В особый год – 10-летия Александровской епархии наш корреспондент встретился с Преосвященным Иннокентием (Яковлевым), епископом Александровским и Юрьев-Польским.
Ваше Преосвященство, с момента, когда Вы являетесь Правящим архиереем Епархии, мы в Александрове видим перемены. Идет возрождение кафедрального Христорождественского собора. Наши читатели радуются, обсуждая, что скоро будет над городом колокольный звон с отреставрированной колокольни. И это только одна веха в развитии Епархии.
Титул мой епископ Александровский и Юрьев-Польский, но для меня важны все города пяти церковных округов. Всегда говорю, что у нас много мест исторических, древних, славных. Александров выбран первым титульным городом, и, конечно, кафедральный собор Рождества Христова – сердце епархии. Мне он дорог, важен, мой предшественник архиепископ Евстафий сделал многое для возрождения храма, и при нем был возведен памятник Александру Невскому около собора. Надо знать, что колокольня была построена заново по проекту нашего архитектора Александра Николаевича Трофимова. Воспроизвели её в тех же архитектурных формах, что и строилась изначально в начале 19-го века. Когда я приехал, колокольня уже была оштукатурена и готова к покраске. Но так Господь устроил, за эти пять лет мы увидели немало ошибок и недочетов при строительстве, хотя понимаем, что люди старались, и понятно, были сложности в увязке полуколонн, козырьков, других архитектурных элементов. Пришлось делать всё заново, от составления смет до окончательной отделки. Милостью Божией в этом году нашлись и современные материалы, и специалисты, мы колокольню закончили. Колокола отремонтированы и установлены, колокольня покрашена, но пока не снимаем леса. Надо сказать, что колокола электрические, придется заменить проводку, и да, зазвонят совсем скоро. Иначе и быть не может. Часы пошли, а то четыре года показывали одно время. Пока, милостью Божией всё получается.
Сегодня в структуре Епархии много подразделений. Нашим читателям всегда интересно слышать о церковной благотворительности и социальном служении. Жизнь вынесла на повестку дня и вопрос связи церкви с вооруженными силами. Как строится работа Епархии в этом направлении?
В церкви мы не только воцерковляемся и спасаем душу, церковь спасается добрыми делами. Наверняка, знаете, что церковь опирается не на очень богатые слои населения, это простой люд, который сам требует утешения. Сейчас точек приложения помощи много, государство поставило много новых задач перед гражданами страны, а церковь всегда была и есть с народом. Я не раз цитировал слова митрополита Филарета о том, плохой гражданин земного отечества небесное не наследует, это верные слова, актуальные. Отдел социального служения – самый большой отдел епархии, возглавляет его сейчас отец Константин. Мы собирали денежные средства для тех, кто приехал из ЛНР и ДНР, сбор денег шел как здесь, так и централизованно в Москве. Помогаем продуктовыми наборами нуждающимся в Александровском районе, отправляем продукты на СВО.
Если говорить о желании священнослужителей пойти на СВО, то у нас два священника подали прошение, чтобы быть в первых рядах и оказывать духовную помощь. Ждут решения, но, когда они будут отправлены, решает Синод. А так мы сотрудничаем с нашим военкоматом, проводим беседы с призывниками, с добровольцами, уходящими служить по контракту. Работа с теми, кто вернулся со СВО, тоже на попечении церкви. Сестрическое движение милосердия, работа в больницах, госпиталях – наша сфера.
Помогаем и многодетным семьям, тут мы тоже идем в единой связке с государством, взявшем курс на улучшение демографической ситуации в стране.
За последние годы народ стал ближе к церкви или нет?
Мне кажется, что дорога к Храму стала короче, расстояние между народом и церковью сократилось. Особенно это видно по молодежи, их интерес глубже, они пытливы, да и священнослужители стали грамотнее, опытнее. У нас в епархии, если так можно выразиться, костяк священников, которые вместе со мной начинали служение 30 лет назад.
В церкви традиционно много народа в праздники, но мне кажется, что исповедь стала серьезнее, таинства церковные стали восприниматься более осознанно, они больше стали доходить до сердца. Замечаю, что в наше время многие люди обращаются к священнослужителям, чтобы выверить именно богословские вопросы. Людям больше хочется участвовать в литургической жизни церкви – и это самое главное.
