В Александровском художественно-краеведческом музее открылась выставка, посвящённая памяти Евгения Алексеева – художника, педагога, священника.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Учитель, уходя из этого мира, остается в учениках, пастырь в молитвенной памяти своего прихода, художник в своих полотнах. В нашем случае все это относится к одному человеку. Алексеев Евгений Владимирович (25.04.1953 – 11.05.2019). Любая работа на совесть – это служение, так что ничего не поменялось в плане самоотдачи от перемены мест службы, тем более перемены-то и не было, как бы выразились кадровики: происходило расширение функционала. А учить и рисовать – это было всегда. Поэтому очень хорошо, что семидесятилетие художника было отмечено выставкой.
На вопрос: Ну, как выставка? Отвечу: большое счастье, что она состоялась, было открытие, которое больше походило не на презентацию экспозиции, а на круглый стол со свободным микрофоном, который ведущая – Анна Титова предоставляла всем, кто хотел что-то сказать. Воспоминания, разговоры и даже философские размышления.
И то, что экспозицию составили не только картины из коллекции музея, а их в собрании семнадцать, художественной мастерской, но и из хранящихся в семье и из частных собраний, а это говорит о многом. Ну, хотя бы о том, что подавляющее число владельцев картин не очень-то любит, когда влившиеся в интерьер полотно или офорт покидают свое привычное место. И особенно хорошо то, что не было конкретной цели объять необъятное. Выставка – это почти всегда визитная карточка внутреннего мира художника.
От духовенства выступил протоиерей Олег Михайлов, Александровский благочинный, а когда-то один из первых на нашем приходе молодых людей избравший служение. Все по-разному распорядились временем девяностых.
И если общество, извините за прямоту, не оскотинилось, то, прежде всего, благодаря тем, кто выбрал служение, творчество и просветительство.
Были коллеги-художники, сверстники, представители более старшего и младшего поколения. Но все уже состоявшиеся художники. Это те, кто не будет, как Фамусов, вздыхать: «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна». А хула и похвала ими принимаются спокойно и только от тех, кто понимает в живописи, а не только в рамах, хотя и тут без вкуса и чувства меры не обойтись. Хотя, как говорил немецкий поэт и знаток живописи Готхольд Лессинг: «Высшая похвала художнику – это когда перед его произведением забываешь о похвалах». Если по-русски: увидел и онемел от восторга. Надеюсь, лишний раз представлять их не надо, имена на слуху и работы известны: Алексей Иванович Панин, Владимир Егорович Чаплыгин, Анатолий Иванович Демьянов, Евгений Сергеевич Дьячков, Игорь Игнатович Ростовский. Хотя, для создания какой-то более домашней и доверительной обстановки от отчеств отказались, но я так не могу. Взять, например, Игоря Игнатовича Ростовского, он здесь представлял молодое поколение, написать с отчеством – это значит вспомнить его отца – Игната Игнатовича, у которого учился – Евгений Владимирович. У каждого нашлись добрые слова и, хотя, уже не помню, но у Сальвадора Дали было что-то вроде: «Художник, ты не оратор! Так что помолчи и займись-ка лучше делом». И как подтверждение этой мысли – заглавная картина выставки работа Николая Владимировича Иванова-Гусарова «Великая Русь» 2004, с которой смотрит на нас такое знакомое лицо.
Но когда у немногословных людей находятся слова, значит их необходимо было произнести.
А что же выставка. Присутствует все, или почти все творческое разнообразие: городской пейзаж и уголки природы, интерьеры, натюрморты, но большая часть – портреты. Есть автопортреты, немного, но есть. Если объединить в триптих – три возраста, но как единое произведение они не задумывались, самый сильный, конечно, где автор уже в священническом облачении. Есть еще одна яркая особенность, картины можно условно поделить на две группы, нет не по времени создания, и не по технике, а по отношению к передаваемому. Это не имеет ничего общего с антонимической парой красиво-некрасиво. Обязательно надо смотреть.
Когда-то называли суетливым веком прошедший двадцатый, но он, в суетливости, и в подметки не годится веку наступившему. Картины уже не смотрим, а листаем… на планшетах, телефонах… творческое богатство души художника становится просто информацией. Почти забыли, как это здорово побродить по залу, постоять возле поразившей тебя картины, понять, пропустить через себя, проникнуться мыслью, занимавшую художника. Возможно, вернуться через день-два… А еще совсем недавно все это было.
Где бы я с удовольствием постоял сейчас – это у «Большой сирени», не знаю ее точного названия, но как увидите, то сразу поймете, что это она. Возле двух маленьких офортов, храм Покрова-на-Нерли, его я люблю и «живьем», и на картинах – смотреть можно бесконечно. Архитектурное подтверждение бытия Божия! И два деревца, что только не промелькнуло в сознании, остановимся на веселом: это счастливое завершение песни «Что стоишь качаясь, тонкая рябина».
Увы, я не учился у него рисованию, но я видел его в процессе преподавания, на службе, за творческой работой на пленэре и в студии. Так совпало, что мы много «пересекались» по жизни: преподавали Мировую художественную культуру, собирались у памятника 22 июня в четыре утра и приводили детей, много всего… общие друзья и знакомые. Детство, конечно, у нас прошло в разное время, но «нужные книжки» у нас были одни и те же. Отсюда любовь к чтению, путешествиям, приключениям, фехтованию. Его забавляли мои ассоциации с книжными героями. И если герой Александра Дюма временно был мушкетером, а так собирался стать аббатом, правда писал неплохие стихи, которые нахваливали модные поэты того времени, то Евгений Владимирович писал картины. Отдельная тема – создание прихода в Карабаново, старый храм, а он кочевал чуть ли не по всему городу. Воскресная школа. Когда-нибудь и об этом будет написано и не на одной газетной полосе. Как строился новый Троицкий храм, и что в храме, на снова оправдывающей свое название Церковной горе, есть фрески – это святой благоверный князь Олег Брянский и священномученик Евгений, епископ Херсонесский. Небесные покровители отца Евгения и отца Олега. А две иконы «Неупиваемая чаша» и «Архангел Михаил» написаны со всеми приготовлениями, по всем канонам отцом Евгением… Многое можно написать, а выставку лучше увидеть.
Матушка Нина, для тех, кто этого пока не понимает – Нина Геннадьевна, поблагодарила всех за память, за добрые слова… Завершила торжественную часть директор музея Ольга Ивановна Меньшикова и анонсировала юбилейную дату следующего года – 45 лет Александровскому клубу художников, в плане есть выпуск книги о клубе, в которую войдут и воспоминания, озвученные на открытии выставки.
А они действительно с теплотой вспоминали организованные отцом Евгением пленэры и его руководство Александровским клубом художников, пусть не слишком долгое, но ведь запомнилось, отложилось в памяти, и не в избирательной памяти головы, которая периодически пытается избавиться от лишней информации и что-то подзабыть, а память сердца, если воспоминание согревает – это память сердца.