СТРАСТИ ПО "СИТЦЕВОМУ ЧУДУ"В сентябре прошлого года в ДК города Карабаново  торжественно открылась экспозиция “Ситцевое чудо”. Разрезали алую ленточку, говорили поздравительные речи, читали стихи. Свершилось то, о чем карабановцы мечтали двадцать лет. Знаменитые барановские ткани и  платки, фотографии, предметы быта  прошлых столетий  вновь предстали перед горожанами в экспозиции, открытие которой посвятили 70-летию Владимирской области. Но что-то пошло не так. Сегодня  в творческой интеллигенции города произошел раскол, разделилась городская элита на “мы” и “они”. И уже не первый журналист пытается разобраться, какая “черная кошка” пробежала по “ситцевому чуду”.

“ИБО И ПАЛЬЦЕМ НЕ ПОШЕВЕЛЯТ”

 Передо мной обширная переписка, датированная концом октября прошлого года.  Это письма одного содержания (веерная рассылка), адресованные советнику Президента РФ по культуре,  министру культуры РФ, в Администрацию Президента. Все они отправлены из города Карабаново уже после открытия экспозиции “Ситцевое чудо”. Все о судьбе  музея бывшего комбината им. III-Интернационала. Здесь же ответы на послания, как водится, ото всей вертикали власти – от Управления Президента РФ по обращениям граждан до главы администрации Александровского района. Сегодня такой перепиской мало кого удивишь, пишут наши граждане на самый “верх” по самым разным вопросам. И я вряд ли бы обратила внимание на эти письма, если бы под ними не стояли подписи известных мне людей – супругов Ключниковых.  И Андрея, и Валентину я давно знаю, как людей творческих, уделяющих огромное внимание краеведению, рукоделию, стихотворчеству. Они не раз занимали призовые места на самых разных конкурсных площадках, в том числе и Российского уровня, удивляя жюри оригинальностью поделок в русском народном стиле. Кроме того мне довелось побывать на открытии выставки “Ситцевое наследие”, организованной ими в ДК Карабаново, и увидеть большую коллекцию работ местных художников, собранную Валентиной Ключниковой за несколько лет, выставленную в АХМ. Что же подвигло столь уважаемых в творческой среде людей писать во все инстанции? Думаю, финал писем , в котором я не меняю ни стилистику, ни пунктуацию, будет ответом на этот вопрос:

“Два года назад, мы Ключниковы Валентина Михайловна и Андрей Викторович организовали инициативную группу неравнодушных к этой (авт. – музейной) теме людей. И с большим трудом удалось городскую власть спасти оставшиеся музейные экспонаты. Администрация города в качестве временного помещения под их хранение предложила подвальное помещение дома культуры, в котором проходят все коммуникации (Год постройки ДК – 1928).Другого места не нашлось. Но это временное длится уже более трех лет. Несмотря на неоднократные обращения ветеранов и городской интеллигенции по вопросу организации музея в более достойном помещении, которое хоть как-то отвечало бы нормам и требованиям содержания музейных экспонатов, местные власти никак не реагируют. Правда, под давлением общественности, около трех месяцев назад руководство ДК решилось-таки выделить комнатку эконом-класса (примерно 30 кв. м), но на этих 30 метрах можно разместить лишь малую часть экспонатов, и есть опасение, что оставшееся может быть просто уничтожено, так как это головная боль для тех, кто должен решать этот вопрос. Тем более, что уже идут разговоры, что нет смысла суетиться и стенать по тому, что уже не вернуть.

А ведь есть у нас еще и немало строений известных зодчих. Только мы привыкли к их запущенному виду и не задумываемся об их создателях. Скоро эти постройки могут вообще исчезнуть с лица земли, уж тогда точно вопросы просто не будут возникать.  И как же много наши нелюбознательные жителей, владельцы зданий и власти города теряют при этом: ведь целый туристический маршрут можно проложить только по этим памятникам архитектуры, особенно архитектуры промышленной.

