В Детской школе искусств имени В.В. Зубова 1 декабря открылась выставка книжной иллюстрации Елизаветы Надеждиной «По ту сторону обложки». Работы, представленные в арт-фойе отделения изобразительного искусства (дом купцов Растворовых), посвящены двум произведениям: повести-сказке «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и первой части повести «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого.
Александровскому зрителю творчество Е. Надеждиной знакомо. Её персональная выставка открывала арт-пространство в АРДШИ им. В.В. Зубова, а совсем недавно Елизавета принимала участие в совместной выставке молодых художников в музее-заповеднике «Александровская слобода». Одним из тематических направлений в её творчестве являются переосмысленные мифы, пропущенные через призму современности. Как рассказывает автор, часто идеи картин возникают сами собой, что-то поражает воображение и мгновенно создаётся образ. Елизавета работает абсолютно разными техниками и материалами. Елизавета Надеждина родилась в Хотьково в 1995 году в семье художников Алексея и Марины Надеждиных. Девушка окончила с отличием и Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова и Академию акварели и изящных искусств С.Н. Андрияки. Представленная на выставке книжная графика – это вторая часть её диплома, а первая – живописная – сейчас выставляется в Третьяковской галерее на юбилейной выставке академии.
«Я живу по порывам»
Несмотря на то, что на выставке представлены иллюстрации к двум произведениям, внимание зрителя всецело занимает «Старик Хоттабыч» одна из любимых историй многих поколений советских и российских детей. Повесть-сказку в 1938 году написал Лазарь Лагин. В ней рассказывается о том, как образцовый пионер Владимир Костыльков (он же Волька) выловил в Москве-реке кувшин, из которого выпустил после многовекового заточения могущественного джинна, Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба. Прошло более восьмидесяти лет с момента написания книги, но эта увлекательная сказочная история интересна до сих пор. Ведь все любят добрые истории о путешествиях и чудесах.
О том, как велась работа над проектами, мы побеседовали с Елизаветой Надеждиной.
– Елизавета, на выставке представлены иллюстрации к двум непохожим друг на друга произведениям. Расскажите, чем обусловлен выбор?
– Проиллюстрировать повесть Льва Николаевича Толстого было задание ещё в институте. Это моя первая проба в иллюстрации. Её я сделала в стиле digital-art (прим. автора, «цифровое искусство») и нарисованы на компьютере. Перед нами стояла задача взять одну из частей книги и проиллюстрировать её в чёрно-белом варианте. Кто читал повесть, знают, что сама по себе книга тяжёлая. Мой выбор пал на «Детство», потому что это что-то более подходящее для детей и есть более позитивные моменты. Я постаралась выбрать из неё самые яркие сцены. Для меня это охота – её можно очень красиво изобразить с охотничьими собаками и лошадьми. И ещё момент, когда главный герой дарит письмо своей бабушке. Он её боялся, думал, что она не оценит, но все бабушки, даже строгие, любят своих внуков.
А второй проект – это диплом в академии. Я выбрала иллюстрацию книги Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». Это сказка, которую знают все. Многие её иллюстрировали, но взяла я её не поэтому. Наоборот, старалась не заглядывать в чужие иллюстрации. Я хотела отобразить этот волшебный мир таким, каким его вижу я.
Изначально эскизы Хоттабыча у меня были довольно жёсткие, он был более злым. Это джинн, а не какое-то добродушное существо, скорее наоборот кто-то близкий к алчному созданию. Он боготворил Вольку только потому, что тот спас его, а на деле Хоттабыч причинял ему только больше проблем. Потом образ смягчился, я передала ему черты наивного старика, который не понимал, что делает что-то не так. Он считал, что делает всё правильно и говорит всё правильно. Так появился более добродушный, более волшебный старик Хоттабыч. Хотелось изобразить большинство чудес, которые он сотворил. Самые интересные и яркие можно увидеть на этой выставке.
– Часто художники выбирают прототипа для своего героя. Есть ли такой у Хоттабыча или это образ из головы?
– Не совсем из головы. Это был комбинированный образ. Было создано множество эскизов, выявляющих характер персонажа. Важен не только внешний вид героя иллюстрации, который рассказывает нам, из какого он времени и эпохи. Необходимо уловить суть, характер персонажа, передать их с теплотой и симпатией, приправив иллюстрации изрядной долей юмора. Мне понравился один индийский старик, который утверждал, что никогда не ел и никогда не пил и прожил в пещере. Он тоже очень сухой, с большими глазами, длинной бородой и весь сам по себе волшебный. Я подумала, что он очень подходит. Естественно его черты изображены более гипертрофированно: нос стал больше, а у кожи появился лавандовый оттенок. Всё-таки это джинн, и он может быть любого цвета. А с древних времен фиолетовый цвет считается цветом мистики и волшебства.
– Как проходила работа над обложкой?
