Если я вас не утомил, рассказывая о своем культурном отдыхе, то хочу поделиться мыслями по поводу спектакля “Андрей Боголюбский”. Его в наш город 29 сентября привез Владимирский академический областной театр драмы. Несмотря на смешную цену за билет, всего в 100 рублей, было опасение, что народ не придет. Да не обидятся на меня жители города, но как-то больше все у нас спешат на сатириков и мюзиклы, а тут исторический спектакль, да еще продолжительностью больше двух часов. И афиша не особо яркая, пастельная, и авторы мало известные, и актеры не наши. Разве что фамилия Николая Горохова, исполняющего главную роль, была на слуху у людей интересующихся политикой. Андрея Боголюбского играл тот самый Горохов, который как-то сказал Президенту России, что есть такой город Александров, где народ театр любит, а глава города театр не жалует. Суммируя вышесказанное, я шел на спектакль только с одной мыслью: “Лишь бы не отменили”.
По оживлению в фойе ДК “Юбилейного” понял – не отменят. Больше чем на две трети зал заполнили зрители. И это уже был прогресс для Александрова. Среди пришедших были замечены актеры и режиссеры нашего театра, некоторые депутаты, сотрудники культурного фронта, заядлые театралы.
Пришедшие в этот день отдать дань Мельпомене, явно не прогадали. Спектакль получился мощным. На сцене ожила история становления белокаменного Владимира, разыгралась трагедия сильного правителя и человека, каковым предстал князь Андрей Боголюбский. Все время, пока шло действие, не покидала мысль, насколько актуально то, что показано – и предательство Киева, и надежда на центр земель русских, и пропасть между властью и простым народом. А как играли! Без эпатажа и погони за новомодными эффектами, при минимуме декораций, но с акцентом на световое оформление и бесподобную музыку.
Финал потряс. Мы все слышали о смерти князя Андрея, преданного своими боярами, она входила когда-то в школьную программу по истории. Смерть была мученической, когда палачи отрубили князю руку, когда он полз, оставляя кровавый след, а потом, когда умер, тело несколько дней валялось в саду. Не случайно церковь канонизировала Боголюбского. Историю смерти рассказали так, что слезы наворачивались – просто и сурово звучал текст жития, плечом к плечу стояли мужчины в белых рубахах, покидающие сцену по мере произнесения своих слов, образовывалась пустота, покрытая красным покрывалом.
Актерам долго аплодировали стоя. Величественный, в обличье князя Н. Горохов не раз выходил на поклон. ” Спектакль тронул до глубины души, потому что оказался ко времени, потому что он духовный”, – примерно такие отзывы звучали по окончании. Я тоже остался под впечатлением, ведь тоже прикоснулся к высокому. Новомодного у нас хватает, а высокое бывает редко. Школьников бы на такой спектакль классами, да теперь уж, наверное, поздно.
Сеня Новгородцев