В честь Дня работника культуры, который в нашей стране отмечается 25 марта, мы рассказываем о людях этой профессии, их творческом пути, и интересных рабочих моментах. Сегодняшний наш собеседник – Наталья Сергеевна Расстрыгина, руководитель детской образцовой студии «Забава» и создатель, художественный руководитель и режиссёр народного театра «Антресоль». Оба коллектива базируются в доме культуры «Юбилейный». Их постановки и спектакли собирают аншлаги, а зрители с нетерпением ожидают новых премьер.

Наталья Сергеевна, с чего началась ваша любовь к театральному искусству?

Знаете, я считаю, что любовь к искусству либо есть в душе, либо её нет. У меня она развивалась благодаря моим родителям. Слушала рассказы мамы о том, как она танцевала. Видела, как папа играет в духовом оркестре на трубе. Слушала игру дедушки на баяне. Мне это очень нравилось.

Каждое лето во дворе дома мы устраивали такие сборные концерты. Вешали простынь, я просила маму включить пластинки, и мы, дети, делали всё, что угодно: пели, читали стихи, показывали какие-то немыслимые сценки, танцевали. Эти концерты до сих пор в моей памяти.

Ходили ли вы в какую-нибудь театральную студию?

В моей школе был организован школьный театр. Тогда я и поняла, что это мое и, наверное, любовь на всю жизнь. Такие сильные впечатления. Столько сыгранных спектаклей, которые ставил наш директор, это было прекрасно. Позднее была театральная студия у Татьяны Евгеньевны Ехмениной. На тот момент она была в доме культуры «Юбилейный». Это были агитбригады, какие-то немыслимые по сегодняшнему времени. А после окончания школы я твёрдо решила: театр – это моё, и я буду заниматься только этим.

Получается с выбором будущей профессии вы определились сразу или же нет?

После окончания школы родители отправили меня во Владимирский педагогический институт, куда я успешно поступила и сейчас могла быть учительницей русского языка и литературы. Но душа у меня к этому не лежала. Мне не нравилось, училась я плохо и, к моему счастью, меня отчислили. Тогда я с лёгкой душой взяла документы и пошла во Владимирское училище культуры.

На экзамены я опоздала – набор уже завершён, сижу в фойе, реву. Ко мне подошла педагог и спрашивает: «Что плачешь?». Я: «Опоздала, но очень хочу учиться». Она пригласила меня на разговор, я почитала ей чтецкую программу. Она меня послушала и говорит: «Не могу тебе помочь попасть на актёрское отделение, но в этом году открыли новое экспериментальное отделение – режиссура фольклора и фольклорных мероприятий. Давай приходи». Мне ничего не оставалось, как согласиться. И я до сих пор очень благодарна педагогу, которая меня взяла.

Как складывался ваш профессиональный творческий путь?

Отучившись, я счастливая и с дипломом вернулась в Александров. На тот момент фольклор здесь был особо не нужен, поэтому между окончанием училища и домом культуры, я успела поработать и в детском садике, и в школе.

Поняв, что учить деток – это прекрасно, но театр мне всё-таки ближе, я пришла в дом культуры «Юбилейный». У меня уже была детская студия, когда появилась возможность устроиться на службу в наш Александровский драматический театр. Очень благодарна, что на моём пути встретился такой человек, как Алексей Сергеевич Чернобай. Он взял меня в театр. Я была счастлива – это то, к чему я стремилась: профессионализм. Прослужив в театре пять лет, я получила такой огромный опыт.

Ещё именно Алексей Сергеевич дал мне волшебный пинок. Я давно мечтала о театральном институте, но дети, работа, семья, заботы… Он мне сказал: «Времени никогда не будет, а жизнь проходит. Делай то, что ты хочешь». Так я поступила в Московский театральный институт имени П.М. Ершова на специальность режиссёр драматического театра, окончила его с красным дипломом и благодарна Алексею Сергеевичу за поддержку и правильные слова в нужный момент.

После института я поняла, что учить детей – это прекрасно, но мне хотелось каких-то серьезных работ, немножко других спектаклей, недетских. Вот и решила: буду пробовать создать взрослый театр. Получится или нет, это уже другое. К счастью, получился народный театр «Антресоль», чему я очень рада.

Расскажите немного о своих коллективах.

Детская образцовая студия «Забава» и народный театр «Антресоль». Кстати, большую роль для организации взрослого театра сыграла, как ни странно, пандемия. Тогда заниматься детям было нельзя, а руководители коллективов все были на месте. Перед Новым годом мы хотели как-то порадовать детей и решили поставить сказу, в которой играли бы только руководители наших коллективов и сотрудники дома культуры «Юбилейный».

