Если опираться на законодательство, то время бесконтактной формы расчета за поездку в городском общественном транспорте и автобусах, выполняющих рейсы между городами, давно пришло. С 1 июля 2020 года по федеральному законодательству весь общественный транспорт должен быть оборудован для бесконтактной формы расчёта. Но в Александровском районе перевозчики, кажется, даже и не думают о введении в общественном транспорте безналичной оплаты за проезд.
«Александров-Карабаново»
В реальной жизни все выглядит совсем иначе. Зарисовка с натуры: вечерняя поездка по маршруту Александров-Карабаново 8 января. После того как автобус начал движение, кондуктор пошла по салону за сбором налички с пассажиров.
– У меня деньги только на карте, можно перевести онлайн? – попросил один.
– Нет, – ответила кондуктор, – выходите на ближайшей остановке, ищите банкомат, снимайте деньги, доедете следующим автобусом.
Ничего себе! На улице минус 25, ближайший банкомат в районе СМУ, до которого уже успел доехать автобус, еще надо постараться найти, потом опять же на морозе дождаться следующего автобуса. Перспектива не из приятных.
Молодой мужчина (слава Богу, эти слова были адресованы не ребенку) не долго был в замешательстве, он отправился в «хвост» автобуса, возможно, там находился кто-то из его знакомых, через минуту вернулся с монетами, извинился перед кондуктором и оплатил проезд наличными. Ситуация разрешилась. Не пришлось искать банкомат.
Но возник вопрос, а за что, собственно говоря, извинялся пассажир? Еще летом 2020 года по области прошла информация: «Во Владимирской области транспортные компании переходят на автоматизированную систему оплаты проезда (АСОП): жители всё большего числа населенных пунктов могут оплатить билет в автобусах банковской картой или мобильными телефонами с поддержкой платежных сервисов Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Речь идет и о внутригородских, и о междугородных маршрутах.
При этом сохраняется возможность оплаты каждой поездки наличными или с помощью бесконтактных банковских карт МИР, Visa PayWave, MasterCard, PayPass, а также через мобильные устройства с функцией NFC».
Во Владимире можно оплатить проезд картой, в Муроме тоже, в Коврове, а Александров все еще раскачивается и выжидает? Кто не торопится вводить безналичную оплату проезда, удобную многим пассажирам, муниципальные власти или перевозчики? И что останавливает? Нежелание тратиться на установку контрольно-кассовой техники или пугает то, что безналичная оплата позволит отслеживать пассажиропоток и выручку?
Казалось бы, что отслеживание пассажиропотока – это благо, можно маневрировать, при необходимости сокращать интервал движения автобусов в случае притока людей.
Штрафные санкции за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники не просто есть, они ужесточились. За каждый факт неприменения контрольно-кассовой техники для должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 25% до 50% от размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей, а для юридических лиц – от 70% до 1 размера суммы такого расчета, но не менее тридцати тысяч рублей. Каждый повторный факт неприменения ККТ на маршруте увеличивает штрафы. Штрафовать за неприменение онлайн-касс или применение с нарушениями начали (в теории) с 1 октября 2020 года. Налоговая служба не устает призывать транспортные компании «во избежание предъявления крупных штрафов своевременно поставить на учет контрольно-кассовую технику и применять ее».
Есть одна «лазеечка» для транспортников, можно не устанавливать ККТ на труднодоступных маршрутах, когда автобус едет в населенный пункт, где меньше 10 000 население. Но Александров в эту категорию явно не попадает, и рейс Александров-Карабаново тоже. Возвращаясь к ситуации, описанной в начале статьи, пассажир по закону имеет право оплачивать свой проезд в автобусе, как наличными средствами, так и картой. И не его вина, что карту некуда приложить. Он даже не должен онлайн переводить на номер водителя. И уж тем более, выходить из салона «отогреваться на мороз в поисках налички».
«Александров-Балакирево»
И это не единичный случай. Во время недавнего визита Губернатора Владимирской области в Александровский район, жители поселка Балакирево пожаловались на то, что в автобусах не принимают банковские карты.
«21 век, всё автоматизировано: компьютеры, телефоны, приложения… А мы живём как в средневековье. У нас единственный банкомат на весь поселок, и если мне, например, понадобится вечером уехать из Балакирево в Александров, и у меня нет наличных денег, я не смогу этого сделать. А утром, те, кто работает в Александрове, также приходится заранее позаботиться о том, чтобы в кармане были деньги на проезд»,
– пожаловался один из жителей поселка Балакирево.
Александр Авдеев отметил, что вопрос, конечно, необходимо решить, но тут необходимо желание самих перевозчиков. Глава районной администрации Анна Кузнецова, которая также присутствовала на встрече, сообщила, что при разработке документации перед очередным конкурсом перевозчиков на осуществление выполнения рейсов на территории Александровского района, администрация добавит пункт о необходимости наличия в автобусах оборудования для приёма безналичной оплаты за проезд. Но, как отметила А.В. Кузнецова, здесь нужна консультация с УФАС, не будет ли это противоречить законодательству.
«Многие муниципалитеты такой пункт добавляют»
В УФАС по Владимирской области пояснили журналисту газеты «Новый город Александров», что многие муниципальные образования, используя общую схему при составлении конкурсной документации, добавляют пункт, в котором говорится о безналичной оплате за проезд. В ведомстве отметили, что нет норм, которые бы запрещали это сделать муниципалитетам. Но, тут важно отметить, что окончательное заключение УФАС может дать, когда увидит эту документацию, и на какие нормы, постановления или законы в них ссылаются.
Неудавшийся эксперимент
Ещё в 2021 году администрация Владимирской области решили в тестовом режиме запустить в Суздале и Александровском районе транспортную карту «Тройка». Тогда областное руководство отмечали, что Александровский район выбран потому, что, во-первых, он представил максимально подробную информацию, необходимую для запуска проекта, и, во-вторых, он ближе всего к Москве.
«Большое количество его жителей часто туда ездит, и им будет удобно иметь такую единую транспортную карту, а нам, в свою очередь, будет понятно, насколько это удобно жителям нашей области при поездках в столицу»,
– объясняли в 2021 году в администрации Владимирской области.
Но, проект так и не был запущен. Местные перевозчики отказались участвовать в этой затее. Основные опасения, о которых они высказали, касались дорогостоящего оборудования и банковских комиссий. Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов тогда предположил, что перевозчики в основном боятся того, что их обороты теперь не будут скрыты. Ещё в 2021 году И.Зотов в разговоре с нашим изданием отметил, что рано или поздно, но александровским перевозчикам придётся прийти к приёму оплаты за проезд с помощью банковских или транспортных карт.