В зале заседаний администрации Александровского района прошла плановая встреча педагогических работников с О. А. Беляевой, директором Департамента образования администрации Владимирской области. Ее назвали встречей-семинаром, поскольку вопросов у собравшихся не было, а полтора часа директор Департамента выступала с докладом, в котором обозначила приоритеты образования в современном мире. Но были интересные моменты, касающиеся каждого педагога.
ОРИЕНТИР – ДЕТСТВО
Педагоги знают, что 29 мая 2017 года Президент подписал указ № 240 “Об объявлении в РФ десятилетия детства”. Старт будет дан в 2018 году, предполагается, что в рамках этого десятилетия правительство будет на каждые три бюджетных года разрабатывать конкретную программу мероприятий, посвященных детству. О. Беляева просила педагогов считать этот документ стратегическим. В рамках десятилетия детства приоритетное внимание будет уделено ясельному дошкольному образованию. Не секрет, что сегодня места для детишек в возрасте от 3-х до 7-ми лет в детских садах есть. А вот полуторагодовалого малыша в ясли устроить трудно. Очередь в области почти 900 человек, в нашем районе тоже много мам хотели бы выйти на работу из декретного отпуска пораньше и отдать ребенка в ясли. Решение вопроса область видит в том, чтобы открывать дополнительные места в уже имеющихся образовательных организациях. Инициировать это могут и руководители организаций, и сами родители, направив письма в Департамент. Еще один приоритет – ликвидация третьей смены в школах. У нас таких школ нет, но по стране существуют. Именно в таких территориях и будут строиться новые школы в первую очередь. Что касается строительства новой школы у нас в Александрове, то по плану она должна быть в 2022 году, но сейчас ведется работа по приближению даты сдачи хотя бы на год.
Деньги для образования есть и уменьшать финансирование этой отрасли ни область, ни федералы не собираются. Детский бюджет в области – это треть всего бюджета региона. В первую очередь сегодня деньги пойдут на оснащение пунктов сдачи ЕГЭ, на создание условий для занятия физкультурой и спортом в образовательных организациях, на социальную поддержку многодетных и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на обеспечение детей-сирот жильем, на защиту здоровья ребенка (в школах это оборудование медицинских кабинетов, диспансеризация и вакцинация), на подготовку педагогов.
Не уходит с поля зрения доступная среда и инклюзивное образование. Каждый ребенок имеет право на образование, даже если у него серьезное заболевание или это особый в развитии ребенок. О. Беляева отметила, что в области немало жалоб от родителей особых детей, которых формально приняли в образовательную организацию, но по факту ребенок там “изгой”. С ним не хотят общаться сверстники, ему мало уделяют внимания, а все потому, что пока не отработана система участия в педагогическом процессе тьюторов, людей, сопровождающих ребенка. Надо развивать и систему дистанционного обучения через Интернет. Это сегодня актуально и востребовано.
Отдых детей не менее важен, и надо стремиться его сделать круглогодичным. Отметили, что в Александровском районе хорошая база для загородного отдыха. Если добавить сюда бесплатное санаторное лечение, то получатся хорошие показатели по охвату детей. Сегодня каждый родитель может послать запрос на отдых ребенка и в таких лагерях страны, как “Орленок” или “Артек”. Надо заполнить резюме, рассказать о своем ребенке, его успехах и увлечениях, и послать запрос на сайт этих детских здравниц. Также огромные деньги сегодня выделяются на создание центров технического творчества, центров одаренных детей. Область приветствует это направление, не случайно в областном центре создан “Кванториум”. На местах в районах такие центры тоже необходимы.
С ЗАРПЛАТОЙ ВСЕ ОТЛИЧНО?
Формально и судя по процентам роста, зарплата педагогов и в области, и в районе высокая. Судите сами: в дошкольной организации в среднем педагог Александровского района получает 23216 рублей в месяц. Это больше, чем средний показатель области, где цифра ниже – 22791 рубль. Среднестатистический педагог общеобразовательной школы нашего района получает 24692 рубля, в дополнительном образовании – 23197 рублей. Это позволяет сказать, что майские указы Президента выполнены. Но учителя-то хорошо понимают, что средняя зарплата – это когда к маленькой зарплате молодого учителя плюсуют высокую зарплату педагога высшей квалификации с большим стажем, а потом делят поровну. Можно возразить, что есть возможность стимулировать молодых и талантливых учителей, но не каждый раз они видят такие “бонусы”. Может быть поэтому прозвучал на встрече призыв к родительским комитетам ходатайствовать перед руководством школы за тех педагогов, кто много уделяет внимания детям, например, тратит на них свои выходные дни. А когда же сам учитель отдыхать будет? Не совсем понятной оказалась и позиция руководителя Департамента образования по вопросу, а что же считать нормальной нагрузкой педагога. Если брать ставку в 18 часов только как расчетную величину и рассматривать в качестве нормы работу 36 часов в неделю, то когда же педагог будет к урокам готовиться и тетради проверять? Педагоги Александровского района по нагрузке в неделю превзошли многие районы области, мало, кто работает даже на полторы ставки, в среднем “везут” 1,7.
ОБ ОЛИМПИАДАХ, ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЯХ И РЕПЕТИТОРСТВЕ
Растить школьников, способных побеждать на Всероссийских предметных олимпиадах престижно и нужно, так считает директор Департамента образования. Она проинформировала, что именно этот показатель, наличие в школе победителя или призера олимпиады России, берется в расчет, когда в стране формируется ТОП – 500 школ. В этом году только одна школа г. Владимира вошла в этот почетный список. А растить “звезду” надо с самого раннего этапа – школьных и муниципальных олимпиад по предмету, отправляя на региональный самых лучших. Александровские школьники не раз побеждали в регионе, а вот в стране пока одержать победу не случилось. Совет простой – начинать проводить интеллектуальные конкурсы прямо с детского сада, чтобы вести вперед талантливых и одаренных, и еще работать над их устойчивостью к стрессу, ведь побеждают сегодня дети с “железными нервами”.
С золотыми медалями, которые вручаются сегодня не всегда за реальные заслуги, тоже надо разбираться. В этом году были случаи, когда золотую медаль получали выпускники, не сумевшие показать хорошие результаты на экзаменах. В “черный список” таких школ попали две школы нашего района, но какие, в присутствии СМИ оглашать не стали. Посоветовали только тщательнее определять медалистов впредь, учитывая не только итоговые результаты, но и оценки за полугодие, и за год.
Было обращение к учителям не практиковать репетиторство. Сегодня бывает, что сам учитель предлагает родителям дополнительные занятия с ребенком за деньги. По мнению О. А. Беляевой, такое предложение – признание своей профнепригодности. Раньше каждый учитель предоставлял дневник индивидуальной работы с двоечником, и не за деньги, а просто так, поскольку было делом чести подтянуть ученика хотя бы до “тройки”. Но призыв, скорее всего, и останется только призывом. Другое дело, что репетиторство должно облагаться налогом, как вид заработка, но многие учителя ведут занятия, скрывая свои доходы. И это все знают, только навести порядок в этой сфере непросто.
Наконец, поговорили и о поборах, коснувшись темы краем крыла. Позиция Департамента здесь такая – решил родительский комитет собрать деньги, оформил все протоколом – законно, учителям и директорам такой “работой” заниматься нельзя.
Немного удивило, что вопросов публично никто из собравшихся не задал. Все решили общаться индивидуально и без представителей СМИ, возможно, потому что большая часть собравшихся были руководителями образовательных организаций, а не рядовыми учителями и воспитателями.
Светлана Аминова