Наша газета уже писала о том, что в деревне Легково живет таджикская семья, где по инициативе дедушки решили переименовать ребенка и дать ему имя Путин. Эта новость облетела не только Россию, даже на Западе заинтересовались таким нестандартным решением глав семьи Джураевых.
В Легково зачастили журналисты печатных и электронных СМИ. Недавно приезжала съемочная группа из Болгарии, до нее российский телеканал “Мир”. Снимали, писали, брали интервью, в результате чего и статьи напечатали многие издания, и фильмы прошли по разным каналам. Но в доме Джураевых всегда помнили, что первыми о событии рассказали именно журналисты нашего издания. Вот почему Рахмон Джураев, с которым нам не удалось встретиться в момент написания первого новостного материала, так хотел пообщаться с нами. И такая возможность представилась, благодаря гостеприимству “инициатора переименования”. Рахмон Джураевич оказался невероятно интересным собеседником, очень образованным человеком, прожившим большую и яркую жизнь. Его рассказ о себе вполне может стать примером того, как надо выстраивать непростые межнациональные отношения в современном мире.
– Рахмон Джураевич, расскажите о своих истоках. Кто вы? Откуда вы?
– Я родился в Таджикистане, в Заравшанской долине. У родителей родилось пять мальчиков и две девочки. По меркам нашей республики это и немного, и немало. Отец занимался торговлей, а нас воспитывала мама. Меня воспитали так, что я всю жизнь считаю женщин-матерей святыми. Они выполняют невероятно трудную работу – формируют людей. Меня не баловали, держали в строгости. Мама всегда требовала, чтобы я хорошо учился. А отец запомнился тем, что он умел помочь людям, наставить их на верный путь.
– У вас три высших образования. Что вы закончили?
– Сначала я закончил в Таджикистане институт искусств. И как только получил первый диплом, то сразу поступил в университет по специальности методика начального обучения. Мне всегда нравилось работать с детьми. Они понимали меня, слушали, считали мои уроки интересными. Мы тогда уже использовали индивидуальный подход к каждому ребенку. Никогда не забуду, как мне пришлось отучать от соски … ученицу третьего класса! Была такая девочка, которую родители не могли отучить, а мне потихоньку удалось это сделать. Полгода я занимался с ней, поощрял, разговаривал, и добился своего. Третье высшее образование я получил уже в Москве. Учился на вечернем отделении и получил специальность юриста.
– Как вы попали в Россию?
– В 90-е годы в Таджикистане шла гражданская война. Ко мне в дом пришли вооруженные люди с предложением – встать на сторону оппозиции. Тогда у меня уже была своя семья. Эти люди предлагали мне высокий пост в новом правительстве, которое они хотели сформировать. Когда они пришли в мой дом во второй раз, я понял, что мне надо срочно уезжать в Россию. Я передал свою семью на время в семью друга, а сам приехал к русскому другу в Волгоград. Это был 1994 год. Я тогда пошел работать на завод буровой техники.
– Как-то трудно представить преподавателя вуза и специалиста по искусству на заводе.
– Я не боюсь никакой работы, ни умственной, ни физической. Мне приходилось и на стройке работать, и по благоустройству города. Главное – это везде выкладываться на 100 %, работать с полной отдачей. Люди видят, как ты работаешь, руководство видит. Тогда в 90-е благодаря директору завода я получил российское гражданство. А в Москву приехал практически без денег. И начал с того, что из одного подвала глину вытаскивал. Работал и в охране на турецком предприятии. Мужчина всегда работает, он содержит семью.
– У вас большая семья?
– Жена и пятеро детей. Три дочери и два сына. Младший сын учится в восьмом классе. А старшего вы знаете, он и меняет имя своему сыну с Расула на Путин. Я семью постепенно перевез в Россию, нам здесь нравится жить и работать. У меня много друзей россиян. Но две дочери и сейчас живут в Таджикистане.
– Почему местом жительства вы выбрали наш Александровский район и деревню Легково?
– Здесь красивые места. Мне удобно приезжать сюда из Москвы, где я веду большую общественную работу, каждую субботу сюда. Здесь мы купили дом, обустроили его, и до сих пор продолжаем обустраивать, потому что здесь живут мои два сына и дочь. Здесь рождаются мои внуки. Раньше в районе были очень плохие дороги. Только с приходом в администрацию Александровского района Игоря Алексеевича Першина, а в областную – губернатора Светланы Юрьевны Орловой, началось благоустройство. Я сейчас не устаю говорить спасибо за дороги. Я вижу, как меняется облик города Александрова. Город-то исторический, он может жить и развиваться за счет туризма, и это правильно, что сейчас делают и дороги, и тротуары, и газоны. И объекты культуры и спорта строятся. Жизнь в районе меняется в лучшую сторону. Я тоже хочу внести свой вклад в развитие инфраструктуры района. Видели рядом с нашим домом полуразвалившийся сгоревший дом? А я хочу построить здесь кафе и вкусно недорого кормить людей. Причем, овощи для кафе будут выращиваться здесь же на нашем огороде. Я хочу в Легково вырыть пруд, чтобы люди купались и загорали, хочу воду родниковую провести в центр деревни, чтобы бабушки могли брать чистую воду бесплатно. Много планов, которые хочется постепенно реализовать здесь на Владимирской земле.
– А как складываются отношения с сельчанами?
– Отличные отношения. Наши дети бегают вместе во дворе. Я всегда говорю старшему сыну, когда на праздники готовите угощение, не забывайте и о жителях деревни. Не имеет значения, какой праздник, государственный или национальный. Наготовили на 50 человек, а гостей было 30, остальное разносите по домам. Сейчас люди знают, что если у Джураевых праздник, то они будут угощать. Всегда надо жить так, чтобы люди говорили: “Спасибо”.
Мы сидим на курпаче темно-синего цвета, шитой блестящими серебряными нитями за достарханом. Низкий столик, который возвышается над полом всего сантиметров на двадцать, весь заставлен угощениями: фрукты, орехи, восточные сладости. Дочь и сноха Рахмона подают куриный суп в больших пиалах, потом приносят ароматный чай, и мы пьем его тоже из пиал, но размером поменьше. Восточный стол всегда сытный и изобильный, может поэтому и едят за ним почти полулежа, не спеша. Еда здесь обязательно перемежается умной беседой. Как тут не вспомнить: “Восток – дело тонкое…”. А потом Рахмон Джураевич показывает мне новостройку во дворе дома. Его сын и зять строят парную с комнатами для гостей и верандой. Получается очень красиво.
Семья Джураевых органично вписалась в российскую действительность. Живут дружно, с соседями ладят, сохраняют свои традиции. Женщины в этой семье заняты воспитанием детей и домашним хозяйством, мужчины зарабатывают на жизнь, строят дом. А дедушка занимается помощью своим соотечественникам, которые приезжают в Россию, и собирает музей имени Владимира Путина. Он уважает и Президента России, и Президента Таджикистана, и мэра города Москвы. На стенах в большой комнате деревенского дома висят ковры ручной работы с портретами вышеперечисленных общественных деятелей. А уж предметов с портретом Владимира Путина не сосчитать. Тут и газеты, и журналы, и тарелки, и кружки и многое другое. Вот и свое решение переименовать внука Рахмон Джураевич объясняет исключительно уважением к Главе государства, работающего на благо страны и укрепляющего позиции России в мире.
Беседовала Дарья Горшкова