Хайрулло ШарофуддиновВ Александрове только ленивый не обращал внимание на большое число выходцев из Средней Азии, которые приезжают к нам по весне на заработки. И это нормально, потому что политика нашего государства поддерживает трудовую миграцию. Только в Александрове, небольшом провинциальном городе, по официальным данным сегодня 3000 узбеков и 2000 таджиков.  Они работают везде – на стройках, в сфере обслуживания, по патенту у частников. А вы замечали, как много среди них молодых людей? Они приезжают сюда не кормить свои семьи, оставленные в Таджикистане и Узбекистане. Они приезжают получать высшее образование, часто сами зарабатывают себе на учебу здесь же, чтобы потом навсегда покинуть нашу страну и служить своей.

Один из таких парней согласился рассказать о себе и о своих планах. Его зовут Хайрулло Шарофуддинов, ему почти 27 лет, он приехал из Таджикистана, с Куляба, и он студент пятого заключительного курса РосНОУ. Будущий юрист.

– Хайрулло, сразу пришло желание учиться в России?

– Нет, сначала было желание, после окончания школы, поступить изучать новейшие технологии на родине, но там очень дорогое обучение. Сегодня проще приехать работать в Россию и учиться здесь, оплачивая обучение.

– Почему твоим местом жительства стал Александров?

– Мне город нравится и люди, они не злые. Я готов сегодня сказать самые искренние слова благодарности александровцам. Я приехал сюда в 2007 году,  сначала поработал на “Вестеле”, потом в строительстве, выучил язык, узнал культуру русского народа. У нас считают так – обязательно надо уважать себя и уважать традиции той страны, в которую приезжаешь.

 – Почему  выбрал юридический факультет?

– А я не сразу его выбрал. Сначала сдал все экзамены в РосНОУ по специальности “Экономика”. Пришел домой, подумал, а что я буду у нас в стране “экономить”, там и “экономить” нечего. Позвонил в институт, попросил о пересдаче. Мне разрешили, я пересдал, и в 2011 году  меня зачислили. Когда при зачислении прозвучала моя фамилия Шарофуддинов, обернулась и посмотрела на меня вся группа, все 27 человек, настолько  было непривычно, что в группе, где все русские зачислен один таджик.

– А сейчас?

– А сейчас они для меня, как одна семья,  у нас полное взаимопонимание. Буду по ним скучать, когда уеду на родину.

– Не мешает взаимопониманию разная вера?

– Да, я мусульманин, Ислам – моя вера.  Я уважаю законы шариата, но я не уважаю террористов. Они искажают настоящий Ислам. В арабском языке слово “ислам” означает быть благополучным, спасаться, сохраняться, быть свободным.  Да, я отношусь с уважением к другим вероисповеданиям,  Бог один, но вероисповедание разное. У меня много друзей православных христиан, есть атеисты. Это нормально. Толерантность не равносильна безразличию, она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

– Но, согласись, нередко местные жители косо смотрят на приезжих. Возможно, не доверяют, возможно, боятся, ты сам думал, почему так происходит?

– Это зависит от человека. Если человек хочет, чтобы его не ненавидели, то он должен  сделать все, чтобы его уважали. Например, не надо смотреть  на человека с ног до головы,  не надо смотреть криво, не надо говорить на родном языке в общественных местах, надо вести себя так, чтобы никому не пришли в голову лишние вопросы.

– Как воспитывают таджиков?

– В первую очередь, воспитывают уважение к старшим, старшие – непререкаемый авторитет. Потом обязательно заставляют учиться и прививают умение делать домашние дела.

– Остается совсем немного времени до получения диплома. Какие планы на будущее?

– Уезжаю на родину. Обязательно устроюсь там на работу. Хочу работать в Следственном комитете. Потом женюсь, потому что хочу вырастить дочь и сына. Нормальные человеческие желания. Всегда буду вспоминать Александров и ребят, с которыми учился в институте.

 – Искренне желаю тебе удачи!

Скажу честно, что мне было интересно беседовать с молодым и умным посланцем далекой и малознакомой нам страны. Харуйлло оказался представителем нового поколения таджиков, которые выбирают карьеру, хорошо воспитаны, точно знают, что хотят от жизни. Он еще и спортом занимается, отдавая предпочтение футболу. Так что новое поколение выбирает не только  пепси, и это радует.

Дарья Горшкова