 Мы все знаем, что любовь к Отечеству и гордость за него начинается с любви к своей малой родине и гордости за нее. Но откуда им взяться – этим высоким чувствам у будущих поколений, если нынешнее не будет “стенать” по тому, что еще можно вернуть.

 Уважаемый (ИО)! Помогите нам! Ибо мы знаем, что администрация города и пальцем не пошевелит без некого сигнала свыше – или  хотя бы намека.

 Речь идет об имидже Росси за рубежом!”

Если даже опустить высокий стиль письма со всеми  “ибо” и  “стенать”,  и не обращать внимания на последнюю фразу “мирового уровня”, то все равно есть, над чем задуматься. Вырисовывается явное недовольство части общественности  города только что открывшейся экспозицией.  Письма подписаны не только супругами Ключниковыми, но и Председателем Совета ветеранов г. Карабаново  А. М. Тощевой, и Председателем общества инвалидов “Милосердие”. Захотелось услышать суть претензий к городской власти, которая и “пальцем не пошевелит” без сигнала свыше. И такая возможность представилась.  Инициативная группа приехала в Александров. В ее состав вошли А.Ключников, В. Ключникова, А.Тощева, Н. Забиронин,  В. Андрианов и Н. Фефилова.

НЕ  БЫЛО МУЗЕЯ, И ЭТО НЕ МУЗЕЙ

Конечно, мы вспомнили, каким богатым на экспонаты был музей на бывшем хлопчатобумажном комбинате, вспомнили, какую громадную воспитательную работу проводили на базе этого музея.  Потом комбинат закрылся, музей тоже, сваленные в коробки экспонаты гнили в развалинах.  Неравнодушные люди объединили усилия, вывезли их, долго сортировали и просушивали в подвале ДК. После  многих обращений открыли экспозицию.

– Я думаю, что считать эту комнату музеем нельзя, – говорит А. М. Тощева, – Может для  раскрытия одной темы она и годится, но экспонатов больше, требуется большая площадь, чтобы рассказать обо всей истории города и комбината. Мы ходили по городу, как искатели, чтобы найти достойное помещение. Освободился же бывший дом пионеров, но там сегодня другая организация. Разговаривала с нашим мэром  Н. Помехиной, она  видит помещение под музей рядом с клубом,  в бывшем здании православной школы, там можно и хранилище удобное устроить.  Может, и  есть смысл там все организовать? Мы беспокоимся за судьбу экспонатов, что и сегодня, не войдя в основную экспозицию, до сих пор находятся в подвалах ДК. Там может все утратиться. Они в комнате, где проходят все коммуникации.

Вариантов размещения музея в этот раз было предложено немало. Так, например, В. Андрианов видит целесообразность размещения музея только в новой части города, там, где кипит жизнь. Он был бы за, если музей разместить в  магазине, некогда бывшем в хозяйственном ведении семьи Ключниковых. Это первый этаж жилого дома по ул. Мира. Сам А. Ключников солидарен с  А. М. Тощевой и уверен, что лучшего здания, чем бывший детский сад около ДК найти сложно.  Бывшая детская кухня, здание бывшего магазина на Церковной горе тоже  рассматриваются  как вариант.  Но кто будет вкладывать деньги в ремонт зданий, в реконструкцию, кто возьмется за организацию музея с нуля в новом помещении, откуда взять ставки работников и финансирование нового учреждения культуры? Меценаты? Городская тощая казна? Ответов на эти вопросы не нашлось, хотя предложения по поиску денег были:

– Деньги у нас под ногами, – убеждена В. Ключникова, – В Карабаново пока еще сохранилась промышленная зона,  можно сделать потрясающий туристический маршрут. Сколько  у нас еще живо помещений цехов, станков, все может работать на туриста, если появится заинтересованный человек.  Много умельцев, готовых делать и продавать сувенирную продукцию. А если сделать светелку по набивке платков?  Вот и доход в бюджет.

