В Александровском художественно-краеведческом музее вспомнили художников-фронтовиков и презентовали художественный альбом Александра Макаровича Колоскова (1923 – 2007) «Я покажу вам жизнь свою…».

Программа «Защитники. Итоги. Год» завершила цикл мероприятий «Пока мы помним, мы живем», посвящённый сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны и приуроченный к 80-летию Победы.
Начальник отдела по культуре и туризму Комитета по культуре и социальной политике Галина Фёдоровна Истомина отметила большую работу сотрудников музея по поиску материалов и увековечению памяти земляков. За время подготовки цикла был собран большой архивный материал, найдены родные многих героев.
Главным событием вечера стала презентация художественного альбома «Я покажу вам жизнь свою…», посвящённого А.М. Колоскову – самобытному художнику-фронтовику, человеку, прошедшему длинный и тернистый жизненный путь и тонко чувствующему окружающий мир. Издание альбома стало важным и поистине грандиозным событием в культурной жизни города и района.
Собрать воедино: от идеи к исполнению
Идея издать максимально полный альбом Александра Макаровича Колоскова возникла давно. До этого момента увидели свет лишь пара каталогов его персональных выставок. Но, как известно путь от идеи до её воплощения редко бывает коротким. «Первый шаг» был сделан в 2022 году, когда художница Елена Зарубина на персональной выставке в АХКМ запустила благотворительную акцию «100 Колосков». Год спустя на выставке, посвящённой 100-летию со дня рождения Александра Макаровича, удалось собрать максимальное количество картин, чтобы отснять их для каталога. Оставалось дело за финансированием. И спустя два года, в год 80-летия Победы, при поддержке администрации Александровского района и Комитета по культуре и социальной политике Александровский художественно-краеведческий музей смог издать художественный альбом.

Над макетом издания работал профессионал – владимирский график, заслуженный художник РФ Юрий Ткачёв, который готовит книги многим художникам, писателям и поэтам. В альбом вошли работы из фондов АХКМ, Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых, музея «Александровская Слобода», из собраний коллекционеров Максима Пашинина и Михаила Блинова, а также частных коллекций. Конечно, это не все работы мастера – в издание вошло 170 работ – но это максимально полный каталог, дающий возможность прикоснуться к жизни и творчеству этого сложного, искреннего и бесконечно талантливого человека. Альбом включает воспоминания людей, близко знавших художника, и искусствоведческие очерки. Но главное в нём – это репродукции работ. Они очень разноплановые: одни источают внутренний свет, другие – гротескные, подчёркивающие честное отношение художника к изображаемому. Александр Макарович всегда был честен, и эта честность легко считывается в его творчестве.
«Этот замечательный альбом – это проект, созданный совместными усилиями, и работа была выполнена благодаря многим людям, одержимым стремлением увековечить память о замечательном человеке, его самобытном труде, его творчестве. В память о нашем земляке, нашем фронтовике Александре Макаровиче Колоскове», – сказала Галина Фёдоровна Истомина.

Она добавила, что была лично знакома с художником, пусть и не так близко, как некоторые из присутствующих, и что общение с ним сыграло большую роль в её жизни.
«Он был проводником»
Порой на жизненном пути встречаются уникальные люди, одним своим существованием переворачивающие твой мир и оставляющие неизгладимый след. Для многих гостей презентации именно таким был Александр Макарович Колосков.
Автор главной искусствоведческой статьи к альбому, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево», искусствовед Светлана Викторовна Волкова поделилась воспоминаниями о знакомстве с художником. Их знакомство состоялось в 1992 году на его персональной выставке, которая проходила в этом же зале.

