В городе Струнино Александровского района на подростка напала собака. Пострадавшего направили в Морозовскую детскую городскую клиническую больницу города Москвы. У него сильно повреждено лицо, предстоит пластическая операция. Журналист газеты пообщался с матерью подростка, а также узнал, как в Александровском районе решается вопрос с бездомными животными?
ТРАГЕДИЯ В СТРУНИНО
Город Струнино. Обычный день, когда два подростка пошли погулять по городу и зашли во двор дома 4 квартала Дубки. И вот тут на одного из ребят набросилась большая черная бездомная собака. Она его толкнула, мальчик поскользнулся, упал, и псина вцепилась зубами в губу. Дальше произошла настоящая трагедия. Собака сильно поранила лицо – шок, кровь, ужас! Маме ребенка позвонили в 13.30 родители второго мальчишки, они сразу же повезли пострадавшего ребенка в травмпункт города Александрова, мама срочно поехала на машине за ними с документами. В Александрове оказали первую помощь, но на лечение парня пришлось отвезти в Москву, в Морозовскую детскую городскую клиническую больницу. По сообщению мамы ребенка, Максим сейчас уже немного отошел от шока, его выписали домой, через месяц им необходимо приехать на консультацию, тогда и будет назначен день операции.
Все это мне рассказала мама мальчика в телефонном разговоре. Она «на нерве» выложила пост о трагедии в «Подслушке Струнино», и как водится, нашлись те, кто откликнулся так: «Сама виновата, надо было за ребенком следить, за руку держать!»
Давайте расставим точки над «i». Ребенку 17 лет, в таком возрасте за руку не держат, отпускают гулять самостоятельно, тем более, что в пределах города и днем. Но в 17 лет ребенок не перестает быть причислен к категории «дети», у нас законодательство прописывает четко, что ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), смотрите Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
Соответственно интересы ребенка имеют полное право представлять родители.
Мама пострадавшего мальчика выяснила, что собака бездомная, она появилась «на районе» осенью прошлого года, предъявить иск хозяину животного не представляется возможным. Как защитить себя и своих детей от бездомных собак? Куда обращаться с проблемой? Да, лечение, в этом конкретном случае, будет проводиться по ОМС. Но кто ответит за страдания ребенка и родителей, кто возместит их траты на поездки в больницу, кто ответит, что придется месяц быть на больничном дома. Никто? Но так быть не должно.
ПОЛНОМОЧИЯ У ДЕПАРТАМЕНТА ВЕТЕРИНАРИИ
В 2021-м полномочия по отлову и стерилизации бездомных животных перешли от муниципалитетов к администрации области. Когда депутаты ЗС принимали такое решение, то руководствовались тем, что у муниципальных образований (городов и поселков) нет денег на отлов и стерилизацию животных, и уж тем более нет средств на создание приютов, к которым предъявляются большие требования.
О случае нападения бездомных собак на людей, просто о скоплении бездомных собак в городе сегодня приходится сигнализировать именно в областной департамент.
Необходимо подать письменную заявку на отлов животных без владельцев с указанием следующей информации: фамилия, имя, отчество, место жительства, контактный телефон заявителя, место нахождения животных без владельцев, их количество и краткое описание экстерьера животных (размеры, окрас и иные приметы).
Поступившие заявки будут рассмотрены, зарегистрированы и переданы в организации, осуществляющие деятельность по отлову и содержанию животных без владельцев для исполнения. Заявку направлять по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Сакко и Ванцетти, д. 60 в ГБУ «Центр ветеринарии Владимирской области» или позвонить по телефону: 8-(4922) 33-55-42, 53-04-42, 53-29-68. Электронная почта: veterinaria33@mail.ru
Сразу хочу отметить, что коллективные заявки рассматриваются быстрее. Чтобы решить проблему, придется собрать подписи жильцов дома или микрорайона. Просто звонить и говорить о бездомных стаях, на мой взгляд, неэффективно. В журнале регистрируются только письменные заявки.
Долгой получается история, раньше можно было написать заявку в УК, в администрацию города, сейчас вам просто скажут, что у муниципалитетов нет таких полномочий. Но помним, что муниципалитет сам вправе подать заявку от своего имени.
По конкретному случаю, о котором я рассказала выше, я звонила руководству города Струнино.
А. О. Жугинский, глава администрации города, подтвердил, что полномочия не у них, но он контролирует ситуацию. Буквально за две недели до нападения собаки на ребенка администрация отправила повторный запрос о необходимости отлова собак в департамент, но ответа так и не было. Администрация хотела бы знать точный график отлова. То, что сегодня муниципалитет остается связующим звеном между жителями и департаментом ветеринарии, глава администрации подтвердил тоже.
С. В. Егоров, глава города Струнино, сообщил, что в выходные 2-3 апреля был отлов собак в Струнино, но кто и сколько отловил, он точно сказать не может, департамент ветеринарии им не докладывает, нет такой практики. О наличии сразу нескольких стай в городе глава знает: стая черного окраса дислоцируется в больничном городке, пегие собаки обитают в районе ул. Южная, разномастные – на ул. Дзержинского. Назвав себя любителем животных, Сергей Викторович, осознает, что отлов безнадзорных собак, их вакцинирование, стерилизация и чипирование с выпуском на волю в те же места обитания, не гарантируют снятия агрессивности животных. Проблема остается в городах, хоть нагрузка с бюджета города и снимается.
