– Светлана Николаевна, скоро день работников сельского хозяйства, а у меня в поселении замечательные женщины есть, всю жизнь в сельском хозяйстве проработавшие. У них ордена есть за труд, у некоторых по два, едемте, напишем о них в газете? – к подобным звонкам от Олега Николаевича Федулова, главы администрации Андреевского сельского поселения, я давно привыкла. Умеет он «приподнять» своих в хорошем смысле этого слова, умеет журналиста убедить, что будет там интересно. Я ни разу не разочаровалась, откликаясь на эти просьбы. Осталась довольной поездкой и в этот раз, потому что познакомил меня Олег Николаевич с тремя удивительными пожилыми женщинами, настоящими героями труда, живущими сегодня в поселке Майский.
«НЕ РАБОТАЛИ, А «ГОРБИЛИ»
То, что заслуженные работники полей и ферм доживают сегодня свой век в поселке Майский, не удивляет. В 60-80е годы здесь был крупный совхоз «Александровский», еще раньше, с 1938 года, когда поселение называлось Фофанкой, была селекционная станция, изучающая растениеводство и животноводство, работающая над плодородием почв.
Сегодня поселок Майский, как и тысячи тысяч других поселков России, переживший перестройку, живет огородами, подсобным хозяйством, поддерживает «на плаву» бюджетные учреждения образования и культуры, отправляет мужиков на заработки в города. Газа в поселке до сих пор нет. Не только дома на усадьбах, но и двухэтажные кирпичные дома, построенные, когда модно было работать над «смычкой города и деревни», тоже топятся дровами. Их запасают на всю зиму, хранят в сараях-дровниках у дома и зимой таскают ежедневно к печам. В одном из таких домов, на втором этаже и живет Раиса Алексеева Плешикова, награжденная за самоотверженный труд орденами «Знак Почета» (1970 г.) и «Трудового Красного знамени» (1977 г.)
Свои награды доярка Раиса получила, когда работала на Брянщине в совхозе «Баклань» Сегодня этого совхоза нет, а некогда он гремел на всю страну, директором там был Герой социалистического труда, и работники у него были «героическими».
– У нас там большущий был совхоз, в четыре отделения, картошку сажали, крупный рогатый скот держали, а я на ферме «шкопила», – рассказывает Раиса Алексеевна, и я понимаю, что «шкопила», это больше, чем просто работала, ведь приходилось несколько раз в день вручную доить 50 коров и надои давать рекордные.
Как она сама говорит, что кроме работы и вспомнить нечего, разве что, как ордена в Москве вручали. Обед правительственный помнит, речи торжественные, а когда награждали орденом «Трудового Красного знамени», так еще и холодильник подарили.
И быть бы Раисе Алексеевне Героем социалистического труда, да сбежала она во Владимирскую область к сестре от мужа-тирана.
– Что, бил?
– Еще как, еле утекла от него, – смахивает слезу 77-летняя женщина.
– Не нашел, прощения не просил?
– Какое там прощение! А найти нашел, но нет его, помер уже.
А она и здесь уже в совхозе «Александровский» работала на ферме так, что получала Почетные грамоты от профсоюза и Министерства, и хранит их до сих пор, как память о прошлой трудовой жизни. К большому огорчению, оба ордена у Раисы Алексеевны украли еще лет десять тому назад. Она тогда еще на ферме работала, пришла с дойки – замок в двери выломан, из шкафа выгребли немного денег и два ордена в красной коробочке.
– Приезжал участковый, заявление писала, да разве найдешь, – машет рукой моя собеседница, – Об этом уж не мечтаю, вот бы крышу починили, течет в дождь так, что ведра ставим, боюсь, что рухнет крыша.
Крыша, действительно течет, это видно по разводам на бумаге, которой оклеен потолок. И ремонта, судя по плану областного Фонда капремонта домов, ждать Раисе Алексеевне до 2021 года. Она ежемесячно платит по 317 рублей по квитанциям ЕРИЦ, и ставит ведра, не видя другого выхода.
35 ЛЕТ С КОРОВАМИ
Два ордена и у Антонины Николаевны Артемьевой, проработавшей на ферме 35 лет, из них 33 года на ферме совхоза «Александровский». Свою трудовую биографию она начала в 14 лет, сразу после школы пошла в совхоз в Мордовии, а потом семья переехала в Александровский район. Работа у доярки не простая, вставать приходится в четыре утра, вечернюю дойку проводить часов в семь вечера, коров накормить, приласкать.
– Коров надо любить, тогда из тебя хорошая доярка получится, – просто говорит Антонина Николаевна, для которой вся трудовая биография не прошла, а пролетела, как один день.
