В неспокойное время живем, и все чаще раздаются слова о том, что надо на время забыть праздники и посиделки. А как с народными традициями быть? Тоже все вычеркнуть и забыть? На Руси традицию празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы еще в 1164 году ввел князь Андрей Боголюбский. Сколько с того времени страна повидала бед, прошла испытаний, а зиму после окончания полевых работ не переставали встречать, свадьбы на Покров устраивать тоже не переставали, и ярмарки жили и живут, особенно на селе.
Покров собирает «урожай»
В поселок Майский на Покровскую ярмарку мы отправились вместе с Федуловым О. Н., главой администрации Андреевского сельского поселения.
Он уже по дороге стал рассказывать о том, что потом повторит в зале СДК для собравшихся – о ремонте, сделанном в сельском клубе благодаря вхождению в программы развития села, и о планах на будущее:
«В праздник Покрова принято подводить итоги своего труда и делиться достижениями с людьми. В этом году для ремонта Майского сельского дома культуры было выделено восемь с половиной миллионов рублей. Мы провели капитальный ремонт крыши, отремонтировали фойе и спортивный зал. Это уже дает возможность детям и взрослым творческих коллективов заниматься в комфортных условиях. В 2023 году перед нами стоят тоже большие задачи, мы вступили вновь в программу развития и модернизации культуры, чтобы провести ремонт второго этажа ДК, помещения студии «Ремесла из сундука», планируем капитальный ремонт ДК в поселке Маяк. Кроме этого по программе развития села готов пакет документов для ремонта зрительного зала ДК Майский».
Мы прошли с главой сельской администрации по отремонтированным площадкам СДК. Олег Николаевич с радостью показывал колорит стен нового фойе, освещенность отремонтированного спортзала, обращал внимание на плитку в туалетных комнатах. Здорово, что программы развития села позволяют создавать комфортные условия для активных и творческих сельских жителей, приходящих в ДК на работу или на занятия в кружках и секциях.
Творческих людей на селе много, это показала концертная и игровая составляющая ярмарки. Только войдешь в дверь, а к тебе спешит мальчишка-коробейник с баранками: «Угощайтесь, не скучайте!». Девчушки, убранные яркими лентами, снуют там и тут, раскладывая на прилавке огородные дары: картошку в лукошке, помидоры и кабачки. На прилавке баночки с компотами и соленьями на фоне пузатой тыквы. Большую витрину в форме русской печи заняли работы умельцев росписи по дереву, мастеров вязать, шить, создавать тряпичных кукол.
И хороводы водили, и прибаутки рассказывали, и загадки разгадывали, а еще провели ритуал укрытия всех платом, покровом, пронеся над головами гостей тончайшее покрывало.
Пять песен, выстроенных в единую композицию для Покрова, исполнил фольклорный ансамбль «Балалайка-джем». Были и величальные песни, и свадебные, потому что испокон веков на Руси с праздника Покрова Богородицы начиналась череда свадеб, а семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми.
Разноцветные сыры и ароматный мёд
О торговцах, представивших свою сельхозпродукцию, рассказ особый. Ирина и Вячеслав Мохонько из села Годуново привезли на ярмарку сыры, собственного приготовления, творог, разные домашние колбасы. Отойти от прилавка этой семьи было невозможно, потому что сумели фермеры удивить, предлагая покупателю сыры синие, черничные, зеленые – шпинатные с орехами, ярко-оранжевые, окрашенные золотистым лучком. Такой товар мог украсить даже самую престижную столичную ярмарку, а тут на селе и вовсе произвел фурор, особенно потому, что супруги не скупились провести дегустацию.
«Мы в Годуново в 2017 году приехали практически на пустырь, сначала развели разную птицу, чтобы и мясо и яйцо были своими. А потом коз развели, две дойных коровы у нас, молоко и масло свое делаем, бычок племенной есть в хозяйстве»,
– говорит Ирина, поясняя, что живут без выходных и праздников, но дело свое любят.
«Дочери помогают. Наша семья всему учится. Ирина на козе осваивала дойку, я держал поначалу козу, она доила. Вместе с супругой осваивали технологию изготовления сыров и колбас. До последнего момента сбывали свою продукцию только на ярмарках, но сейчас несколько фермеров объединились, чтобы открыть площадку торговли домашними деликатесами в Андреевском. Цены у нас не зашкаливающие, а все натуральное, свое»,
– рассказал Вячеслав.
Участники ярмарки не ушли без продукции семьи Мохонько, сама купила и сыры, и говяжью колбасу, и творог. Очень понравилось, что большая часть продукции у фермеров расфасована по триста граммов, по полкило, но при желании можно купить и «большим куском».
Мед на Покровскую ярмарку привезли из деревни Высоково Андреевского поселения, где на пасеке Юлии и Михаила Третьяковых живут 2000 пчелосемей. На прилавок выставили мед цветочный и липовый, фигурные свечи из воска, пергу, медовуху, много другой сладкой продукции. Пасека в нашем районе известная, потому что супруги Третьяковы пробуют себя и в агротуризме, и ведут «Школу пчеловода».
Атмосфера ярмарки в Майском была очень доброй, семейной. Одна из покупательниц приобрела все помидоры и кабачки, чтобы только поддержать «местных производителей». Люди уходили с баночками меда и колбасой. Такие ярмарки лишний раз напоминают, что живет село, самые трудолюбивые и упорные добиваются успеха, видя результат своего труда.
Будет ли на селе Храм?
На ярмарке подняли и вопрос о строительстве храма в поселке Майском. Никогда в рабочем поселке своего храма не было, ведь изначально поселение возникло как деревня Фофанка на шесть дворов, а потом на этой территории был поселок совхоза Госселектстанции.
Архимандрит Афанасий, настоятель Троицкого храма в Горках, храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Большие Вески, председатель приходского совета Михайло-Архангельского храма с. Годуново, поздравил участников Покровской ярмарки с наступившим православным праздником Покрова и попросил святых молитв на разрешение строительства Покровского храма в поселке Майский.
«У нас уже есть прекрасные купола на новый храм, ждем разрешения от администрации района на строительство. Получим разрешение, так к новому году уже храм стоять будет»,
– сказал Архимандрит Афанасий.
Объяснять, зачем нужен храм сельчанам, было и не надо. Православный человек хорошо знает, что церковь на селе – центр духовной жизни. Живет село надеждой и верой на лучшее. Иначе и нельзя сегодня, надо традиции помнить и беречь, детям передавать умение работать на земле, не забывая о душе. На эту неделю еще одно знаковое событие запланировано в Андреевском сельском поселении, наша редакция уже получила приглашение на открытие картинной галереи. Побываем – вам расскажем.