Екатерину Козлову я увидела два года назад на фольклорном фестивале “Папоротник”, который проходит в нашем Александровском районе и собирает сотни участников из Москвы, Владимира, Ярославля. Приезжают желающие послушать выступления фолк-групп, погрузиться в атмосферу таинственных славянских обрядов. Она не выступала на сцене, но не заметить светловолосую стройную красавицу в белом длинном платье с венком на голове было невозможно. Я сделала несколько ее портретных фотографий. В этом году на этом же фестивале Екатерина вновь выделилась из общей массы гостей праздника. Яркое платье густо-розового цвета с белой кружевной отделкой, высокие ажурные сапожки в тон к платью и неизменный венок из цветов на голове в сочетании с открытым взглядом и чарующей улыбкой – все в совокупности создавало образ женщины-славянки. Не секрет, что зачастую надетый сарафан создает эффект “ряжености”, не больше, в случае с Екатериной все было органично. А когда я узнала, что Катя коренной сельский житель, что семья ее живет в селе Андреевском нашего района, то мы сразу договорились о встрече с диктофоном за чашкой чая у нее дома.
СЕЛЬСКАЯ СКАЗКА
Сегодня удивить сельскими усадьбами трудно. Богатые москвичи, да и местные толстосумы строят в деревнях Подмосковья и близких к Москве областях не дома, а дворцы с фонтанами, прудами, ангарами для автомобилей, охраной у ворот. Коренным сельским жителям куда труднее построить дом своей мечты. Семье Козловых, где супруг учитель, а супруга медсестра это удалось. И не миллионами вложений поражает их дом и сад, а вложенным непомерным трудом и красотой. Ярко-желтый забор и такой же фасад дома сразу привлекает к себе внимание. Дом, а вернее половина дома, доставшаяся от родителей Екатерине, расширялась и отстраивалась руками мужа Романа, благо он преподаватель технологии в сельской школе. Все умеет делать, такого, как он, называют “мужик с руками”. А когда подросли сыновья Егор и Евгений, то и они свою лепту в благоустройство внесли. “В свои 12 лет наш младший Женя отмостку сделает не хуже взрослого”, – говорит Екатерина, показывая “территорию семьи”. Мы смотрим огород, где даже уже сейчас можно срезать кочан капусты, идем по ровным садовым дорожкам, по идеально постриженному газону, любуемся огромной клумбой из многолетников, смотрим декоративную мельницу, двухэтажную баню с совой на козырьке, летнюю кухню, скамейку-беседку, колодец. Супруги заложили и свой сад, в нем яблони, сливы, черешни, груши, ягодные кустарники.
– А где же традиционное для села картофельное поле? Неужели покупаете картошку?
– Нет, конечно. У нас есть участок один на три семьи. Сажаем вместе с моей мамой и мамой мужа. Так удобнее. И теплицы у нас на участке моей мамы, даже в холодное лето там выросли огурцы и помидоры. Мы овощи и ягоды никогда не покупаем, все свое. И заготовок на зиму я делаю банок по двести, – улыбается Екатерина.
А еще у супругов Козловых есть своя пасека. Пять лет, как они стали заниматься пчелами, а передалось это от деда Романа по отцовской линии. “Мой дед был знатным пчеловодом и хорошим столяром. Я с детства впитал запах меда и свежей стружки, жили во мне эти воспоминания на каком-то подсознательном уровне многие годы, и вот пять лет назад мы решили купить первый улей. Вместе со старшим сыном Егором поехали к известному в наших краях пчеловоду Топоркову Виктору Алексеевичу. Сын ко всему присматривался, обо всем старика расспрашивал, и очень приглянулся пчеловоду за серьезный подход к делу. Тот с ним секретами пчеловодства поделился, опыт передал. Пять лет у нас своя пасека, свой мед,”- рассказывает Роман, пока пчела-разведчица изучает мою прическу. Здесь пчел не отгоняют, бережно снимают руками, они такие же полноправные животные на сельском подворье, как собаки, кот, подобранный на улице два года назад маленьким пушистым комочком, а сегодня выросший в черного красавца, рыбки, белые декоративные мыши, черепаха и попугай.
СЕМЬЯ – ЭТО ТРУД И СЧАСТЬЕ
“Мы не всегда так хорошо жили, были и очень трудные времена, – говорит Екатерина, наливая чай с мелиссой и угощая пирогами с капустой и булочками, которые она испекла утром, – Ровно двадцать лет назад мы поженились. Мне тогда было 19, у меня беда большая случилась – папа умер, и я вынуждена была бросить рабфак в Ярославском мединституте, вернуться в родное село. Романа, учителя в нашей школе, я знала несколько лет, мы общались, он мне нравился, я ему. А тут сразу замуж позвал, и я согласилась. Он меня на семь лет старше, серьезный, немногословный, добрый, ну, я и пошла замуж, в полном смысле этого слова, чтобы за мужем жить, как за каменой стеной. Так и получилось. Ни дня не пожалела, что мы вместе. Все трудности вместе переживали. Он меня сначала к своим родителям жить привел. Родители его замечательные, сельские интеллигенты, папа долгие годы был директором школы, но прожила я там не больше недели. Хотелось самостоятельности, характер у меня такой, мне свое нужно, вот и ушли мы с мужем в старый и худой родительский дом. Я сейчас понимаю, на какой он тогда шаг решился – уйти из комфортных условий в развалюху, где туалет на улице, помыться можно только ковшом из ведра, где крысы бегали. Мы поутру, бывало, зимой просыпались от холода, а спали в шубах. Но муж всегда мне говорил, что мы построим дом своей мечты. А я нетерпеливая, ждать не хотела. Он как-то с работы приходит, а я стену дома сама разбила и разобрала. Год потом в бане жили, и свой дом строили”.