– Обложка должна цеплять и не быть скучной. Она должна быть либо очень красивой и эстетичной, либо яркой. Разработка образов. Важно знать, для кого ты иллюстрируешь книгу: для детей, взрослых или для всех возрастов. На обложке книги – портрет главного героя. Хоттабыч приветливо улыбается, подмигивает читателю с обложки и приглашает в сказку. В его руках – волшебный серебряный волосок: старик придумал очередную шалость…
– А есть ли среди представленных иллюстраций самая любимая, которая имеет 100% попадание в придуманный образ? Не всегда же картинка, которая складывается в голове идеально переходит на бумагу или на холст.
– Да, это иллюстрация «Появление», которая есть на афише. Эта была самая первая иллюстрация, самое яркое впечатление – момент, когда Хоттабыч появляется. Не как начинается история или продолжается, а как он возник. Я представила, как Волька открыл кувшин, выронил его от едкого серого дыма, который закрутился по всей комнате, а потом, крутясь в разные стороны, как на шарнирах, появляется этот джинн. Этот образ любим мною до сих пор.
– Как выбрать те самые моменты для иллюстрации произведения?
– Когда читаешь книгу, то какие-то образы сразу приходят ярче других. Их сразу хочется запечатлеть. Пока читаешь, делаешь небольшие зарисовочки того, что ярче всего всплывает в голове. Перечитывая, находишь более интересные для себя детали. Тогда ты уже прорисовываешь и продумываешь композицию более подробно. Так рождается иллюстрация. Когда момент простой и неинтересный, его и не запомнишь и не зарисуешь. Самые яркие вспышки и становятся иллюстрациями.
– Что интереснее иллюстрировать, что-то классическое или что-то фэнтезийное и сказочное?
– Думаю, для каждого художника есть свои внутренние отклики. Проиллюстрировать Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» было нашим заданием. Это было неизбежно, его нам навязали. Кому-то очень понравилось её иллюстрировать, но лично мне было тяжеловато. В повести описано очень тяжёлое время, которое ты сам не хочешь переживать. Когда иллюстрируешь произведение, всё равно в какие-то моменты погружаешься и представляешь себя на месте героев, сопереживаешь им. Лучше браться за произведения, которые тебе близки, где есть внутренний отклик. Тебе хочется им заниматься, ты его представляешь.
– Есть ли произведение, которое хочется проиллюстрировать? Что-то из того, к чему лежит душа и можно сказать «Да, это оно»?
– На самом деле так было со «Стариком Хоттабычем». Я о нём очень долго думала и, когда читала произведение, сразу всплывали образы совершенно не такие как были в книге.
– Елизавета, расскажите о дальнейших творческих планах? Есть желание и дальше заниматься иллюстрацией?
– Есть, если предложат. Пока всё, что предлагали, было не в моём духе. Что-то более романтичное я тоже не очень люблю. У меня руки тянутся к сказкам, чему-то волшебному, эстетичному и прекрасному.
Планирую и дальше продолжать заниматься живописью и графикой. Сейчас стала интересна иконопись. Хочется делать творческие обложки, заняться скульптурой, мелкой пластикой, дизайном мебели или одежды. Я живу по порывам. У меня планов слишком много для одной жизни.
Советы для юных художников
Арт-фойе в детской школе искусств – это не совсем обычное выставочное пространство, где знакомят с новыми именами и молодыми художниками. Для коллектива школы важно, чтобы учащиеся почерпнули для себя что-то новое непосредственно у самих авторов. Поэтому неудивительно, что зал был полон: на творческую встречу для обмена опытом приехало много детей, а также педагоги из Струнино и Карабаново.
«Выставка важна нашим ребятам, и мы её долго ждали. У выпускников школы защита обучения проходит именно иллюстративным материалом по какому-либо произведению»,
– рассказала заведующая отделом изобразительного искусства АРДШИ им. В.В. Зубова Ольга Александровна Ловчева.
Елизавета Надеждина рассказала, что работа иллюстратора начинается с макета.
«В иллюстрации очень тесно взаимодействует не только «ручная» работа художника, но и работа дизайнера на компьютере. Всегда важно понимать, что иллюстрация – это не просто картинка к тексту, а некое архитектурное строение. Иллюстрация подчинена тексту и вместе они должны гармонично сочетаться друг с другом»,
– отметила Елизавета.
Учащихся интересовало всё, от того сколько времени уходит на одну иллюстрацию до желания переделать все работы.
Елизавета также посоветовала обратить внимание и вдохновится иллюстрациями российских художников Андрея и Ольги Дугиных и Геннадия Спирина.
От имени Детской школы искусств О.А. Ловчева поблагодарила Елизавету за предоставление работ на выставку, за методическую помощь и за практические рекомендации педагогам и учащимся класса изобразительного искусства. После окончания встречи гости выставки смогли поговорить с автором и задать свои вопросы уже в формате тет-а-тет. «По ту сторону обложки» будет работать до 15 января.