 Валентина Михайловна не раз говорила, что отдаст всю свою  богатейшую коллекцию платков, тканей, работ местных художников в достойный музей. Пока у нее много претензий к организаторам экспозиции. Не устраивает ее художественное решение “Ситцевого чуда”, есть большие замечания к грамотности проведения экскурсий (она убеждена, что есть исторические неточности, да и проводится все это “без изюминки”), экспонаты могут прийти в полную негодность от лучей солнца и неправильного крепления.

– Клуб давно сам по себе, он уже сейчас превратился не совсем в клуб, там больше идут какие-то продажи, – заявляет известный художник Н. Забиронин, объясняя, почему надо музей разместить не в ДК. – Клуб надо бы разместить в новой части города, а они (авт.- сотрудники ДК) пусть там потихоньку.  Музею нужно хорошее посещение.

     После таких веских претензий оставалось только ехать в ДК Карабаново, причем без предупреждения, поскольку читала в одной из статей, что туда не всех пускают даже с удостоверением журналиста.

И ПОКАЖУТ,  И РАССКАЖУТ

– Когда можно попасть в музей ДК?

– Сколько вас человек?

– Я одна.

– Сможете приехать завтра с  10 утра? Будет наш сотрудник, для вас проведут экскурсию.

– Для одной?

– Могут и для одной.

 Примерно такой разговор состоялся у меня вечером с  сотрудником ДК, которому я (уж, извините) не представилась. Только когда поняла, что примут и проведут экскурсию даже для одного посетителя, объяснила цель своего визита – хочу посмотреть экспозицию, хочу поговорить с людьми, которые отвечают за ее сохранность. И вот я в карабановском клубе. “Ситцевое чудо” расположено на третьем этаже уникального архитектурного сооружения, каким является ДК. Наверх ведет широкая лестница (эх, умели же строить!) с деревянными перилами.  Я ожидала увидеть убогую экспозицию, где все сделано неправильно. Увидела чистую комнату с новым натяжным потолком, с  задрапированными стенами, с маленьким оконцем, сквозь которое пробивался мягкий рассеянный свет. Экспонаты разные – и предметы в витринах, и ткани, и платки, и народные костюмы на манекенах. Я не специалист в музейном деле, поэтому могу судить только на уровне понравилось или нет. Мне понравилось!  А высказаться я предоставила возможность не менее многочисленной инициативной группе, в которую вошли учителя, сотрудники ДК и администрации города, эксперты и просто неравнодушные люди.

– Сотрудники дома культуры стали заниматься музеем на общественных началах, ведь музейных ставок в ДК нет, – говорит Н. Поликарпова, сотрудник администрации города,  после того, как я в очередной раз выслушала от нее историю спасения экспонатов  общественностью города , – Чтобы изучить музейное дело ездили во все музеи Александрова, консультировались. Они взвалили на себя сложное дело, а никто помощи со стороны инициативной группы не оказал. Никто не помог ни финансово, ни советом, сейчас  критикуют, а кто тогда сказал, как надо? А сотрудники ДК сидели ночами, дважды только переделывали драпировку стен, хотелось сделать хорошо.  Вложили деньги, заработанные клубом. Провели сигнализацию, пошили костюмы, да, что там говорить, спасли экспонаты.  И на открытие пригласили всех,  и все говорили только добрые слова. Почему сейчас вдруг все не нравится? А  есть конкретные предложения – надо приходить сюда и работать вместе.

 Другое помещение под музейную комнату в ДК найти сложно, считает руководство ДК и администрация города, поскольку детей из кружков не выгонишь, а фойе необходимо для проведения больших массовых праздников.  И выставки-продажи в ДК проходят, этого никто не отрицает, но все в рамках Устава, все по закону.  Да и где брать денег на тот же ремонт, на тот же музей, который работает уже почти год.

