ДетиВот уже более полусотни лет  на планете Земля лето начинается с особого праздника – Международного Дня защиты детей.  Взрослые, учреждая его, хотели еще раз напомнить о праве детей на жизнь и о том, что маленькие нуждаются в защите и заботе, которую им обязаны гарантировать семья и общество.

День защиты детей стал поводом еще раз поговорить о наболевшем, рассказать о тех ребятишках, которые, в силу разных причин, лишены права на счастливое детство. За круглым столом в администрации Александровского района собрались люди, знающие проблему детского неблагополучия  «изнутри», те, кого и должность, и совесть заставляют не просто констатировать факты, но и действовать. Назову их имена и должности: Шульга Е. В.- заместитель Главы администрации района по социальной политике; Малиновский А. В. – заместитель начальника МКУ «Комитет по социальной политике»;  общественный помощник областного уполномоченного по правам ребенка  по городу Александров; Ширкова Г. Лдиректор ГКУ «Отдел социальной защиты населения по Александровскому району»; Теперенкова Ю. Е. – заместитель председателя КДН и Елохова В. В. – заместитель начальника ОУУП и ПДН, начальник ОПДН, подполковник полиции. Чуть позже, к разговору присоединился волонтер Дмитрий Багров.

МОЛЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Проблема детского неблагополучия есть, и о ней молчать нельзя, в этом убеждены все участники разговора. Конечно, малыши, лишенные полноценного детства, были всегда и не только у нас в районе, но это не может быть оправданием бездействия взрослых сегодня.

– В прошлом году наш район «всплеснул» в сводках криминальных новостей. Люди содрогнулись от известия о том, что  в Струнино у пьющей мамы годовалый ребенок утонул в ведре с нечистотами, а годом ранее, всех шокировало известие, что в п. Балакирево при живой матери умерла от истощения больная 15-летняя девушка, – говорит Е. В. Шульга. – Следственный комитет сейчас выясняет причины смерти месячного ребенка, умершего в ночь с 9 на 10 мая этого года в Александрове. Его мать вела разгульный образ жизни, и появление на свет младенца не остановило ее от желания прийти  праздновать в шумную компанию, а ребенок, находившейся в соседней комнате умер, когда она развлекалась.  Все эти семьи  были в поле зрения, мы о них знали, работали с ними, но беда случилась.

– Сегодня «боль» района – это семьи, которые находятся в социально-опасном положении. Таких более 70-ти, – подключается к разговору Ю. Е. Теперенкова, – как правило,  в них не одному ребенку, родители не работают, в лучшем случае перебиваются случайными заработками, а то и просто живут на детские пособия. Условия проживания детей ужасают: в домах грязь, бардак. Не буду голословной, вот конкретный пример – семья в г. Карабаново. Живут  в общежитии, оба родителя не работают, четверо детей в возрасте от 4 до 15 лет. И не скажешь, что родители пьют беспробудно, но убедить их навести порядок в комнате, было невероятно сложно. Они привыкли жить  в грязи.

По линии соцзащиты выделили им  помощь  около 8 тыс. рублей. Проконтролировали, что деньги были потрачены на побелку и покраску, – добавляет Г. Ширкова. – Убеждаем использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий – не хотят. А ведь можно было бы продать комнату в общежитии, добавить средства сертификата и приобрести другое, более комфортное для детей жилье, но родители считают именно общежитие своим родным домом и никуда не хотят выбираться. Однако, мы руки не опускаем, сейчас явно наметились положительные сдвиги в социализации детей. Раньше ребятишки  никуда не хотели выходить из  своего жилища,  а сегодня удалось записать их в кружки и секции, и они даже захотели поехать летом в лагерь. Это уже маленький шаг вперед.

