Судьба мне всегда дарит встречи с интереснейшими людьми. Недавно, работая над очередной статьей по теме гармонизации межэтнических отношений, я познакомилась с учителем, которая уже пятый год ведет цыганский класс. Это Морозова Светлана Андреевна, учитель начальных классов СОШ №30 села Андреевское. Слово «ведет» по отношению к ней я употребила не случайно, она действительно за руку держит и ведет по дороге знаний детей, что пришли в первый класс, не только не умеющие читать и писать, но и не умеющие, ни слова говорить по-русски.
«Я их просто очень люблю»
В сопровождении директора школы Гордеевой Татьяны Ивановны я иду в 5Б, где сегодня учатся 19 цыган. Это дети разного возраста, потому что четыре года назад в первый класс привели и семилеток, и десятилетних ребят, знающих по-русски только «здравствуйте» и «до свидания».
Надо отметить, что сельская общеобразовательная школа № 30 не первый год значится в числе передовых. У меня были поводы приезжать сюда и раньше, когда в школе был оборудован по целевой программе спортивный зал, мы писали о том, что совсем недавно школа стала победителем нацпроекта «Образование», получив грант в полмиллиона на приобретение современного оборудования для внедрения инноваций. И вот именно в этой школе по своей методике работает с цыганскими детишками Светлана Андреевна Морозова.
В классе меня сразу окружают нарядные, празднично одетые дети, для которых приезд журналиста – событие. Они группируются вокруг учителя, а Светлана Андреевна без устали рассказывает мне о том, какие они хорошие, показывает тетради с контрольными работами, ведет к «Доске почета», где вывешены грамоты и похвальные листы ее воспитанников, мы листаем альбомы с рисунками, с фотографиями добрых дел. Ощущение, что я попала в большую семью, не покидает меня с первой до последней минуты общения.
Дети в пятом классе прекрасно говорят по-русски, они наперебой рассказывали мне, какая у них хорошая учительница, она добрая, справедливая и строгая, все они любят учиться, знают много песен и стихов, хотят быть тоже учителями, врачами и даже профессорами.
– Я их просто очень люблю, – говорит Светлана Андреевна, но не скрывает, что четыре года назад, когда к ней привели двадцать детей, не умеющих сидеть за партой, не говорящих по-русски растерялась.
– Главное, что и родители очень плохо знают русский язык, так что приходилось объясняться жестами. А как объяснить цыганам, что надо полторы тысячи отдать за прописи? – спрашивает учитель, и вопрос звучит риторически, – Но находила выход в том, что ксерокопировала для них страницы прописей, буквы писала карандашом, они обводили. А язык стали учить через песню. Все цыгане музыкальны, у них прекрасная память, заучивали на слух, пели. И сейчас с удовольствием поем. А еще они все невероятно эмоциональны. Нет более благодарных слушателей, когда им читаешь вслух: плачут, искренне смеются, сопереживая героям рассказов.
Я слушала песни в исполнении класса, когда Светлана Андреевна играла на фортепьяно, и думала только об одном – как же повезло детям с учителем. Понятие дети инофоны (так принято сейчас называть иноязычных детей) для Светланы Андреевны не пустой звук, она родилась в Узбекистане, сама училась в классе, где были собраны дети 14-и национальностей. Повезло, что у учителя два образования – она учитель начальных классов и учитель музыки. В школе абсолютно правильно решили, что именно Светлана Андреевна будет классным руководителем цыганского класса, и что она будет вести у них русский язык. Дело в том, что для этой категории детей не разработаны даже отдельные стандарты обучения русскому языку. Русский язык с ними учат как родной, а не первый иностранный. А по сути, дети осваивают именно иностранный для них язык. Методики обучения цыган, федеральных программ для их обучения нет. Есть только отдельные «очаги» творчества учителей, что идут по пути «проб» дорогой обучения цыган.
Все дети должны учиться
До приезда в Андреевскую школу я встретилась с начальником Управления образования администрации Александровского района Сергеевой Ириной Константиновной. Она в интервью нарисовала общую картину того, как район решает вопрос обучения детей цыган.
– Ирина Константиновна, сколько цыган учится в школах нашего района и как давно наши школы принимают детей «цыганского населения»?
– Давайте начнем с общих цифр – в районе 22 школы и в этом году за парты сели 11786 учащихся. В этих школах обучаются 127 цыган в возрасте от 7 до 17 лет, еще примерно сто цыган маленьких на воспитании в семьях, по сложившейся традиции в детские сады цыгане детей не отдают. Учатся цыгане в двух городских школах и нескольких поселковых. Там, где ребятишек много, мы создаем отдельные цыганские классы.
– Почему вы идете по пути создания отдельных цыганских классов?