– Здесь уже побывали почти все учителя с детьми изо всех школ города, – поясняет Л. Фролова, автор экскурсий, учитель  русского языка и литературы, – Отзывы   об экскурсиях, об экспозиции только отличные. Целая книга отзывов уже набралась. Музей работает, и чтобы попасть в него, достаточно только позвонить. Сейчас мы разрабатываем уроки на базе музея. Они обязательно пройдут в следующем учебном году.

О том, что почти 300 школьников посмотрело “Ситцевое чудо” только за летние каникулы, рассказала Т. Исаева, сотрудник ДК. Она же показала,  как проводится интерактив по набивке рисунка на бумагу. Ребята сами могут сделать простейший оттиск, знакомясь с производством хлопчатобумажных тканей. И тематика экскурсий  разработана разная.  И все это сделано людьми на добровольных началах.

 Слова в защиту музея сказали и учитель истории Т. Опалько, и художник-любитель  Э. Косарев, и известный российский дипломат Г. Шевелев.

– Считаю, что присутствие  всего, что связано с деятельностью комбината им. III- Интернационала музея  ситцев  в ДК, который  является памятником советской архитектуры конструктивизма 20-х годов,  органично, – объяснил свою позицию Г. И. Шевелев, заверив, что в самых высоких инстанциях будет отстаивать право ДК  на музей.

Все, кто собрался в этот день в музее, искренне переживали за судьбу экспозиции, создание которой далось с таким трудом. Все говорили, что готовы работать и дальше, и ошибки исправлять, если они есть, но лишать права ДК на музей, уничтожать то, что создано сегодня нельзя. И  ведь не за доходное место встали люди, за музей, который дохода не дает, билеты в него не продаются, а напротив, требует вложений и вложений. Директор ДК Н. Крохина, узнав, что приезжает очередной корреспондент для очередного журналистского расследования, приехала с сессии (она получает второе высшее специальное образование), чтобы сказать:

– Эта экспозиция находится в достойном месте и функции свои выполняет. Она хранит память о комбинате, о  его рабочих, о славном руководителе С. Т. Карпове. Она служит делу патриотического воспитания молодежи. Ну, а если находятся люди, которые занимаются антирекламой нашего ДК, это  надо пережить, все эти испытания на нашем пути не случайны, они помогают нам из алмаза превратиться в бриллиант.

“КРУГОВОЮ ПОРУКОЙ ДОБРА”

Что же произошло в славном городе Карабаново, что раскололо неравнодушных инициативных людей на два лагеря, что заставляет одних писать во все инстанции жалобы, а других  намертво стоять на “защите рубежей”? Думается, что простой человеческий фактор. Начинали работу по созданию музея вместе,  каждый видел себя инициатором нужного важного дела, потом одни создали без  действенного  участия других, другим созданное не понравилось  – и понеслось.  Письма во все инстанции против “неотесанного невежества, которое правит балом”,  против “дремучей исторической дезинформации”, против ” прикормленных местных журналистов” породили массу ответов о “данной экспозиции, которая находится в достойном месте”.

Сегодня просто надо остановиться и посмотреть друг на друга, принять  и понять друг друга, объединить силы для общей работы, будь то разработка туристических маршрутов или создание виртуальной версии музея, о чем говорили на встречах тоже.  И сам музей расширять, и здание под новые вернисажи  искать, и меценатов привлекать  – непочатый край работы для всех инициаторов благородного дела.  Мне, например, захотелось по мере сил музею помочь во всем, что касается пропаганды его работы. Провели музейный урок, интересную экскурсию – давайте, расскажем об этом, появится даритель или меценат – на первую полосу материал подготовим.

“Человечество живо одною круговою порукой добра”, – этими строками из песни, столь любимой в семье Цветаевых, я хочу закончить статью, потому  что и сама верю, что иначе нельзя.

Дарья Горшкова