Я рискнула: почему нет? Переписала сказку «Двенадцать месяцев» и раздала роли. Мои коллеги с радостью пошли на встречу, всё выучили. Вот моя первая работа со взрослыми. Мы были так рады, так счастливы, что мы её не только сыграли, но и записали – получился телеспектакль. Это было прекрасно!

Тогда я задумалась: а почему бы и нет? Почему не создать взрослый театр? Вот четвертый сезон работает народный театр «Антресоль». Когда мы дали объявление о наборе во взрослый театр, то на первое собрание пришло 48 человек. Помню подумала, и что я буду делать с этим количеством людей? Решила: в первый год будем просто заниматься, я немного расскажу о театре и чуть-чуть дам им актерского мастерства, чтобы они понимали, куда они пришли. Так за тот год отсеялось больше половины.

Сейчас труппа нашего театра составляет 14 человек. Это люди, преданные театру, готовые жертвовать ради него и репетиций работой и временем с семьёй. Остались люди театра.

А детская студия?

Прекрасные дети. Театральная студия «Забава» – это мои дети, я отношусь к ним как к родным. Я их люблю, и они любят меня. Мы проводим очень много времени вместе и вне театральной студии: постоянно куда-то ездим, проводим вместе каникулы, празднуем дни рождения. Такая большая забавная семья «Забава».

Знаете, когда много лет назад я создавала эту студию, моя младшая дочка была маленькая и всё время говорила: «Мама, ты своих детей любишь больше, чем нас». Конечно, слышать такое было обидно. Да, всё время я проводила со студийными детьми и тогда решила, а почему бы не взять свою младшую дочь к себе. Сначала она не хотела, а потом втянулась. Сейчас она уже взрослая и каждый раз спрашивает: «Мама, а в спектакле нет местечка и для меня?». Понимаете, получилась одна большая семья, где я ращу детей.

Театр «Антресоль» – это та большая семья, где мы можем поговорить обо всем и, кстати, туда приходят дети, которые у меня уже выпустились из «Забавы», уже взрослые. Вот эта семейность так и остаётся. Театр нельзя выкинуть из души. Если он там поселился, то остается на всю жизнь.

Наталья Сергеевна, а с кем работать легче: со взрослыми или с детьми?

Легче работать с детьми. Они ещё непосредственные, наивные. Они раскроют свои прекрасные глаза и смотрят на тебя, слушают и впитывают. Им интересно. У них ещё нет на душе тех проблем и переживаний, которые есть у взрослых. Взрослым это всегда мешает, приходя на репетицию он всё равно где-то в голове, думает о каких-то своих проблемах. А дети, приходя, забывают, что у них было что-то плохое в школе или дома. Они полностью погружаются в ту атмосферу, которую я им даю.

Но я вам скажу одну вещь. Если на сцене играют и взрослые, и дети, то переиграть детей невозможно. Взрослым нужно быть настолько талантливыми, настолько профессионалами, чтобы играть вместе с детьми. Это всегда сложно.

Взрослые –моя «Антресоль» – это прекрасные люди, которые горят, стремятся. Они также впитывают каждое моё слово и стараются запомнить всё, что я показываю. Но надо понимать, что это взрослые люди со своим характером, и иногда они его проявляют. Мы спорим, мы обсуждаем. Кому-то что-то может не нравиться, но в театре есть золотое правило: слово режиссера – закон. Я прислушиваюсь к их мнению, иногда понимаю, что они говорят хорошие вещи, которые я могла не увидеть.

Работать интересно и с теми, и с другими. Наблюдаю за детьми, смотрю, как они растут и что из них получается. Со взрослыми тоже. Видишь результат своей работы, как люди растут в творчестве.

Откройте секрет, как выбираете материал для постановки?

Прежде всего, допустим в театре «Антресоль», разговариваю со своими актёрами, спрашиваю, что они читают. Многие люди сейчас мало читают, и это ни для кого не секрет. Каждое лето, как в школе, я даю домашнее задание – список литературы, который нужно прочитать. Они молодцы, стараются если не почитать, то хотя бы послушать аудиокниги. В начале сезона мы собираемся и начинаем обсуждать, что нам нужно поставить и кто что прочитал.

Знаете, очень многие взрослые делают для себя открытия. В школе их книга не зацепила, а сейчас очень понравилась. И это так здорово. Иногда по такому принципу выбираем материал: они прочитали мой список литературы, открыли для себя что-то, и мы попробуем поставить.