– Этому нас научила жизнь. Первые цыгане массово появились у нас в районе в 2009 году. Они мигрировали из Ивановской области, обосновались в деревнях Иваньково и Елькино. И честно говоря, мы поначалу даже растерялись. Нам сообщают, что в домах-времянках есть много детей школьного возраста, которые не учатся. Мы поехали туда, увидели полнейшую антисанитарию, стали вести переговоры, что детей надо отмыть, им надо учиться. Правда, эти таборы так и укочевали с территории района, но года через два появились другие. Вот эти уже осели, построили свои поселки, сегодня цыгане массово живут в Темкино, в Каринском, в Арсаках, Балакирево, Иваново-Соболево. В последнем, названном мной населенном пункте, соседствуют сразу два табора. Детей у них много, поначалу мы их принимали в обычные классы. Но дело в том, что по большей части приходят дети, совершенно не умеющие говорить на русском языке, дети разновозрастные, в первый класс может прийти и семилетка и тот, кому уже девять лет. Это требует особого подхода, особого обучения, и родители русских детей стали роптать, беспокоясь, что совместное обучение с цыганами не позволит их детям быстро осваивать программу. Мы решили создавать отдельные цыганские классы на стадии начальной школы. Сегодня такой класс в 20 человек есть в средней общеобразовательной Андреевской школе, 37 детей учатся в школе поселка Балакирево, а там, где пять-шесть цыган в параллели, то, конечно, мы их определяем в общий класс.
– Вы сказали, что это особые дети, в чем особенности, с какими проблемами сталкиваются учителя?
– Цыгане не готовят детей к школе в общем понимании – не учат даже говорить по-русски. Вся подготовка сводится к покупке одежды, ранцев, школьных принадлежностей. И здесь надо отметить, что сегодня все, даже не очень обеспеченные цыганские семьи, экипируют своих детей хорошо. Дети активные, подвижные, их трудно научить даже сидеть, поднимать руку. С большим трудом приучили рано поднимать детей, чтобы они успевали к первому уроку. В таборах принято поздно ложиться и поздно вставать. До сих пор боремся за посещаемость, много прогулов без уважительных причин. Вот сейчас осень – время свадеб, а они у цыган длятся три дня, и все это время дети не учатся. Я на телефоне с баронами всех таборов, директора школ тоже, возвращаем детей за парты.
– Бароны понимают ваши требования?
– Приходится убеждать, потому что барон просто обязан отстаивать интересы своего населения, даже в мелочах, но мы «гнем свою линию» и многое получается. Сначала некоторые бароны хотели, чтобы дети учились непосредственно в таборе. И у нас был такой класс в поселке Светлый. Учились в вагончике, учительница начальных классов ездила туда. Но это крайне неудобно, условий никаких. Убедили, что детей лучше учить в обычной школе, где у них будет и спортзал, и питание. Решаем с баронами проблему подвоза детей. Где есть возможность, там детей подвозят на школьном автобусе, где-то это особый рейс автобуса межгород. Я говорила, что в Иваново-Соболево два табора, поначалу спорили, к какому из них ближе остановка автобуса, просили останавливать автобус в двух местах, но мы убедили, что по ПДД невозможно останавливать автобус там, где просит барон. Детей к автобусу ведут родители, встречают из школы тоже – так мы решаем проблему безопасности. Если у родителей нет возможности собрать ребенка в школу, ведь в таборе есть и очень обеспеченные семьи, и совсем необеспеченные, то барон решит и этот вопрос.
– Как цыгане относятся к учебе детей? Стремятся дать среднее, высшее образование?
– До 9 класса доходят единицы детей. У цыган нет культа образования, они считают, что научился писать, считать, говорить – уже хорошо. Ведь поголовно матери нынешних учеников, безграмотные. Много детей выбывает из-за ранних браков, особенно девчонки. А поскольку на своих из табора цыгане не женятся, ведь там практически все связаны родством, то невесты уезжают в другие таборы. И сделать ничего невозможно, все хором твердят о традициях. А жаль, потому что цыгане обучаемые, активные, везде стремятся участвовать – поют, стихи читают, пляшут.
– Что посоветуете всем, кто решает вопросы образования цыган?
– Садиться за стол переговоров, идти на разумный компромисс, но четко определять позицию – дети должны учиться. Если такую работу не проводить, то детей и в начальную школу не приведут. И не надо бояться цыганских детей. Сегодня образовательные стандарты позволяют выстроить индивидуальный маршрут обучения ребенка.
И один вопрос без ответа
Внимательный читатель заметил, что когда я писала о пятом классе Андреевской школы, то назвала две цифры – пришли в первый класс двадцать учеников, сегодня учатся 19. Дело в том, что один очень способный к обучению мальчик в этом году перестал ходить в школу, потому что в 15 лет он не просто женат, у него родился ребенок. И как главе семейства, ему уже не до учебы. Ранние браки цыган – одна из важнейших проблем, мешающая детям получить среднее образование и учиться дальше. Цыгане следуют традиции, завещанной их предками, и женят своих детей очень рано, даже с 12 лет. Объясняют это тем, что создавать семью должны целомудренные люди, а сохранить целомудренность девочкам и юношам в 18 лет сложно. Разводы в цыганских семьях не приветствуются, а целью семьи, по большому счету, должно стать рождение детей. А как же мечты нынешних пятиклашек о том, чтобы стать учителями и врачами? Получается, что разобьются они вдребезги о традиции? Я уж не говорю о формальном выполнении закона «Об образовании», что предусматривает получение разными путями среднего образования для всех. Так что при всесторонней работе над темой обучения цыган, один вопрос для меня остался без ответа.
Светлана Аминова