Недавно Святейший Патриарх Кирилл провел встречу со студентами МГУ, был презентован новый проект Синодального отдела по делам молодежи «Движение верных». Как Вы думаете, у нас это движение наберет обороты? Есть для него почва?
Мы и раньше размышляли, как привлекать молодежь. Нужны встречи, игры, грубо говоря, надо ли нам играть с ними в футбол? Может быть, иногда и надо. Но у нас родилась идея проведения епархиального Молодежного форума «Природа не терпит пустоты», который с 2016 года проводится в Юрьев-Польском районе. На него съезжаются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет со всех округов, александровцы тоже принимают участие. Я каждый год выступаю на этом форуме и вижу много живого, неподдельного интереса молодежи к разным вопросам. А потом, когда люди несколько дней живут вместе, они сближаются как единомышленники, становятся серьезнее, ближе к пониманию церковного бытия.
«Движение верных» основывается на сохранении и почитании фундаментальных ценностей: семьи, человеческой жизни, справедливости, милосердии, и оно, как я считаю, о познании церковной жизни изнутри. Это Всецерковное православное молодежное движение, цель которого – поддерживать и объединять молодежь с близкими духовно-нравственными ценностями, любовью к Богу и своей Родине.
Вы не раз говорили, что за последние годы малые города расцвели, а деревня умерла. Но я езжу по селу, вижу, как люди объединились, восстанавливают Храмы, возводят Поклонные кресты. Даже в полуразрушенных Храмах возобновляются службы, Литургии свершаются. Вы поддерживаете это движение?
Еще бы я его не поддерживал, мы это движение начинали, стояли у истоков лет 25 назад. Тогда под руководством владыки Евлогия мы заботились о храмах на селе.
Почему я болею душой за деревню, ещё в молодости был активным участником движения почвенников, сердце болело, что начался исход людей из деревень. Деревни исчезали с карт, упразднялись. С храмами что произошло? Их не так просто было разрушить, строили на века, но лет тридцать назад на территории Владимирской было более 500 руинированных православных памятников. И еще храмы перепрофилировали под нужды государства. Но было и реставрационное движение, храм «причесывали» снаружи, спасибо и на этом. А 30 лет назад заработала программа возрождения храмов. Священников тогда было немного, каждому священнику поручили досматривать кроме основного еще два-три храма. Специальную брошюру выпустили, чтобы батюшки понимали, что можно, а что нельзя, когда они берутся за восстановление православного храма. Не все архитекторы, пришлось буквально учить, что на свое усмотрение нельзя растесать или заложить окно, преобразовать конструктивные детали. Мы начали, а дисциплина по отношению к памятникам наладилась.
Сейчас около 50 храмов Александровского района требуют восстановления. В первую очередь надо укрепить своды церквей, закрыть их куполами, чтобы избежать дальнейшего разрушения. Идет возрождение, езжу, вижу, даже удивляюсь иногда, где только священнослужители берут бетон, как окна ставят в храмы. Вновь скажу важную мысль: заживет храм на селе – будет сделан большой шаг к возрождению деревни.
Нашим читателям всегда радостно услышать наставления от Владыки. Укажите путь, к чему стремиться, куда идти?
Я бы советовал возвращаться к себе. Себе такому, каким тебя создал Господь, природа, история. Надо всегда помнить, что мы не без рода и племени. Русский человек особый – он всегда хочет достучаться до смысла жизни. А век суетный, нас многое отвлекает, возможно, поэтому Господь устраивает стране испытания. Испытания могут быть не только там, за горизонтом, они в любой момент могут прийти к человеку здесь. Всякая душа христианка, сказал один богослов. Учись у отцов и дедов, как противостоять испытаниям смирением, наполняй себя смыслами. Господь найдет, как этот смысл и свет привить: через искусство, культуру, через глаза и уши, через книги, через работу и любовь. Я советую людям думать головой и сердцем, успевать делать добрые дела. Церковная жизнь – это работа над собой, просто идите в храмы, хотя бы на первом этапе постоять и послушать, а потом и свет Божий прольется.