недешево же встает.

Я подал заявку в фонд Президентских грантов и в 2017 году получил грант в размере 1 миллиона 73 тысяч рублей на создание первой части диорамы «Атака польской конницы на защитников Стрелецкой слободы». Была презентация полотна общественности, где пообещали заполнить вторую часть диорамы. И сейчас уже вторая часть идет к завершению.

 – А кто поддерживает сейчас, ведь за деньги гранта вы уже отчитались?

– За грант отчитались, теперь осуществить задуманное помогает Михаил Михайлович Кривоносов, благодаря ему идет работа на диораме сегодня.

– Привлекаете местных художников?

– По мере возможности. Сформировалась даже группа живописцев, помогающих мне по сменам.  Вот Екатерина Николаевна Мелкозерова пришла написать реку, но осталась тут надолго, прониклась идеей. Я заинтересован в том, чтобы по окончании проекта и развития его экономической составляющей, эта группа художников получала пассивный доход с этого арт-объекта.

 Основные работы на историческом полотне будут закончены к лету этого года. Дальше общественная организация будет заниматься поиском земли для установки нового массового зрелищного объекта. Сегодня общественники видят это так –  некое купольное сооружение, где и фильмы в 3D показывают, и экскурсоводы работают с туристами. Честно скажу, у меня пока смутное представление, как это будет реализовано. И будет ли.  Я хорошо помню историю с установкой памятника Ивану Грозному, простоявшему в городе меньше часа. Но в городе  есть и другой пример – установлен на деньги ценителей истории и по инициативе общественности  памятник Александру Невскому. Тут уж, как говорится, поживем и увидим. Одно можно сказать с уверенностью, есть у нас энтузиасты и любители истории, есть талантливые люди, обладающие организаторскими способностями, упрямые и упертые. Годами занимаются любимым делом, идут вперед, руководствуясь благородной идеей – нести правду людям.

Светлана Аминова