И скотину Козловы, как все сельские жители держали – корову, телят, причем не один год, семье пришлось пережить непростые девяностые и нулевые годы, когда зарплату на селе не деньгами, а мукой платили. Эту муку надо было на рынке продать, чтобы сахар, крупы купить. Ведь в семье росли два сына. Старший Егор родился через год после свадьбы. Екатерина на всю жизнь запомнила, как умный и взрослый муж, понимая, что такая “зажигалочка” как она не дотанцевала и не допрыгала на сельских дискотеках, сказал: “Ты только роди ребенка, я тебя буду на танцы отпускать”. И слово свое сдержал. Год Катя на танцы раз в неделю бегала с незамужней подругой, танцевала там до упада по три часа, а муж оставался с ребенком.
Сегодня Егору 19, он студент медицинской академии, той самой, которую когда-то пришлось оставить Екатерине ради семьи. Ее мечта воплотилась в сыне. Он будет врачом, либо хирургом-травматологом, либо анестезиологом. У парня есть время определиться, пока у него за плечами только первый курс и практика в районной больнице. ” Когда мне сын сказал, что хочет быть врачом, я чуть не задохнулась от радости, – с улыбкой говорит Екатерина, – Мы никогда на него не давили в выборе профессии. Но он о моей мечте знал, работу мою понимал всегда”. Катя, будучи замужем, окончила местное медицинское училище, и долгие годы работает медсестрой в детской районной больнице, выхаживает новорожденных. Работу свою любит очень. В отпуске спокойно живет только неделю, не больше, потом опять начинает скучать по своим “крохам”.
Сыновей в семье Козловых воспитывают в строгости, приучая к труду, приобщая к спорту. Хорошо учиться тоже обязанность мальчиков, а как иначе, папа учитель, дедушка был учителем. “Был как-то момент, когда старший “съехал” в учебе, потерял к ней интерес. Тогда много пришлось говорить, убеждать. Зато надолго мы запомним момент ожидания результатов ЕГЭ по биологии. Ему надо было набрать 67 баллов. Когда же мы узнали, что Егор набрал 87 и проходит в первых рядах, то я даже расплакалась от счастья”, – вспоминает Екатерина.
– А кто главный в семье? Только говорите честно, пожалуйста, – спрашиваю Катю, пока она без устали подливает чай.
– Наверное, я. Я из тех, кто мебель раз в год в доме переставляет, у меня всегда в голове задумки и проекты. Хотя, многие вопросы мы решаем на семейном совете. Простой пример, я не хотела тратить деньги на строительство летней кухни, а вот муж и дети сказали, что надо. Сейчас и я понимаю, что они были правы. Там удобно посуду перемывать для меда, в дом все нести не надо. Совсем недавно именно семьей решили, что едем отмечать двадцатилетие совместной жизни в Краснодарский край. Не люблю уезжать из дома, а смотрите, уже чемоданы собраны, фату и галстук положили, отметим фарфоровую свадьбу на юге России.
НА СЕЛЕ ЖИТЬ ЛУЧШЕ
Если село неподалеку от города, если к городу ведет хорошая дорога, если в селе есть газ, то там жить лучше, чем в городе. Андреевское именно такое село. А еще в Андреевском отличная школа, Дом культуры такой, что могут позавидовать многие городские учреждения.
– Здесь друг друга все знают, мы на улице здороваемся с односельчанами, говорим о жизни, в городе этого нет, – делится своими суждениями муж Екатерины Роман, – Мы здесь на земле живем, чистым воздухом дышим. А заняться спортом, отдохнуть культурно можно и на селе. У нас в школе спортзал отличный, зимой корт у школы заливаем для хоккея, для лыж вокруг просторы. Секции и студии в сельском доме культуры есть, праздники проходят ярко. Скоро районный день сельских старост будем отмечать у нас в Андреевском.
Супруг Екатерины недавно был выбран сельским депутатом. Екатерина честно признается, что не хотела этого. Ей кажется, что муж слишком мягок по характеру для такой общественной работы. Смирилась только потому, что муж работает в одной упряжке с главой администрации Андреевского сельского поселения Олегом Федуловым. Тот за поселение душой радеет, может вместе, у них что и получится для людей сделать. Вот ведь в прошлом году бросили клич, чтобы все на борьбу с борщевиком вышли, и народ потянулся. В этом году сами идут. 12-летний сын Женя обычной косой тоже косит, хоть и ругает его Екатерина за ожоги на руках. Ругает и мажет руки сыну без устали, она же медсестра.
А мне как-то подумалось, что и самой Кате можно в депутаты сельские податься. У нее много для людей делать получается. Ну, вот скажите, кто уговорит мужа перед домом детскую площадку с турниками построить для всего села, чтобы дети и подростки со всех улиц приходили, и с утра до вечера играли там? Многие от своих домов отгоняют детей, чтобы не мешали шумом и гамом. А Катя настояла, потому что с детства помнит, что вся улица около родительского дома собиралась.
Из родного села супруги Козловы уезжать не собираются. В честь двадцатилетия супружеской жизни на улице перед домом посадили два каштана. Маленькие ростки любовно оградили сеткой. Деревья растут не быстро, но через 20 лет точно вырастут. А если и дети в селе свои деревья посадят, то Екатерина Козлова будет очень счастлива. Она и сейчас счастливая женщина села, построившая ДОМ своей мечты.
Светлана Устинова