В музее-заповеднике «Александровская слобода» открылась камерная выставка из собственного собрания, которая называется «По святым местам». Она о паломничестве, одной из древнейших православных традиций. В витринах – памятные реликвии, привезенные жителями уездного Александрова из поездок к наиболее почитаемым святыням России и Ближнего Востока. В XIX веке русские паломники нередко отправлялись в Святую землю – Иерусалим, Палестину, Афон – по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Они возвращались с предметами почитания и открытками с видами известных монастырей. Их на выставке можно рассмотреть детально благодаря  сенсорному киоску, как и редкий альбом иллюстраций картин Василия Поленова его цикла «Из жизни Христа». Этот альбом стал библиографической редкостью сразу после выхода в свет в 1912 г.

Во второй половине XIX века популярными стали перламутровые изделия из Святой Земли – от маленьких нательных крестиков и иконок до дарохранительниц и напрестольных крестов. Многие из них создавались в Палестине, превратившейся в центр производства культовых изделий из перламутра. Научный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода» Анастасия Лакиза рассказывает: «На выставке сразу два редких «палестинских сувенира». Это крупный напрестольный перламутровый двусторонний крест из оливы и кипариса. Многофигурные композиции на нем демонстрируют сложнейшие приемы резьбы. Здесь же, «в противовес», оригинальный миниатюрный крест, в середине которого маленькое «оконце» с увеличительным стеклом. Через него можно рассмотреть панораму Гроба Господня в Иерусалиме».

Ориентируясь на паломников по русским святыням, многие ремесленники начали кустарное производство церковных «сувениров», рассчитанных на любой вкус и кошелек. В коллекции музея большое количество дорожных икон и образков из Сергиева Посада, Ярославля, Ростова. В Троице-Сергиевой Лавре изготавливали популярные резные иконы с изображением сцен из жизни преподобного Сергия Радонежского. Мастерами Ростова Великого создавались расписные миниатюры на эмали. Финифть поначалу ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. Знать покупала изысканные ювелирные украшения, небогатое население приобретало более скромные финифтяные образки.

Паломнические реликвии жертвовались в храмы и монастыри в качестве привесов на чудотворные иконы, хранились в молельной комнате или в красном углу дома, передавались по наследству, являясь предметами личного благочестия. Хрупкость исполнения и частое использование были залогом недолговечности этих культовых предметов. Тем ценнее коллекция музея-заповедника «Александровская слобода», достаточно ярко представляющая наиболее характерные и популярные паломнические «сувениры».

Пресс-служба музея-заповедника «Александровская слобода»