Материал в основном я отбираю сама. Если это детская студия, то смотрю по возрастам, что на данный момент нужно детям. Стараюсь придерживаться классики, не менять произведение, а брать их в том виде, в каком написал автор. Отталкиваюсь от своих знаний, от своих ощущений и, конечно, актёров. Потом провожу анализ времени, желания актеров, потребности времени. Бывает, просто читаешь-читаешь и натыкаешься на произведение, которое ты ещё не видела и сразу у тебя в голове появляется художественный образ. И понимаешь: вот этот материал надо ставить. Иногда берёшь какую-то старую пьесу, дорабатываешь её, делаешь более актуальной. Так тоже бывает. Да, по-всякому бывает. Творчество – дело такое.

С «Ханумой» получилась долгая история. Это моя любовь, наверное, ещё с детства. Любила этот спектакль, но постоянно для себя брала из него какие-то отрывки. Когда училась в театральном институте, мы тоже ставили фрагменты из «Ханумы» и он остался в памяти. Знаете, нечто такое божественное, очень тяжелый материал. Я предложила своим актёрам попробовать сыграть. Вначале все твёрдо отказались: «Ты что, сошла с ума, это произведение никто не знает, он старый». Потом они его прочитали, им понравилось, но были сомнения – такой спектакль сложно и почти нереально поставить. Я поняла: раз люди говорят «ты сошла с ума», значит надо ставить, это хороший материал. Вот так мы и решились. Думала, что не получится, и сначала решила: получится, как получится. Но я же не могу так, мне надо, чтобы было хорошо. Поэтому на постановку ушло полтора года.

Как идет работа над постановкой?

Всё точно также, как и в настоящем профессиональном театре и у детей, и у взрослых. И у «Антресоли», и у «Забавы» процесс подготовки к спектаклю одинаковый. Я отбираю материал, раздаю его своим актёрам, они его читают. Мы встречаемся, обсуждаем и разбираем роли, далее разбираем весь спектакль, а потом садимся в читку. Бывает и не один раз. Если всем всё понятно, то начинаем вставать в ноги и потихонечку этюдным методом начинаем ставить спектакль. Что касается такой технической части.

Дальше начинается моё взаимодействие со всеми причастными к спектаклю людьми: это и звукорежиссер, светорежиссёр, костюмеры, люди, которые пишут и записывают песни, кто делает декорации и бутафорию. Тут очень много всего и, как правило, это одни и те же люди. К сожалению, в ДК нет таких цехов, которые есть в театре и которые берут на себя всю эту работу. Тут всё строится на заинтересованности людей.

А потом во взрослом театре и в детской студии процесс один: репетиции, репетиции и ещё раз репетиции. Любовь моя – это репетиция. Все строго, всё чётко, без опозданий. Иногда с криками, но это такой творческий процесс: где-то посмеялись, где-то поругались, где-то режиссёр поорал, где-то понервничали. Бывают такие моменты, что я думаю, зачем я связалась со всем этим? Сидела бы сейчас где-нибудь спокойно бумажки перекладывала. Но, конечно, это такие мои временные порывы, когда понимаю – уже премьера, а ещё столько всего недоделано. А потом вспоминаешь главное – есть же ещё актеры. Раз люди пошли за тобой, раз они согласились на то, что ты им предлагаешь, ты не можешь их подвести. Театр – это в первую очередь командная работа. Отгоняешь эти мысли, берёшь свою волю в кулак, нервы в узел и идёшь вперёд. Поэтому и получаются такие вот прекрасные спектакли.

Не так давно у народного театра «Антресоль» прошли первые гастроли. Как впечатления и в целом ощущения?

Очень волнительно, очень трогательно. Мы ездили в Юрьев-Польский со спектаклем «Ханума». Со стороны я наблюдала за своими актёрами, взрослыми людьми, вы бы видели, как они готовились, переживали, волновались, плакали.

Я понимала, что эти гастроли нам нужны, чтобы мои актёры почувствовали себя настоящими. Понимаете, одно дело, когда нам говорят – вы самодеятельность. Да, но люди вкладывают душу, силы, время в не основное для них занятие. Когда говоришь им, что вы молодцы и на сцене сейчас были на уровне профессионалов, то начинаются такие эмоции, такие переживания. Ни с чем не сравнимо и это очень дорогого стоит.

Гастроли были нужны, чтобы поддержать их, чтобы они поверили в себя. Поверили, что они могут, они молодцы, они не зря тратят свою энергию на это ощущение.

Нас очень радушно встретили, были очень нам рады. Как профессиональным актёрам дали гримерки. После спектакля зрители были нам очень благодарны, и мы им тоже: за их время, за их аплодисменты, за их смех, дающий понять, что наши шутки заходили. Всё было прекрасно.

