Первая районная научно-практическая конференция школьников, занимающихся в образовательных учреждениях, где есть «Точки роста» и работает проект «Цифровая образовательная среда», состоялась в СОШ №9 города Карабаново. В рамках форума ребята выступили со своими докладами, говорили о том, могут ли растения и животные жить в условиях закрытой экосистемы или о том, работают ли египетские рецепты бальзамирования.

Большие ожидания от маленьких докладов

К подготовке и проведению форума юных исследователей подошли очень серьезно: сформировали компетентное жюри под председательством кандидата педагогических наук Е. А. Беляевой, методиста ГАОУДПО «Владимирский институт развития образования им. Л. И. Новиковой», школы представили юных спикеров с презентацией исследований в области естественных и социальных наук, сформировали две площадки для докладчиков с учетом их возраста.

«Это наша проба пера. Мы вместе с методкабинетом Управления образования решили провести такую конференцию для школьников, в том числе и сельских. В центрах «Точка роста» дети ориентированы на проектную и исследовательскую деятельность. Они на дополнительных занятиях под руководством учителей выполняют естественно-научные исследовательские работы и работы технической направленности, конференция – хорошая площадка рассказать о своих открытиях»,

– сказал директор школы №9 Э.Э. Нуриев.

«В регионе уже два года проводится конкурс для юных исследователей «Вектор познания», есть и его муниципальный этап. Требования довольно жесткие: дети должны представить что-то новое, стать первооткрывателями. Но любая научная работа, особенно в «Точках роста», для ребенка нова, он вполне может познакомить со своими наработками учеников и учителей в рамках школьных конференций, возможно, для кого-то именно такая конференция станет путевкой в «Вектор познания»»,

– уточнила Т. Ф. Бельтюкова, специалист методической службы управления образования администрации Александровского района.

С критериями оценок познакомил член жюри  Д. А. Хвисюк, директор центра АРЦДО «ДАР»:

«Научное исследование должно носить самостоятельный и творческий характер и вносить в нашу жизнь новеллу, желательно практико-ориентированную. Это классические требования, будем смотреть, как школьники с ними справятся. Отмечу, что главные задачи школы – просвещать, обучать и воспитывать, навыки исследовательской деятельности закладываются именно в школе».

И сверчков показали, и яблоко забальзамировали

После торжественного открытия научного форума, началась основная часть – выступление школьников с докладами. Ученики начальной школы на своей секции удивляли спектром интересующих их тем. Например, Кирилл Королев представил доклад  с экономическими выкладками на тему «Как накопить на мечту?», а Погорелов Павел доказал, что растения и животные прекрасно могут жить в условиях закрытой экосистемы. Он и продемонстрировал эту экосистему с травкой и сверчками в бутыли кулера, заняв призовое место в своей группе.

«У нас дома много насекомых живет: сверчки, палочники, скорпионы. С раннего детства сын интересуется энтомологией, много читает, ставит опыты. Я поддерживаю увлечение сына. Замкнутую экосистему мы создавали несколько недель, отмечая рост травы, следя за состоянием насекомых. Даже без доступа кислорода система способна  полноценно жить, обеспечивая себя всем необходимым»,

– рассказала мама Павлика, она же его научный руководитель Федорова Е. А, учитель школы №18.

В число призеров секции начальной школы вошел и Снегирев Владислав, представивший исследование на тему «Главная ценность человека». Победу среди учеников начальных классов жюри присудило Брайцевой Алисе, убедительно доказавшей, что детство должно быть без слез и жестокости в докладе «Стоп буллинг!»

Не менее интересные доклады прозвучали и на секции для школьников основного звена и старшеклассников. Вы когда-нибудь бальзамировали обычное яблоко, чтобы проверить, как действуют древние рецепты египтян? Школьники попробовали, яблоко не сгнило, а мумифицировалось. Ребята попытались заглянуть и в «Тайны русского слова», проверив на практике легенду тибетских монахов о рисе. Суть ее в том, что если над смоченным водой рисом читать молитвы или каждый день говорить ласковые слова, то он долго будет оставаться свежим и белым. Попробуйте ругаться – почернеет.

Кто-то из юных ученых набрал добровольцев из одноклассников, убедив их отказаться на пару недель от сладких газированных напитков и чипсов. Провели  исследование о влиянии питания, вновь предупредив –  кола, фанта, чипсы не подходят для ежедневного рациона питания «растущего организма». А кто-то научился по куар-кодам определять комнатные растения школы.

Перед жюри встала сложнейшая задача в этой секции  – выбрать победителей, решили разделить участников на две подгруппы. Вердикт жюри такой: призерами названы Корнилова Виолетта, Марейчев Михаил, Драч София, Панина Ксения. Победителей двое – в среднем звене победил доклад Неясовой Дарьи, Халиловой Савели (Долматовская ООШ №16), в старшей группе – Кузиков Павел (МБУ СОШ №9).

Сам Павел Кузиков, ученик 11 класса, оценил свое выступление очень критично, сказав, что из десятибалльной шкалы поставил бы сам себе шесть, но отметил, что ему было интересно участвовать, он говорил о том, что волнует его –  о здоровье школьников.

Е. А. Беляева, председатель жюри, кандидат педагогических наук на протяжении всей конференции вела диалог с докладчиками, делала замечания по оформлению презентаций и форме подачи исследования.

«Все это ради того, чтобы ребята поняли, что к их исследованиям есть интерес»,

– сказала председатель жюри.

Очень приятно, что сегодня в школах есть направления проектной деятельности, что появились исследования и изобретательство. Было интересно пообщаться с детьми, пытающимися что-то сказать новое в науке. Такая конференция – и отработка навыков публичного выступления. Отмечу и актуальность тем, представленных детьми. Физика, история, словесность, биология – эти науки интересуют детей, это здорово. Конференция удалась.

Взгляд со стороны

Хочется пожелать одного – конференции, подобные первому «пробному шару», имеют право быть в районе на постоянной основе. Эти форумы маленьких исследователей вполне можно сделать ежегодными, придумать им яркое название, девиз или слоган, что станет маячком. Вполне могут принимать школьников, занимающихся в «Точках роста», по очередности те школы, где эти платформы есть. Жизнь показывает, что сельские школы тоже хорошо справляются с приемом гостей.

Трибуна для выступления увлеченных ребят, делающих первые шаги в мир науки – это составляющая работы с одаренными детьми. У нас очень много делается для поддержки детей разных категорий. Указ за указом идут, нацеленные на помощь многодетным, малоимущим. И это правильно, это необходимо! Но, мое мнение, в разы больше надо делать для талантливых детей (а юные исследователи также талантливы, как певцы, музыканты), их надо поддерживать и морально, и материально.

На заметку, в докладе «Как накопить на мечту?» школьник мечтает накопить на хороший школьный рюкзак. Делайте выводы.

А школе №9 респект за то, что они всегда в авангарде нужных начинаний. Не просто идти в ногу со временем, а быть на полшага впереди – дорогого стоит.