Народный ансамбль народного танца имени В.А.Лебедевой «Узоры» отмечает 50-летие. 21 марта в ДК «Юбилейный» состоится праздничный концерт. Журналист газеты «Новый город Александров» встретился с руководителем коллектива Сергеем Александровичем Евдокимовым. С ним мы поговорили не только об истории и нынешней жизни коллектива, но и в целом о развитии народного танца в России.
Начнем с истории вашего коллектива, как он образовался? Кто был первым руководителем?
Основателем коллектива была Валентина Александровна Лебедева. Коллектив образовался в 70-ом году. Коллектив изначально базировался в ДК «ИСКОЖ», первые года два, только потом он переехал в ДК «Юбилейный». Какое-то время Валентина Александровна была просто руководителем, а по прошествии некоторого времени она стала директором Дома Культуры «Юбилейный» и художественным руководителем коллектива «Узоры». Как я недавно узнал, изначально коллектив назывался радиозаводским ансамблем народного танца. У него изначально и названия не было, оно пришло позже.
А почему именно такое название, не узнавали?
Как рассказывали старшие коллеги, они это делали все коллегиально. Выбрали название. Как точно это происходило, какие еще были варианты, не могу сказать, коллектив основывался задолго до моего рождения.
Как вы пришли в этот коллектив?
В Дом культуры я пришел, когда мне было 6 лет, это было в 1985 году. Первый педагог мой был Сергей Николаевич Светлов, он руководил детской студией коллектива «Узоры». В 1992 году Валентина Александровна приметила меня и пригласила к себе. И я ковырялся (смеется). Я был пацаном, пятиклассником, а в коллективе были дядечки, которые после армии пришли из институтов.
А в каком году вы стали руководителем коллектива?
С 2014 года я руковожу коллективом.
Ваш коллектив очень часто участвует в разных международных фестивалях, скажите насколько это важно для районного коллектива такого уровня фестивали?
Я бы сказал это более чем важно. Сами понимаете уровень нашего представления. Мы приезжая в Европу, становимся лицом не просто города Александрова, а России. Мы выходим на сцену, вместе с нами стоит двенадцать стран, играет Гимн каждой страны, играет Гимн России и от того как мы покажем себя, даже то, как мы будем себя вести в обычной жизни, даже общаясь с организаторами, создается образ русского человека для присутствующих. Это колоссальная нагрузка на коллектив, даже на детей. Они сами этого пока еще не осознают. Для них это просто поездка, для них это просто веселье. Они выехали, красиво, их привезли, их накормили, они станцевали, познакомились с ребятами из других стран. У них свой уровень понимания всего этого. Но если посмотреть выше и глобально, то это высочайший уровень коллектива и большая ответственность. Мы создаем образ, особенно в наше не легкое время. Но народ нас любит. Мы были в Португалии, мы зал подняли, который не вставал последние пять лет. Даже ведущий сказал, наши зрители не привыкли вставать, а тут встал весь зал.
У коллектива большой успех за рубежом, но вы также участвуете и во всероссийских фестивалях. Большая ли разница между отечественными и зарубежными фестивалями.
Я бы не стал сравнивать, поскольку у них задачи совершенно другие. Разница есть даже в организационном моменте. Когда мы едем в Европу, мы там ни за что не платим, кроме билетов. У нас в России большинство фестивалей, я бы даже сказал 99 %, это коммерческое мероприятие.
Это вы подразумеваете какие-то взносы?
Да взносы, это коммерческое мероприятие, на котором зарабатывают деньги. Уровень народного творчества, в большинстве российских фестивалях, слаб. Есть сильные фестивали, есть мощные фестивали, и мы в них стараемся принимать участие. К примеру, Устиновский фестиваль, который проводится раз в два года в городе Владимире. В Москве проводятся фестивали, мы их стараемся посещать. Опять же, много мероприятий не посетить, мы стараемся в год посетить один российский фестиваль и съездить в Европу.
То есть стабильно раз в год вы посещаете, какой-то фестиваль? А как вы узнаете об этих мероприятиях или вас приглашают, как это происходит?
Мы работали с Николаем Алексеевичем, он был нашим атташе в Москве. Он работал с Валентиной Александровной, приглашал нас. Придя в коллектив, мы съездили в Испанию два раза, съездили на Устиновский фестиваль и нас пригласили из дома народного творчества в Москве на фестиваль во Францию. На один из крупнейших фестивалей, он один из мощнейших. После этого я обзавелся знакомствами и контактировал, далее я сам делал заявки.