Если будет такая возможность, мы бы ещё поехали на гастроли. Спектакль на самом деле получился хорошим. Сейчас я хвалю не себя, хочу поддержать своих актёров. Они молодцы и выложились на тысячу процентов. Уже сейчас начинают присваивать себе эти роли, ищут какие-то изюминки, сживаются с этими ролями, и это получается. Каждую репетицию привносится что-то новое. Это здорово. Значит люди погрузились в спектакль полностью. Это и есть настоящая актерская профессиональная работа.

Есть ли у вас с коллективом традиции?

У нас как у настоящего театра появляются свои традиции и это очень приятно. Одну из них я расскажу. Кстати, детская театральная студия «Забава» переняла её у театра «Антресоль». Традицию придумали актёры, до недавнего времени я о ней даже и не догадывалась. Они очень внимательные и наблюдательные.

Когда у нас начинается спектакль, я всё время нахожусь за звуковым пультом и смотрю на сцену из зала. Как только заканчивается спектакль, и артисты выходят на поклон, они, как оказалось, наблюдают за мной. Начну я аплодировать или нет. А как я начну аплодировать: сидя или стоя. Какие у меня эмоции: радуюсь, улыбаюсь или нет.

Уже потом они мне рассказали, что всё время ждут с напряжением моей реакции. Да, я могу станцевать за звуковым пультом и начинаю улыбаться. Если мне что-то не нравится, я могу даже не встать. Но ещё, по-моему, ни разу не было, чтобы я не похлопала.

И, оказывается, в момент поклона они понимают, состоялся спектакль или нет. И для них важнее, как я поведу себя в конце спектакля, чем мои слова, которые я скажу после, когда всё заканчивается и мы разбираем, что было хорошо, а что плохо, что было правильно, а что не так. Младшие студийцы это узнали и теперь делают точно также. Хитрые.

Такая прекрасная традиция для меня очень дорога. Это так, по-родному выглядит и звучит. Я благодарна и никогда не думала, что можно вот так сблизиться с людьми.

В чём ищете вдохновение?

Я его и не ищу, оно приходит как-то само, прямо накрывает. В первую очередь – дети. Когда ты смотришь в эти открытые наивные глаза и понимаешь, что они готовы впитать всё, что ты туда вложишь. Это сильно вдохновляет. У взрослых в «Антресоли» вдохновляет вера в меня. Я вижу, что люди в меня верят, идут за мной.

Скажу по секрету, никому не говорила, когда я нахожусь дома, очень много рисую. Пока рисую, столько мыслей приходит в голову, меня это так вдохновляет.

Ещё я люблю наблюдать за всем, что происходит вокруг меня. Порой даже рисуется какая-то картинка. Если это радостно, если это весело, если это нравится – это всегда вдохновляет.

У вас есть театральная мечта, которую хочется воплотить на сцене?

Да. Я к ней иду очень маленькими шагами и, надеюсь, всё получится. Мне бы очень хотелось поставить военный спектакль про блокадный Ленинград, в котором бы играли не только взрослые, но и самая младшая группа моей студии «Забава». Не знаю, с чем это связано: либо с воспоминаниями из детства, когда мне про войну рассказывали бабушка с дедушкой, либо настолько сильна моя любовь к Петербургу.

Понимаю, что поставить большой серьезный военный спектакль очень непросто, но я к этому стремлюсь. А главное – мои актеры меня поддерживают.

Этот спектакль нужно пережить, не один раз через себя пропустить, переплакать, перестрадать, пропустить через сердце и душу, и тогда он будет хорошо сыгран. Сейчас мы на начальном этапе. Надеюсь, у нас всё получится.

Немного о ближайших планах. Когда и где можно увидеть ваши спектакли?

25 марта в День работника культуры мы делаем ещё один показ нашего спектакля «Ханума» и 31 марта приглашаем всех на перфоманс по советским фильмам и комедиям. Там будут небольшие отрывки, самые узнаваемые и самые любимые фрагменты с крылатыми фразами. Наши актёры постараются воплотить киноактеров на нашей сцене.

У средней группы театральной студии «Забава» в планах показ спектакля «Все мыши любят сыр». Такая весёлая и лёгкая комедия для взрослых и детей. У младшей группы будет отчётный спектакль «Любимый дворик», где наши самые маленькие артисты покажут, что они успели усвоить за год обучения в нашей студии.

Следите за сайтом дома культуры «Юбилейный» и в соцсетях, там будут все афиши. Приходите, мы с удовольствием вас встретим и будем вам, нашим зрителям, рады.

Ваше пожелание коллегам.

Поздравляю всех служителей культуры и желаю профессионализма, смелости, креатива, амбиций. Больше новых идей и новых проектов, получать удовольствие от своей работы, и, конечно же, душевного спокойствия и здоровья, потому что без культуры невозможно развитие общества.