14 лет назад, осенью 2009 года, в музее-заповеднике «Александровская Слобода» открылась «Царская мастерская». Трудно представить, сколько за это время побывало в ней туристов, а точнее активных участников ремесленного процесса. Ведь здесь проходят только интерактивные занятия, и в начале каждого на пороге ребят и взрослых встречает гончар.
Как, на основе какого исторического материала появилась сама идея музейного творческого центра? На этот вопрос лучше всех отвечает вдохновитель и куратор этого проекта, директор музея-заповедника «Александровская Слобода» А.С. Петрухно: «Известно, что в Слободе на Государевом дворе Ивана Грозного, кроме парадных зал и палат, жилых и постельных хором, существовало множество дворцовых построек, принадлежавших к разнообразным хозяйственным службам. Одной из них была гончарная мастерская. По результатам многочисленных археологических исследований на территории Александровского кремля можно с уверенностью говорить о том, что здесь производили свою керамику, предназначенную для самых различных целей. Важную функцию она выполняла в архитектуре: это и черепица различных видов – типа «бобровый хвост», зеленая муравленая, а также плитка, ведь в слободских дворцовых сооружениях полы были выполнены по принципу итальянских мозаичных, только вместо мрамора использовалась глина. Выполняли в такой мастерской и необыкновенной красоты изразцы – красные рельефные (без использования глазури), муравленые рельефные. И, конечно, делали различную посуду, без которой невозможно было обойтись в быту, даже царском. Это были кружки, тарели, крынки, лотки, жбаны, рукомойники, вазы – всего и не перечислишь!
Поэтому органичным продолжением рассказа о службах Государева двора стало открытие Музейного творческого центра, воссоздающего работу царской гончарной мастерской».
Соответствующую атмосферу создает сама белокаменная сводчатая палата XVII в. с великолепной замковой розеткой в центре. Попадая сюда, мы будто переносимся в другое время – с дубовыми столами и лавками, коваными сундуками, разнообразной (давно забытой, а многими и не виданной) глиняной посудой и, конечно же, с главным рабочим инструментом гончара, придававшим волшебный характер труду мастера, – гончарным кругом. Скорее всего, подобный находился в мастерской XVI в., ведь форма круга традиционна и мало менялась с течением времени. А в продолжение этого путешествия во времени на пороге мастерской нас встречает гончар, одетый в соответствии со старинными традициями.
В эту историческую и одновременно творческую атмосферу погружаются дети и взрослые, приходя на занятия в Музейный центр. Очень интересно наблюдать за выражением лиц, на которых изумление сменяется любопытством, а оно, в свою очередь, радостью от соприкосновения с исконно русскими ремеслами. А чего стоит возможность самим покрутить гончарный круг или вылепить глиняную безделицу! Кстати, большим спросом пользуется «Царская мастерская» у семей с «особенными» детьми. Ведь работа с «живым» материалом-глиной очень благотворно влияет на любого человека, а такие ребята особенно восприимчивы. Да и всем нам порой полезно возвращаться к истокам и традициям, когда можно самим поучаствовать в процессе, почувствовав себя – ни много, ни мало – царским гончаром!
Пресс-служба музея-заповедника «Александровская слобода»