ЕСТЬ ЛИ ПРАКТИКА ОБРАЩАТЬСЯ С ИСКАМИ?
Есть практика не просто обращаться, но и получать компенсацию. По сообщению областных СМИ, женщина, которую покусали бродячие собаки, добилась взыскания компенсации морального вреда с мэрии города Владимира. Управление ЖКХ администрации Владимира по решению суда должно заплатить семье покусанной бездомными собаками женщины более 650 тысяч рублей. Стая бездомных собак напала на женщину, причинив тяжкий вред ее здоровью.
В том случае «суд пришел к выводу, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира не исполняло в должной мере свои обязанности по надлежащей организации отлова бездомных собак, что привело к образованию стаи животных в гаражах и их нападению на женщину. Суд определил установленной причинно-следственную связь между бездействием городского управления ЖКХ и причинением местной жительнице тяжкого вреда здоровью».
Показателен и случай в Гусь-Хрустальном районе области. На женщину с ребенком напала стая безнадзорных собак, одна из которых вцепилась в ногу мальчика. В тот же день ребенка осмотрели в местной больнице, пострадавший прошел курс вакцинации от бешенства. Полиция не приняла заявление от женщины, поскольку не было состава преступления, собаки бездомные, нет хозяев – нет дела. А суд, где ответчиком выступал областной департамент ветеринарии, после оценки произошедшего удовлетворил иск частично: с ответчика взыскана компенсация морального вреда: в пользу матери – 10 тысяч рублей, в пользу ее сына – 50 тысяч.
Будет ли подавать иски мама ребенка, пострадавшего в Струнино? Скорее всего, да. Во всяком случае, она сообщила, что этими вопросами сейчас занимается юрист.
КУДА СОБАК С УЛИЦ ПРИСТРАИВАТЬ?
Ответ, казалось бы, напрашивается простой – в семьи добрых людей и в приюты для бездомных животных. Кстати, семья, о которой я пишу, несколько лет назад взяла с улицы собаку, они любят животных. Знаю еще несколько семей, кто приручил бездомных, взяв за них ответственность целиком и полностью. Но всех с улиц не возьмешь, а организовать зооприют – сложнейшее дело. Те, кто усиленно подкармливает собак у подъездов, приучая их обитать во дворах, делают не благое дело, а приносят зло. Покормили, ушли к себе в квартиру и сняли с себя ответственность.
Набрать в квартиру свору собак и объявить, что это приют, а потом еще и через соцсети собирать деньги на прокорм животных – тоже неправильно, это нарушение всех норм проживания в многоквартирном доме. Приюты должны находиться на специально отведенной территории, иметь ограждение, в них необходим комплекс мероприятий по защите животных, оказанию им ветеринарной помощи, бюджет у этих заведений должен быть немалый, если соблюдать правильный рацион питания. Посмотрела в Интернете, нашла всего 4 приюта для собак в области, и все они в г. Владимире. Возможно, что есть еще, но они себя не особо афишируют.
Не дай Бог жителям и самостоятельно решать проблему безнадзорных животных, решив их выгнать с территории или ликвидировать. Во-первых, это опасно. Во-вторых, бесполезно. Собаки – животные стайные, четко знают свою территорию, если и уйдут на время, то обязательно вернутся. На защите прав животных без владельцев стоит федеральный закон, он принят в 2018 году «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон запрещает умерщвлять безнадзорных животных. Даже, если собака проявляет немотивированную агрессию (хотя в законе это понятие не расшифровывается) ее надо забрать с улицы и поместить в приют для пожизненного содержания. Ответственность за жестокое обращение с животными вплоть до уголовного наказания ФЗ предусматривает тоже.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
И здесь без извечного вопроса не обойдешься. По меньшей мере, беречь себя. Понимаю, что стаю не обойдешь за километр, но и провоцировать собак не надо.
Нашла заявление директора департамента ветеринарии области Д. Лозового, что «активная работа по отлову и стерилизации безнадзорных животных начнется в апреле-мае 2022 года. Три бригады будут работать по всей области по заявкам. Планируем вести переговоры с существующими негосударственными приютами на предмет содержания на время стерилизации и вакцинации».
Хочется обратиться и к тем, кто привозит «пушистые игрушки» на дачи: подумайте сотню раз, лето заканчивается быстро, куда потом собачку денете, когда наиграетесь? Отправите на «вольные хлеба»?
К власти города Струнино тоже есть настойчивое пожелание. Вас люди выбирали, вас назначали на должности, вам доверяют – решайте вопросы жизнеобеспечения и безопасности. Не считает нужным вам докладывать департамент ветеринарии, требуйте, пишите и звоните каждый день, прокуратура есть, в конце концов, она орган надзорный. Понятно, что проблем выше крыши, но нет ничего дороже жизни и здоровья людей.
Светлана Аминова