Если кого-то удивил заголовок, то просто советуем прочитать всю статью. Не секрет, что именно Управление образования является главным распорядителем районного бюджета, но И. К. Сергеева, начальник управления образования, которая дала интервью нашему корреспонденту в преддверии нового учебного года, говорила именно о “терпении школ”. Она рассказала о готовности образовательных организаций к учебному сезону 2017-2018, прокомментировала ситуацию с добровольными родительскими взносами в фонд школ и сбором денег на учебные пособия.
– Наша встреча накануне нового учебного года – хорошая традиция. Все ли образовательные учреждения готовы принять детей 1 сентября?
– Завершена приемка образовательных организаций. Мы приняли 57 муниципальных учреждений и два негосударственных детских сада РЖД. Все учреждения к новому учебному году готовы и приняты всеми членами комиссии, в составе роспотребнадзора, пожнадзора и ОМС. Замечания были, но в актах приема они не обозначены, поскольку теперь введен новый порядок рекомендаций. Все надзорные органы пишут свои замечания на имя главы администрации, и в план подготовки нового учебного года это прописывается органами местного самоуправления. Хочу отметить “отличников”. Это детские сады № 4, 7 и 27. Это новые организации и они укрепляют свою материально-техническую базу. Большие работы по благоустройству территории провел детский сад №2. Там участки поднимали, потому что территорию постоянно подтапливало. Веранды нового образца построили в ДОУ №11. В ДОУ №24, специализированном учреждении для детей с нарушением зрения, провели работы по программе “Доступная среда”. Пандус, тактильные плитки, вход – все теперь соответствует требованиям, приобретено специальное оборудование. По школам глобальных ремонтов не было, деньги распределили по чуть-чуть, в основном, для проведения частичного ремонта кровель. Немного благоустраивали пришкольные территории. У нас глава администрации четко приводит в жизнь план: там, где идет ремонт тротуаров, то облагораживается и территория социального объекта. Деньги ушли и на учреждения дополнительного образования, самые значительные работы прошли в лагере “Рекорд”, там заменили кровлю пищеблока.
– Школам дали по чуть-чуть. Это сколько в рублях?
– От 20 до 500 тысяч. Всего на школы было 5 млн. рублей, это деньги муниципалитета. Федеральные деньги пришли только по программе “Спортзалы на селе”, мы капитально отремонтировали спортзалы в Махринской школе и в с. Арсаки.
– Много ли пришлось родителям “раскошеливаться” на ремонты? Тема школьных поборов не сходит с повестки дня, вопрос даже на контроле у Президента.
– Мы в курсе, что тема обсуждается в стране, сами негласно участвуем в ее обсуждении. Директор образовательной организации не просит денежных средств, идет работа родительской общественности. Попечительские советы или родительские комитеты собираются и решают вопрос о тех видах ремонта, которые будут проведены за счет родителей. Да, на таком собрании может присутствовать и директор, и его заместитель, но все сборы добровольные. У всех разный уровень дохода. Не может сдать семья – не сдавайте! Но нам сейчас не обойтись без помощи родителей. Однако, надо реально смотреть, что группа родителей в 20 человек может сделать в конкретной классной комнате. Бывает, что решают закупить два комплекта штор – зимние и весенние. А зачем? Я считаю, что это роскошь. Можно отмыть класс, где-то покрасить, утеплить окна. Родительское участие в жизни класса не измеряется только сбором денег. Есть очень крутые мамы, которые хотят сделать все и сразу, но они забывают, что есть многодетные семьи и семьи с низким уровнем дохода. Только одеть ребенка в школу надо минимум на 10 тысяч. А если в семье сразу несколько школьников? Разница в уровне доходов родителей видна, один ученик начальных классов свой бесплатный завтрак отставляет, потому что у него всегда в кармане 100 рублей на расходы, а другому ребенку этот завтрак очень нужен. Так что все, что касается участия родителей в ремонтах, приобретении для класса, надо делать разумно и по закону. У нас в образовательных учреждениях, особенно в садах, хорошая мебель, хорошая техника, на это вообще не надо собирать деньги. В школах с этим посложнее. У нас район особенный. Мы в режиме больших строек с 2013 года. Мне бы дали и больше денег, но я душой радею за всю социальную сферу района. Нам нужны ФОК и ледовый дворец? Нужны. А там большая доля муниципальных денег. Сейчас можно сказать, что школы на поддержку инфраструктуры идут по остаточному принципу, но мы терпим. Я знаю, что закончатся большие стройки, мы бросим деньги на школы.
– А учебники и учебные пособия? Иногда учитель заставляет родителей покупать учебные тетради, которые стоят по 700 рублей. Это оправдано?
