Народный артист России Валерий Баринов сыграл более двухсот ролей в театре и кино, и кинокритики теряются в определении его актерского амплуа. Слишком разноплановые роли у этого прославленного актера.

В октябре в Александрове появились афиши, приглашающие жителей и гостей города на моноспектакль «Песня про купца Калашникова» в музей-заповедник «Александровская слобода», чтобы послушать художественное слово в исполнении Валерия Баринова под аккомпанемент ансамбля «Рапсодия Оркестра имени Осипова» в сопровождении песочной анимации. В числе тех, кто пришел на спектакль, были и участники Всероссийской научной конференции «X Зубовские чтения». Для ученых, специалистов по медиевистике, музейных работников, представителей СМИ моноспектакль стал царским подарком от «Александровской слободы».

До начала выхода актера на сцену удалось задать Валерию Баринову несколько вопросов от пресс-службы музея и нашего корреспондента.

Валерий Александрович, каково ваше восприятие музея-заповедника «Александровская слобода»?

На меня этот музей всегда оказывает благотворное влияние. Я приезжал сюда давно,  когда еще и не думал, что на территории Александровского района появится мой дом. Прихожу и сейчас, когда кто-то из моих друзей приезжает в гости, я сразу веду их в Слободу. Я даже снимался здесь в фильме «Москва книжная», рассказывающем о книгах, которые печатались и продавались в Москве, о коллекционерах. В фильме звучала легенда о библиотеке Ивана Грозного, я ходил по лестницам, галереям. «Александровская слобода» – место для меня не новое, а ощущения всегда приятные. Здесь надо побывать хотя бы потому, что тут так долго был трон, здесь была опричная столица России. Не все знают об этом.

Там, где я живу сейчас, есть дуб, ему идет 667-ой год, он старше Ивана Грозного. Это красивое дерево в деревне Наумово, свои интервью я люблю давать у этого дуба. Сосед не раз просил, мол, давай расскажи об этом дереве на всю страну. Я отвечаю: «Хочешь, чтобы тебе весь участок затоптали?»

Александров – город  удивительный, здесь на каждом шагу история. Моя дочка открыла этот город, так удобно расположенный. Из него можно съездить в Ярославль, в Ростов Великий и вернуться. Мне очень нравится город, даже чем-то напоминает мою родину, хотя Орел масштабнее.

В Александрове поставили второй по счету памятник Ивану Грозному, первый в Орле. С личностью Иоанна у меня связано немало: я играл в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» Бориса Годунова в театре Армии, а в Малом театре в этом же спектакле играл Захарьина. Много о Грозном читал, изучал, личность его неоднозначная, а побывать в стенах Слободы стоит обязательно, здесь запах, дух истории. Музей замечательный, масса подлинных экспонатов – это хорошо!

На научной конференции прозвучал тезис о том, что современный музей призван формировать мировоззрение, прежде всего молодежи. Вы согласны?

Вообще искусство формирует мировоззрение, если знаешь ответ на вопрос, что такое искусство. А ответить не так просто! Ван Гог говорил, что искусство – это действительность, пропущенная через темперамент художника. А иногда действительность пропускается через сердце. Дня три назад я был на днях памяти Шукшина, у него было семь инфарктов, хоть и знали только о трех. Вот он пропускал все через сердце! Музей – это памятник искусства. Любые предметы, выставленные в музее, сделаны с любовью, они прошли не только через руки людей, но и через их сердца, через душу.

Мне очень нравилось определение искусства в марксистско-ленинской эстетике: искусство – способ познания действительности через художественные образы. Очень точно! И дальше было так: с целью воздействия – вот это как раз ответ на ваш вопрос.

Музей, как часть искусства, как часть нашего богатства, конечно, формирует сознание людей, и молодежи в том числе. Я недавно выступал перед ребятами, отправляющимися на Донбасс, я же вижу, что для них перевернулась жизнь. Мы лет тридцать воспитывали поколение потребителей, это не так и плохо, люди должны жить хорошо, это правильно. Но есть основы, которые надо заложить в каждом человеке, особенно в таком человеке, который живет в России. Это особая страна, не пустившая орды в Европу и отразившая нашествие фашистов в годы Великой Отечественной войны. Музеи, память – архи важно, как у Пушкина: «Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу, Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам…».

Чтобы наши души не были «алтарями без божества», надо понимать нашу историю. Она непростая, кровью умытая и распаханная, она со смертями, с трагическими исходами, но ее надо знать.

А потом Валерий Баринов в интерьерах экспозиции «Государев двор» исполнил для зрителей историческую поэму «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова»  под «гуслярный звон» в сопровождении песочной анимации. Зрители перенеслись в Грозненскую эпоху, и кто-то открыл для себя строки Лермонтова заново, кто-то услышал иные акценты в тексте с подачи мастера. Случилась та магия искусства, о которой говорили до спектакля, делающая нас чуть лучше, добрее, патриотичнее.