Работала без выходных, план выполняли и перевыполняли, добиваясь высоких показателей. За эти показатели и наградили орденом «Знак почета» и одним из высших орденов СССР «Октябрьской революции» А жила, как все: свою скотину держала, чтобы достойно жить, детей рожала. Сын Антонины Николаевны тоже на селе трактористом работал, а дочь сразу в Москву укатила.
Сегодня, пережив инфаркт, Антонина Николаевна болеет, она и встретила нас в постели, в халате, жалуясь на головную боль. Мы не утомляли женщину долгими расспросами, только просветили по поводу того, как изменится налог на землю. Волнует этот вопрос сельского жителя, потому что в год приходится тысяч пять отдавать. А это деньги на селе немалые.
– Снизится налог с будущего года, – успокаивает Олег Николаевич, глава администрации Андреевского сельского поселения, – тысячи на полторы будете меньше платить.
И за это решение благодарит вышестоящую власть женщина, которую не озлобили ни болезнь, ни тяжкий труд, ставший смыслом ее жизни.
НА РАБОТУ ЕЗДИЛИ С ПЕСНЯМИ
Такова участь главы администрации – просвещать, помогать, иногда и упреки выслушивать. В доме у Раисы Ивановны Киселевой, которой стукнуло в этом году 89 лет, моему спутнику «на вид поставят», что нет подвижек в спиливании берез, что растут на участках и на границах усадеб, пронзая корнями все гряды и парники. Сколько просили, сколько писали, а помощи нет, а самим не справится, да и не разрешают самим-то. И придется Олегу Николаевичу обещать, что по весне массово будут этим вопросом заниматься. Ведь непростой это вопрос, надо с электриками согласовать, все меры безопасности принять, чтобы деревья на дома не повалились. И спонсоров-добровольцев на такую работу подтянуть. Но об этом мы будем толковать потом, сначала мне поведают рассказ о долгой и непростой жизни женщины, отдавшей себя «русскому полю».
Раиса Ивановна Киселева родилась и выросла в нашем районе в обычной по меркам 30-х годов семье, где были пять сестер и брат. После окончания семилетки пошла работать на селекционную станцию поселка Майский в семеноводческую группу «Пшеница». Работа вся в поле – сеяли делянки, пололи, мотыжили, выращивая новые сорта. Зимой зерно в хранилищах перебирали. Здесь же на станции мужа своего будущего встретила, с ним 61 год вместе пожила, воспитав двух дочерей и сына.
Орден «Знак почета» получила в 1973 году, работая в совхозе «Александровский» в полеводстве за то, что «картошку выращивала, сено скирдовала, удобрения в поля таскала».
– Большой был совхоз?
– Ой, большой, зерновые сажали, луга какие были, пастбища. На работу ездили с песнями, рано утром вставали, поздно возвращались, но добрее были. Жизнь свою за высокими железными заборами не прятали.
– Счастливую жизнь прожили, Раиса Ивановна?
– Всякое было, жили не хуже других, скотину держали, мебель покупали, детей растили.
У Раисы Ивановны и сегодня хрусталь горит в полированной стенке так, что глазам больно, ковер во всю стену, за какими очереди стояли, в доме чистота и порядок. Живет с дочерью, сама на ногах, что не может не радовать. Мечтает застать в поселке газ. Его сельчане уже лет тридцать ждут, не меньше. По слухам «сверху» Андреевский район на очереди после сел Ковровского, вроде как хотят газораспределительную станцию строить в деревне Легково, но когда, точно никто сказать не может.
И еще одна боль живет в сердце Раисы Ивановны, боль всех работников сельского хозяйства былых времен – сколько земли в стране брошено и бурьяном заросло! А она, земля, рук человеческих ждет, она накормит и напоит без всякой химии. К ней только с душой надо, чтобы на земле жить и работать, и детей воспитывать в труде.
Не случайно, одна из моих собеседниц на вопрос: «А что молодежи пожелаете?», ответила так:
– Совесть имейте и работайте, а не смотрите из-за угла, как старики пашут.
А знаете, о чем бы я хотела написать, пусть даже двумя строками, в малюсенькой коротенькой заметке? Например, о том, что крыша у Раисы Алексеевны больше не протекает. Ведь можно приблизить очередь капитального ремонта крыш многоквартирных домов, если уж очень надо. Руководство Фонда капремонта об этом не раз заявляло, пусть докажут на деле. И о том, что старые березы спилены по настоятельной просьбе жителей я по весне написать хочу, и даже сфотографировать это. А уж, если в поселок Майский газ придет, то мы и большой статьей развернемся, времени не пожалеем. Чтобы и нам «не смотреть из-за угла», чтобы написанное пером давало толчок к действию.
Светлана Аминова