Как вы определяетесь, какой для коллектива важнее, какой будет лучше для развития коллектива? Как происходит выбор, на какой фестиваль вы едете?
Поступает предложение, проводятся фестивали в Португалии, Испании и Франции. В Испании мы были, во Франции мы были, а поехали в Португалию. Мы посмотрели, вся информация о фестивале в доступе, они присылают все сопроводительные документы, информацию о фестивале. Сколько человек, какая длительность выступления, место расположения. Естественно, чтобы это было не далеко от океана или моря, чтобы были выходные. Как правило, неделя фестиваля, и дают два дня выходных.
А ближайшие, какие страны планируете посетить?
Сейчас в ближайших планах поехать в Италию.
Для участника вашего коллектива, выступление на международных фестивалях что дает?
Для детей, я считаю, это огромный опыт. Опыт общения, возможность посмотреть. Когда мы едем на фестивали, мы ездим по глубинкам, куда нога обычного туриста практически не ступала. Мы сильно углубляемся в быт, той или иной страны, мы можем конкретно сказать, что мы были в Италии или Португалии. Мы ели традиционную кухню, не то, что готовят в ресторанах. Мне очень понравилось, когда мы были в Италии, мы ездили по деревушкам и там реально, собираются всей деревней, как одной большой семьей. Ставят на площади большое количество столов, лавочки и большой чан пасты. В центре площади танцуют народные коллективы, идет фестиваль. Они кушают, гуляют, отдыхают и тут же потом танцуют, присоединяясь к общему действию. Это мы все видим, наблюдаем, это все приводит в безумный восторг, когда это все на огромном позитиве, словами не передать.
Вы познаете Европейский колорит, как он есть, без прикрас. А с профессиональной точки зрения, выступление на международных площадках, что дает?
Ребята там так натаскиваются, представляете, там каждый день концерты. Многие дети, когда приезжают, просто взрослеют. Для некоторых детей это вообще первый выезд, и не только за границу, а вообще за пределы Владимирской области. Они там начинают быть более или менее самостоятельными. Естественно там плотный график. Они общаются, они отрываются от родителей. И практика иностранных языков. И с профессиональной точки зрения у них там идет постоянная работа.
То есть это не развлечение, а больше работа, работа артиста?
Да, это даже не развлечение. Если мы туда приезжаем, мы не приезжаем, туда лежать на пляже. Если многие думают, что мы едем туда отдыхать, то вовсе нет. Там порой бывает очень сложный график, к примеру: утром шествие проводится, для которого нужно одеться, собраться. До обеда мы идем в шествии, обедаем, нам дают час отдохнуть, а вечером уже идет концертная программа, которая идет примерно до 9 вечера. А если выездное выступление, то может получиться так, что мы после обеда выезжаем куда-то, а возвращаться можем и к 2-3 ночи. Приезжаем, валимся, утром завтрак, потом опять нужно на шествие. Получается, что в большинстве случаев, это работа.
Коллектив большой, как вы определяете, кто едет в ту или иную поездку? Кто будет выступать в Португалии, а кто в Испании, а кто поедет во Францию?
Не сказал бы, что у нас совсем большой коллектив, запас есть. Сейчас у нас 25 человек. А в поездке в основном едет 12 человек.
Ну вот, а как вы определяете. Или у вас есть основной состав и…
Мы везем опять-таки не всю программу, естественно ограниченное количество номеров, как правило, это номеров пять или шесть. И мы стараемся взять лучших, сами понимаете. Уровень подразумевает показать самое лучшее. Но мы иногда берем и тех артистов, которые скажем, не во всех номерах участвуют. На фестивалях есть какие-то ограничения, допустим до 30 лет. Едут люди, которые ребятам помогают с костюмами, переодеться. Основной состав у нас устоявшийся, девчонок побольше, 10 человек, мальчиков 6-8 человек.
За какое время начинается подготовка к фестивалю такого уровня?
Подготовка, как таковая и не прекращается. Мы всегда стараемся держать программу в тонусе.
Поговорим о вашем отчетном, праздничном концерте в честь юбилея. Что готовите для зрителя?