– По закону об образовании все учебники должны быть бесплатными. Ситуация в районе такова – с 1 по 7 класс стопроцентная обеспеченность. В некоторых школах есть 100% показатель. Но вот в школах, где 1000 и более детей, учебников хватает не всем. У нас возросло число школ-тысячниц. К первой, тринадцатой, четырнадцатой и гимназии 2 приближается школа 10 города Струнино. Они на 1 сентября набирают 1000 учеников. Вот в таких школах не достает всем полного комплекта учебников, особенно для старшеклассников. Но все имеют электронную версию учебника. Можно так выйти из ситуации, иногда просим родителей купить один-два учебника. Что касается тетрадей, да, они дорогие. И это разовое пособие, его школа приобретать не обязана. Но всем учителям рекомендовано пользоваться множительной техникой, которая в школах есть. Родителям проще купить пачку бумаги, чем несколько рабочих тетрадей. И, конечно, если учитель рекомендовал рабочую тетрадь, то ее надо использовать, а не так, как было в одной школе – задали пару домашних заданий, и все. Конечно, тогда родители будут возмущаться, зачем они потратили деньги. Все категории малообеспеченных семей полностью обеспечиваются учебниками. По любому сигналу директора, скажем, если приехала семья из другой территории без учебников, я выдаю по договору с ОУ из своего фонда. Фонд учебников у меня есть, держу его буквально до середины учебного года.
– Скоро августовский педсовет. Какие цели поставите перед педагогами?
– Да, 24 августа у нас большой педсовет. Его тема: “Образование и семья – социальное партнерство”. Будем говорить о развитии личности ребенка в детском саду, школе, УДО при непосредственном участии семьи. Сейчас чувствуется кризис семейного воспитания, нам надо искать точки соприкосновения.
– А как вы смотрите на семью? Как на получателя качественных образовательных услуг или на помощника в образовании и воспитании?
– Мы хотим видеть в семье партнера. Я надеюсь, что образование – это не услуга. У маленьких есть услуга – присмотр и уход. И то, там уже идет образование и воспитание. А уж в школах и подавно это не услуга. Не надо ровнять образование к услуге по смене набойки на сапогах. Мы и родители, общество – социальные партнеры.
– Мне кажется, что пока социальное партнерство это мечта. Нужно время, чтобы родители ощутили себя в одной упряжке со школой.
– Соглашусь. Я большие ожидания возлагала на введение федеральных государственных стандартов. Хотелось бы, чтобы дети нашли себя и в урочной, и во внеурочной деятельности. Но мы столкнулись с проблемой кадров. По замыслу всю внеурочную работу, дополнительное образование должны были вести специалисты. А получается, что воз везет тот же учитель, что уже отстоял у парты 4-5 часов. Не получается смены преподавателя. Тот же уставший учитель идет к тем же детям, и при всем его учительском подвиге у ребенка нет смены “героев и декораций”. Кружки и секции были бы более интересны вне стен школы. Но пока это только мечта.
– Зато много предложений от разных центров развития. За деньги предлагают и научить, и развить ребенка. Знаю расценки одного из таких центров – 305 рублей за академический час. Как вы относитесь к таким предложениям?
– Да, центров таких много. Часто у таких центров есть лицензии, которые выдает департамент образования, как коммерческим структурам. Такую лицензию получить не сложно: есть помещение, есть несколько преподавателей, есть программы, этого достаточно. Сразу скажу, что нам такие центры не подотчетны. Особенно популярны такие центры у родителей дошкольников, они ведут туда детей, чтобы их подготовили к школе. А зачем? Разве в детском саду с детьми не занимаются? При любой подготовке мамам надо заниматься с детьми еще и дома, а не складывать с себя этот груз на центры развития. Был у нас и опыт сотрудничества с центром изучения иностранных языков. Пришли ко мне представители, предложили сотрудничество. Я загорелась, почему бы и нет. Провели соцопросы, из групп захотели отдать своего ребенка на обучение иностранному языку 3 или 4 человека. Отпугнула цена. Уже первый взнос – 1800 рублей, надо было купить пособия, тетради, диск. Потом надо было 300 или 600 рублей платить ежемесячно. И группы распались, остались единицы, которые учат иностранный язык в свои 4 года у индивидуальных преподавателей.
Позиция многих центров мне не понятна. Они всем говорят, что современная школа не дает знаний, а дети их руководителей учатся в наших школах. Почему они своих детей не переводят на домашнее обучение? Сейчас это возможно, но не хотят. Школа кроме лицензии имеет аккредитацию, отвечает за качество образования, а за что отвечают центры? Ни за что. Я считаю, что такие центры лишняя трата родительских денег. Могу приветствовать их работу только в том случае, если они направлены на обучение взрослых людей, тем же иностранным языкам.
– С каким настроением лично Вы встречаете новый учебный год?
– Настроение хорошее, работоспособное. Я люблю свою работу, получаю удовольствие от того, что я делаю, мне хочется видеть процессы преобразования к лучшему в системе образования района. Хочу поздравить учителей, родителей и учеников с началом нового учебного года. Желаю всем взаимопонимания и сотрудничества.
Записала Светлана Аминова