Он и художник, и шаман, и музыкант, играющий на варгане, и большой фантазер, умеющий уходить от обыденной реальности в свой мир фантазий и грез. Новая выставка его работ совсем недавно открылась в литературной гостиной центральной библиотеки Александрова. Художник выставил свои любимые и новые работы, но это лишь малая часть из созданного им за многие годы.
Все работы Виктора Перелыгина масштабны, все выполнены в смешанной технике, когда мастер помимо красок использует кожу, дерево, ткани, нити, даже высушенные чаинки, которые имитируют на многих работах мох. Самые объемные работы просто не привезли, а вот два десятка картин, что и картинами в обычном понимании назвать трудно, любопытный зритель увидит, но и этого хватит, чтобы задуматься о причудливой фантазии автора и о смысле человеческого бытия. Вот картина “Мой мир”. Сквозь облака и голубую поверхность воды проглядывают очертания материков и островов. Но это не наша Земля, и это даже не момент сотворения мира, это вымышленная планета, по краям которой сидят две феи, перекатывающие солнце. А на другой картине изображено тело женщины, но … без головы. Невольно возник вопрос: “Виктор Иванович, за что женщину обезглавили? Отказываете женщине вправе быть с головой?”. Он ответил, что всю жизнь пытается разгадать женскую сущность, но до конца так и не понял женскую натуру. Что у нее в голове никогда не поймет ни один мужчина, мужчина может лишь наслаждаться телом. Об этом картина. На другом полотне художника три богатыря в шлемах. Они едины в своем порыве держаться вместе, это представители трех славянских народов, у которых сегодня подрублены корни. Но художник верит, что древо единения родных по духу и крови народов выстоит, корни вновь срастутся. Очень любит Виктор Иванович север, тот, где на оленьих упряжках ездят живущие в чумах малые народы. Его манит и загадочный Алтай, и микромир, где атомы распадаются на фотоны и протоны. Все это темы для работ, о которых его коллеги не устают говорить, отмечая и нереальный синий цвет ряда работ, как цвет мечты, останавливая внимание на рамах, которые умеет делать так только он. Рамы действительно необычные. Они полностью сделаны из природного материала. Находит в лесу Виктор какие-то причудливые коряги и палки, обрабатывает, покрывает лаком. Его рамы – произведения искусства.
– Он и шаман, и художник, ОН уникальный, – сказала на вернисаже Екатерина Мелкозерова, давно не просто дружащая с художником, но и вовлекшая его в творческое объединение “ХЛАМ”. Она отметила, что Виктор Перелыгин из палки, подобранной на дороге, способен сделать посох, и такого посоха нет ни у одного мастера. Еще он играет на бубнах, которые мастерит сам. А еще Виктор Перелыгин мастерски играет на варгане, что художник и продемонстрировал на открытии своей новой выставки. Сыграл сразу на двух варганах – вьетнамском и алтайском.
“ХЛАМОВЦЫ” от души поздравили Виктора с новым вернисажем его работ и порадовали, только что написанным гимном, их объединения. Они исполнили его здесь же с листа. Виктору там посвящены такие строки: “Позади их слышен ропот: “Ну-ка, ХЛАМ, давай пляши!”. Жарит Виктор Перелыгин на варгане от души”. Этот гимн песня-шутка о творческих людях, которые хотят творить, хотят вырваться из пут обыденности, и им это удается.
Возможно, скоро Виктор Перелыгин пустит большее число любопытных в свой мир. Он пишет книгу. В нее войдут рассказы и зарисовки. Обещает закончить в следующем году, а пока для гостей прочитал отрывок о севере, том самом севере, где в холод согревает огонь души и костра, где заунывно воет ветер, и протяжно звучит варган.
Светлана Аминова