Готовим программу. Всю эту программу все видели прекрасно, все ее знают. От номеров, которые стояли у истоков ансамбля. Даже в программке 74-ого года, в которой стоит хоровод «Вишенка», которым мы сейчас будем открывать программу. Этому хороводу 50 лет и он работается и танцуется. Это история наша. Естественно мы готовим и делаем новые номера. Как правило, мы стараемся привлечь к участию в наших концертах старшее поколение коллектива, которые и сейчас любят сюда приходить. Скажем так, приходя сюда и начиная танцевать, видно, что у них начинают гореть глаза, они вспоминают детство, атмосферу, как это было. Это же ярчайшие моменты в жизни. Понятно, что человек вырастает, у него начинается работа, рутина, а это одни из ярких моментов, которые остаются на всю жизнь. Это дает возможность окунуться в ту атмосферу, почувствовать себя молодыми. По программе не скажу, что мы чем-то удивим. Будут восстановлены номера, которые редко используем в обычных концертах. Но стараемся ратировать их. Сегодня одно, на следующий год вспомнили другое. Программа обширная.
Ну, это же особый концерт, это юбилей?
Да, но опять же, всё мы показать не можем. Затягивать мы не хотим. Когда сидели, составляли программу, хотелось показать все, но тогда зрители просто устанут, уснут в зале. И решили показать лучшие номера за всю историю коллектива. Будет одна премьера небольшого номера.
В этом направлении, как мне кажется, новое сложно придумать?
Новое сложно. Марку хочется держать. Качественный номер очень сложно сделать, многое упирается в костюмы. Да, с костюмами нам помогает Дом культуры, спасибо нашему руководству и раз в год мы обшиваем один номер. Такого качество костюма, как раньше у нас делали, сейчас уж не будет возможности сделать никогда. Взять по качеству костюмы, которые у нас уже есть сейчас в костюмерной и сделать их на нынешний лад, то это будет стоить около 50 000 рублей за один костюм. А костюмов нужно минимум 15, представьте себе, какая это будет сумма. Выезжаем на том, что есть.
Старые костюмы, соответственно и дольше держаться?
Да, дольше держаться, там качество другое. Мы их стараемся реставрировать. Есть наш замечательный костюмер Ольга Владимировна с Михаилом Пузановым, которые нам помогают, поддерживают костюмы. Без них коллектив не может существовать.
У вас планируется выставка…
Выставку хотим сделать и показать наш фотоархив. Посмотреть фотографии и увидеть своих знакомых, своих братьев, сестер. Окунуться в то время, которые многие вспоминают с теплотой. Тем более, старшему поколению, так скажем, очень сложно перестроиться на наш лад. Нам-то не всегда под силу это сделать, а им тем более. Я вам сейчас покажу. Вот я нашел архив Валентины Александровны. Раньше камеры не было, и танцы записывали на бумаге. Вот, к примеру, танец Русский перепляс, мы его не будем танцевать, к сожалению. А вот описание этого танца. Прописан выход, каждое движение. Все это было вручную, представляю, какой это был титанический труд. Это сейчас включил запись и посмотрел, что у нас там было. А тогда все это нужно было держать в памяти. Вот еще можно посмотреть, приглашение на практикум во Францию в Ниццу, 1995 год. В то время нас еще радиозавод спонсировал. И финансовые вливания были, сметы разные. К примеру, на развитие международных связей.
Артисты, по-другому сказать не могу, после «Узоров» куда-то поступают?
Поступают. Могу похвастаться, сейчас у нас 4 мальчика поступили. Два брата Зайцевых в университет культуры, закончили его успешно. Сейчас служат в армии, в Черноморском флоте, в Севастополе. Сейчас через 4 месяца заканчивают уже свою службу. Я считаю, что это в том числе и моя заслуга, я приложил к этому руку. Ребят замотивировал, им это понравилось. Может быть, они посмотрели на меня, они заинтересовались творчеством, артистической деятельностью.
И вы думаете, многие ребята, которые поступили в университеты культуры, дальше свяжут свою жизнь с этим творчеством?
Да. Не обязательно педагогом. Естественно педагогической работой они могут заняться в дальнейшем, а сначала они могут танцевать. Да они уже в профессиональном коллективе танцуют. Они уже профессионалы. Буквально четыре года назад мы с ними танцевали, было 45 лет коллективу, они там еще детьми были, а спустя пять лет, они уже в профессиональном коллективе работают, защищают честь нашей родины. И они сейчас на гастролях в Узбекистане, по-моему.
В России, по вашему мнению, какой самый лучший коллектив, в вашем направлении? На кого бы вы равнялись, и чей уровень выступления вы смотрите с открытым ртом?
Ну, естественно это ансамбль Игоря Моисеева. Но опять же, это в техническом плане. У них идет уже академизма много, там можно сказать балет. А если брать русский народный, я считаю большинство государственных коллективов. Та же самая «Березка».
Это потому, что у них есть финансовая поддержка. Правильно я понимаю?