– Дети из семей, где папа и мама пьют, не работают, попадают в наше поле зрения на ранней стадии, – говорит подполковник полиции В. В. Елохова. – Мы прекрасно понимаем, что такие горе-родители воспитанием детей не занимаются, они не вкладывают в детей моральные и нравственные ценности. Эти малыши в зоне риска.  Условия жизни несовершеннолетних в таких семьях, пример асоциального поведения родителей толкают детей на путь преступлений.  Когда такие трудные подростки совершают преступления или серьезные правонарушения, они ставятся на учет в ОПДН. Сейчас законодательство поменялось, на учет мы ставим только на полгода, а не на весь срок до совершеннолетия, каждые полгода смотрим, нужно ли продлевать учет ребенку. Цифра стоящих на учете подростков меняется. По итогам четырех месяцев. В этом году таких детей было 144 по району, примерно, треть мы снимаем с учета через полгода. Типичные  детские преступления – это кражи, грабежи, драки. И  особо волнует, что такие преступления совершают и ребята из внешне благополучных семей. Когда ставишь «благополучных» родителей перед фактом свершения преступления их ребенком, они недоумевают, что ему не хватало? Как правило, такие семейные пары или уезжают на  сутки работать в Москву, или все силы отдают развитию своего бизнеса, а дети предоставлены сами себе. Чаще всего,  преступления несовершеннолетних из таких семей – это вызов, крадут не потому, что надо, а потому, что хотят всем доказать, что «не слабо».

–  В районе примерно 19 тысяч подростков, из них 10% тех, кого мы привыкли называть трудными. Их может, явно не видно в городе и районе, просто потому что они привыкли держать дистанцию и охранять свою территорию. Две трети «трудных» стали таковыми по воле семьи, – убедительно говорит А. В. Малиновский. – Болевая точка района, и об этом тоже надо говорить, что  уже живет целое поколение потенциальных бомжей. В 90-е годы некоторые родители неправильно поняли  суть приватизации, и не стали регистрировать по месту своего проживания родившихся детей. Например,  у гражданина К. проживающего в Александрове, в браке родилось трое детей. Он ни одного не прописал в своей квартире, сегодня уже его потомки, ставшие родителями, приходят с просьбой зарегистрировать своих детей. Из-за беспечности гражданина К.  дети, не имеющие регистрации, не получают соцпомощи. В таких семьях все «через проблему», и таких в районе немало.

“ЗА РУКУ ВОДИМ…”

Психологи говорят, что если проблема не замалчивается, не скрывается, то это уже половина успеха на пути ее разрешения. Практически все участники «круглого стола» сегодня входят в межведомственную комиссию, призванную встать на защиту ребенка. А в деле защиты маленьких граждан разные виды работ хороши. Соцзащита давно практикует «по дворовые» обходы, идет в «народ», чтобы  разъяснить родителям их право на получение социальной поддержки.

Всем миром проводят и в рейды.  Один из последних выездов в семьи прошел 25 мая в рамках профилактической операции «Подросток». В вечернее время посетили пять семей в Карабаново, и результатами, в целом, остались довольны. Во всяком случае, пьяных родителей не встретили. Да, и семьи за год уже стали привыкать к таким визитам, воспринимают их,  как должное, и не встречают в штыки, а, напротив, идут на контакт.

– Конечно,  и на стену непонимания натыкаемся, – с горечью говорит Е. В. Шульга. – Приведу пример, в районе есть семья, которая приехала сюда тридцать лет назад. Уже тогда родители, имеющие трех детей, были пьющими. Сегодня их дети имеют не по одному ребенку, но как вселились когда-то в полуразрушенный дом, так и живут все вместе в грязи и нищете. К ним выезжали не раз, и Глава администрации там был, и мы, его заместители. Привозили постельное белье, продукты, игрушки. Там все исчезает. Приезжаем в очередной раз – белья нет, игрушек нет, на плите варятся в ведре картофельные очистки. Люди не хотят просто помыть окна и двери, не то, что белье постирать. Предлагали жилье одной из дочерей, у которой уже своих четверо, в Красном Пламени. Там и  детский сад, и школа в шаговой доступности. Не уезжает от родителей. Душа болит за детей в таких семьях, держим их на контроле ежедневно. И, буквально, за руку водим родителей, чтобы помочь их детям.

Помочь семьям «выкарабкаться» из бедственного положения сегодня можно. Соцзащита помогает  вещами и продуктами, выделяет по заявлению материальную помощь, составляет соглашение по погашению коммунальных долгов.  Нет проблем с трудоустройством родителей.  Как правило, требуются вакансии для неквалифицированной рабочей силы, а такие в ЦЗН есть всегда.  Только  надо захотеть бросить пить и пойти работать. Пить тоже бросить помогут, даже направление  закодироваться бесплатно  дадут в той  же КДН. Однако,  по  районной статистике лишь 7-12 человек в год используют такую возможность.

