В Александровском художественном музее открыт новый выставочный зал “Вернисаж”, соответствующий всем техническим требованиям для размещения в нем выставок самого высокого уровня. 22 ноября там открылся вернисаж “Светотени”, в который вошли 35 произведений трех легендарных художников земли Владимирской – Николая Баранова, Валерия Рыбакова и Александра Бочкина. Их представил Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
А все началось летом этого года, когда сотрудники Владимиро-Суздальского музея заявили о своей готовности сотрудничать с муниципальными музеями. Они объехали музеи Владимирской области и смежных с нашим регионом областей, чтобы посмотреть, где можно размещать свои выставки. Требования выдвинули высокие – залы должны достойно выглядеть и хорошо освещаться. Первым на призыв федералов откликнулся Александровский художественный музей. Под руководством нового директора АХМ Ольги Ивановны Меньшиковой сотрудники музея сотворили чудо: создали белый зал, назвав его “Вернисаж”. У этого зала есть своя история. Когда-то там был гардероб и вход в кинотеатр “Октябрь”, потом там размещался районный дом культуры, в какое-то время даже кафе было, потом там проводились выставки, но стены обветшали, освещения никакого, потолок ужасный. Начали с очистки зала, на вывозе мусора и отмывании трудились всем коллективом во главе с директором. Нашли спонсора, который помог сделать натяжной потолок. Из заработанных музеем средств, примерно 45 тысяч потратили на освещение. По словам О. И. Меньшиковой, директора АХМ, подобного монтажа современного освещения в городе никогда не было, еще тысяч 30 ушло на отделку стен, перил для оригинального мостка, арки над входом. Сегодня на “Вернисаже” хотят выставляться все местные художники, они много восторженных слов сказали на открытии там первой выставки “Светотени”. Остались довольны и сотрудники Владимиро-Суздальского музея, на открытие приехали Мария Переведенцева, специалист по выставочно-экспозиционной деятельности и Надежда Севастьянова, известный искусствовед.
Выставка графики “Светотени” как нельзя лучше вписалась в пространство белого зала. Три разных графика, столь непохожие друг на друга, говорят со зрителем языком линогравюры.
– Техника линогравюры интересна тем, что изображение выполняется специальными резцами на плотном линолеуме. Там, где идет прорезка, эта часть остается белой, выпуклая часть заполняется темной типографской краской. Поверх изображения накладывается лист, делается несколько оттисков, – поясняет Анна Титова, сотрудник АХМ.
Посетители выставки увидят традиционные для владимирских графиков сельские и архитектурные пейзажи Николая Баранова, спокойные, уравновешенные, заставляющие думать. Он был влюблен в русский Север, поэтому темы его работ – будни рыбацких поселков, беломорские пейзажи, где нет места цветным пятнам, приоритет отдается линиям, теням и свету.
Валерий Рыбаков не воспринимается иначе, как художник-философ, напористый, с обязательной драматургией в сюжете. Чего стоит только его серия работ по мотивам пьесы немецкого писателя антифашиста Брехта “Страх и нищета в Третьей империи”! Рубленые фигуры людей, замыкающие круг, в картине “Трудовая повинность” кричат о безысходности, а “Германия 1937 года”, когда вокруг монолита домов маршируют оркестранты, вызывает и улыбку, и страх. Художник не говорит, а кричит, что мир настолько непредсказуем, что тоталитаризм одной идеи может повториться.
Гармонию человека с окружающим его миром ищет другой график Александр Бочкин. Он пишет милые его взору деревенские улицы, бытовые картинки из жизни русской деревни. Все умиротворенно, спокойно, мило с передачей нереального объема, когда кроны деревьев – шарики, стволы – в обхват, а человеческие фигуры наполнены плотью.
Три самобытных художника порадуют самого искушенного посетителя, желающего погрузиться в тайну света и тени.