Естественно на государственном уровне их поддерживают. Они обязаны соответствовать уровню. Там артисты получают деньги за выступления. У нас в большинстве случаях дети.
Говоря о финансах, удается вам найти спонсоров среди местных предпринимателей, оказывают они вам поддержку?
Конечно, оказывают. Могу отметить, Савельев Владимир Владимирович, лучший друг Валентины Александровны, в свое время. Не забывает и остается верен ей.
Спонсорская помощь помогает вывести, на какой-нибудь фестиваль ребенка, у родителей которого не позволяют финансы.
Они как раз в этом случае и помогают. Потому что не все могут позволить себе поездку за границу. Цена на билеты может быть разная, от 30 до 60 тысяч рублей. Ну откуда у обычной семьи может появиться такая круглая сумма? На помощь приходят Воронок, Выборнов, Комолов, Кузнецов, Нефедов, Романов и многие другие. Все помогают.
То есть местные предприниматели активно участвуют в жизни коллектива?
Да, не скажу, что нас озолотили, но не отказывают. Спасибо им за это огромное. Конечно, приходится побегать. Особенно была затратная поездка в Португалию. Поездка была на остров, достаточно длительный перелет и он был достаточно затратный, не все смогли найти деньги на билет. Вот пришлось побегать, чтобы у нас поездка состоялась. Но итог, коллектив побывал на острове и выступил на фестивале.
Говоря о коллективе Узоры, о 50-ти летии, часто ли обновляется коллектив, много ли приходят людей, интересует ли именно это направление танца?
Популяризация народного творчества, она в наше время страдает. Все стремятся пойти в современную хореографию, за деньги. У нас тут бесплатно все. А там они платят деньги и занимаются. Я не хочу сказать, что это плохо.
Сейчас современные танцы стали обращаться к народным, делать стилизацию, они, таким образом, популяризируют народное творчество или отталкивают?
В этом случае не популяризируют и не отталкивают. Стилизованный народный танец имеет право быть, но чтобы он так массово был, я бы тоже этого не хотел. Они его извращают. Модернизируют по-своему, не переросло бы это всё в отдельное направление и не перебило бы наше народное творчество.
Возьмем, к примеру, день города, вышел кто-то сплясал современный танец, зрители аплодируют, кричат. Вышли мы, станцевали аутентичный танец, топатуху народную веселуху, зрители просто похлопали. Я просто беру в пример Европу там все в восторге от народного танца, и всегда аплодисменты.
А разве нельзя народный танец подстроить под молодежь, чтобы было интересно?
Это скажем так, рискованно. С народным танцем, это все перерастет в стилизацию. Мы стараемся сделать его красивей. Конечно же, когда там технические элементы добавляются, он становится краше. Синхронность добавляем, чтобы это не было аутентично. В нашем коллективе народный танец получается все-таки академический. Мы занимаемся и классическими танцами. Мы занимаемся и станком, чтобы все тянулось, ножки поднимались. Не всегда это получается, не у всех артистов. Вернемся опять к ребятам, которые поступили, Зайцевы, Эрик Лобанов сейчас заканчивают, опять хороший артист, у него большая перспектива, как у танцовщика, так и как балетмейстера. У меня Артем Хайбулин поступил в Московский колледж, а мальчик пришел буквально три года назад. Хорошие данные, подтянулся, понравилось, за три года втянулся, пошел и поступил в колледж. Сейчас вы его увидите на концерте, будет один из солистов. Можно сказать, состоявшийся артист, качественный танцовщик.
Представим коллектив через десять лет, каким вы его видите?
Через 10 лет, чтобы внимания побольше уделялось со стороны. Популяризацию, даже в тех же самых школах. Я хочу, чтобы детки про нас не забывали и в нашем случае даже не столько дети, сколько родители. Поскольку дети сами сюда не идут, особенно в возрасте 8-10 лет, их ведут родители. Опять же, все родители приводят по знакомству, слышали, кто-то, где-то танцевал. Хотелось бы просто уровень поддерживать, чтобы он не падал, а рос. Новые номера, новые постановки, новые победы, новые костюмы, новые страны.
Что вы пожелаете своему коллективу?
Покорения новых высот, долгих лет жизни, чтобы те задачи, которые ставила перед собой Валентина Александровна, они не угасли после ее ухода. Чтобы они продолжались с новой энергией. Хороших оценок деткам. Многие жалуются, что у нас выступления, во время учебного процесса, большое спасибо учителям. Родителям огромное спасибо, за то, что они привели в этот коллектив, в народные танцы, в наше время.