 – Когда мы, выезжая в семью,  обнаруживаем пьяную мать и изымаем у нее на время ребенка, находящегося без присмотра, вот тогда у нее возникает желание лечиться от алкоголизма. Действуют, к сожалению, только крайние меры, – говорит В. В. Елохова.

Изъятие ребенка из семьи – крайняя мера, в этом убеждены все участники «круглого стола». Забирают  детей только тогда, когда есть явная угроза здоровью и жизни малыша. Правом увезти чадо на время от родителей обладают и сотрудники ОМВД, и члены КДН, и, конечно, опека. Был случай, что сотрудник полиции в свою куртку заворачивала мокрого грудничка, увозя его из ада нетопленого дома,  а мертвецки пьяные родители не сразу и поняли, что у них забрали малыша, оказавшегося на грани смерти.

СИТУАЦИЮ НАДО МЕНЯТЬ

В Александровском районе нет реабилитационного центра для детей. Раньше был в с. Бакшеево, но его закрыли, поскольку, и это признают все мои собеседники, «центром пользовались не как надлежало, а как хотелось». Поясняю специально для читателей: находиться в приюте ребенок имел право по закону до полугода. За это время семья, из которой его изъяли, обязана была встать на путь исправления –  родители должны были  найти работу, навести порядок в доме, создать условия для  детского «благополучия». На деле этого не было, и ребенка оставляли еще на полгода, что с точки зрения закона недопустимо.  Сегодня только в районе  Правда есть дневной стационар  соцзащиты для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но он дневной, а это значит, что на ночь ребенок будет возвращаться в ту же семью, где эта ситуация легче и проще за день не стала.   Реабилитационный центр вполне мог бы разместиться в здании бывшего Александровского детского дома, что сегодня в ведении области. В принципе, решением этого вопроса надо заниматься.

 – Интерес к нашему району есть у областного омбудсмена, – говорит А. В. Малиновский. – Уполномоченный по правам ребенка Геннадий Прохорычев  приезжал к нам в район с плановой проверкой. Он выслушал наше предложение по вопросу создания детского реабилитационного центра, где мы могли бы в комплексе воздействовать на семью. Но пока все осталось на уровне обсуждения.  Вели разговор и об открытии семейного детского дома. Есть одна семья, готовая пойти на этот эксперимент. Но сами понимаете, что надо взвесить все за и против, поскольку речь идет о детях. Их нельзя сначала собрать в семью, а если, не получится, вернуть обратно в детский дом.   Вторая сторона медали – несовершенство законодательства. На территории области нет закона, позволяющего открывать семейные детские дома. Проблему решать надо комплексно, а главная проблема сегодня, что все наши ведомства работают с семьей  фрагментарно, даже когда объединяют усилия, и взаимодействуют в целом. В идеале надо постоянно заниматься  с конкретными людьми.

Мы много говорили и о том, что в районе не хватает психологов, не хватает и специальных  программ разного уровня для создания условий благополучия детей.  Фронт работы настолько широк, что здесь место найдется любым полезным начинаниям.

– Мы силами волонтеров в этом году  спортивный корт во дворе привели в порядок, чтобы мальчишки не бездельничали, а занимались спортом, – вступает в разговор Д. Багров. Он убежден, что спорт и общее дело помогут спасти не одного подростка. И еще волонтер считает, что надо искоренять иждивенчество взрослых, которые убеждены, что им должны все от соцзащиты до Президента, а сами  абсолютно не заботятся о своих детях.  Будучи самым молодым участником «круглого стола», Дмитрий пожелал всем  потенциальным родителям серьезно подумать о той ответственности, которую накладывает на них появление на свет ребенка.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ – УЛЫБАЙТЕСЬ!

Пожелания за «круглым столом» прозвучали не случайно. В завершении беседы, я предложила всем в канун праздника Дня защиты детей адресовать самые искренние слова  родителям и детям. Главным спикером, выразившим общее настроение, стал А. В. Малиновский:

– Я хотел бы пожелать родителям каждый день улыбаться своим детям от души  бескорыстно, чисто и честно. И глазами, даже не вслух, а только глазами спрашивать: «Как дела? Я тебя люблю! Ты мне очень нужен, каким бы ты ни был!» А детям  я желаю улыбаться в ответ родителям и не стесняться говорить: «Мама, папа, я вас люблю!»