«Я вошла и увидела очень сильную живопись и не менее сильного человека в ушанке и кирзачах. Меня поразили его глаза – словно рентген. И что-то волчье было в этих глазах – не пугающее, очень сильное. Тогда что-то перевернулось в душе, и началась тяга к этому человеку и к этому месту. Совершенно неожиданно для себя я стала сотрудником этого музея, где прослужила целых восемь лет. Все эти годы Александр Макарович держал меня за руку, помогал, учил. Рядом с ним какие-то вещи просто открывались: он был проводником. Не давал никаких уроков, а просто рассказывал, показывал», – вспоминает она.
Для А.М. Колоскова живопись была главным смыслом жизни, он практически каждый день ходил на этюды. Многие его коллеги по кисти до сих пор вспоминают фразу Александра Макаровича: «Какой же это художник, если у него палитра засохла».
«Этюды у него были потрясающей силы. Он был тружеником не по необходимости, а по внутренней потребности», – добавила С.В. Волкова.
Художник не прекращал творить даже в суровых условиях. «Он показывал свои лагерные работы, написанные на спичечном коробке цветными карандашами – тем, что было под рукой. Это были необычайно красивые и пространственные вещи», – говорит она.
«Выход этой книги – это признание творчества Александра Макаровича. Несколько десятилетий назад мы прекрасно понимали, что Александр Макарович – художник большой величины. Мы между собой его называли гением. Учитывая его острое, постоянное желание заниматься живописью – это было основное дело его жизни. Эта гениальность, я думаю, была проявлена в его отношении с миром, с людьми. В его принципиальности, в его очень тонко настроенной душе. Он родился в 1923-м году, а ушёл же в начале нашего XXI века: все радости и все тяготы прошлого XX века он вынес на своих плечах. И вынес достойно», – отмечает Светлана Волкова.
Корректором альбома выступила поэт и журналист Галина Григорьевна Ахсахалян. Она рассказала, как знакомство с работами А.М. Колоскова в 1999 году изменило её жизнь, вдохновив на первую статью в местную газету. А впоследствии и на цикл стихотворений по его работам.
«Я стала писать стихи по его картинам. У меня ни до, ни после такого не было. У меня было ощущение, что я картину слышу», – призналась она.
По работам А.М. Колоскова Галина Григорьевна написала 16 стихотворений, в альбом вошло четыре.

Директор филиала «Александровская слобода» Марина Константиновна Рыбакова также поделилась воспоминаниями: «Александр Макарович был очень интересным человеком, избирательным в общении. Когда он стал общаться со мной, я поняла, что это особая честь. Он любил учить: сажал нас и рассказывал о таланте, живописи, искусстве. Это были потрясающие уроки жизни». В завершение она поблагодарила всех, кто помог изданию увидеть свет и, призналась, что она счастлива быть причастной к созданию этого альбома.

Научный сотрудник Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Кивович Готгельф отметил: «Это был высокий интеллектуал, глубоко эрудированный человек. Видели бы вы, какие книги были у него дома! Он читал литературу, которая помогала ему в творчестве и поддерживала высокий нравственный уровень».

Коллекционер Максим Борисович Пашинин добавил: «Иногда он пел русские народные песни И каким голосом! Хоть и не сильным, но очень красивым. Он многое знал наизусть. Однажды я организовал ему в Москве персональную выставку в Литературном музее. После вернисажа, когда мы всё закончили, я предложил: «Давайте останетесь у меня дома, а утром я отвезу вас в Струнино». Так получилось, что мы сидели с ним целый вечер и общались. И вдруг он стал читать стихи, причём целые главы из Шекспира, из Некрасова, из Лермонтова. У него была удивительная память».
«Об Александре Макаровиче можно рассказывать бесконечно долго. Я благодарен судьбе за то, что был с ним знаком. И теперь я понимаю, что этого было слишком мало. Человек был многогранный, замечательный художник. Я внутренне называл его русским Ван Гогом. Он мог писать в классической манере. У меня есть его картины, чуть ли не в духе Левитана. Но он нам дорог, конечно, своими сериями: «Фабрика», «Струнино», «Закаты» или портретами детишек. Это, конечно, великий художник», – добавил М.Б. Пашинин.
До середины января в двух залах музея проходит выставка работ художников-фронтовиков, включая произведения Александра Колоскова.















