Пойти на августовский педсовет, будучи непрофессионалом в педагогике, было рискованно. Опасения были, что как-то сложно там  сегодня всё в образовании, многое называется красивыми, но непонятными  словами, например, модернизация, оптимизация или ВГОСы второй ступени.  Но, где наша не пропадала, в конце концов, пишущая братия  не является “спецом” ни в одной отрасли “народного хозяйства”, но ведь пишем же мы о том, что видим, слышим. Вот и в этот раз, есть о чем рассказать.

Труп на педсоветеЕще до начала педсовета, на который собираются педагоги всего района и руководители разных ведомств, депутаты и Главы ОМСУ, многие испытали шок от увиденного. Практически у входа в Детскую школу искусств,  где и запланировано было проведение педагогического праздника, на обочине дороги лежал труп. Лицо умершего мужчины было закрыто какой-то одеждой, рядом припаркован темный автомобиль. Сбит ли пешеход, умер ли человек, убит ли он?  Четких ответов на этот вопрос не мог дать никто, все только уверяли, что везде уже позвонили, что полиция поставлена в известность, что надо бы давно увезти умершего, но пока вот что-то не получается. Мимо шли очень красивые в нарядных  одеждах учителя, шептались, оглядывались  – труп лежал, картина была мрачной.  В девять часов он лежал, полдесятого тоже,  фото сделано около десяти. Почему так долго не приезжали спецслужбы даже по звонку руководства, сказать сложно. Полицейский на месте происшествия был. Потом по сарафанному радио разнеслось, что  мужчина утром ушел из дома, и умер на дороге, что конкретно с ним случилось должна сказать экспертиза после вскрытия.  Я почему об этом пишу, чтобы еще раз напомнить о быстротечности жизни, в которой по соседству смерть, и начало новой жизни – новые планы на новый учебный год. И как-то о жесткосердии человеческом в этот момент подумалось. Давайте уж честно скажем, мы о чем все мечтали в этот момент? Правильно, чтобы труп побыстрее убрали, чтобы  он картину праздника не портил. Вот так, и не иначе.

Августовский педсовет получился большим по времени и насыщенным по программе. Шел  почти три часа. За это время фильм, снятый местным телевидением , показали, официальные лица официальные речи сказали, дети, в том числе и самые маленькие, выступили, многих, очень многих педагогов наградили. Правда, грамоты самого высокого достоинства, министерские не успели прийти в район к 25 августа, не доехали, так сказать, их клятвенно пообещали вручить виновникам торжества  в День учителя, примерно через месяц. Остальные грамоты  и благодарности вручили все – и от Департамента образования, и от района, и от Управления образования. Так много людей наградили, что, честное слово, сложилось впечатление, что только награжденные и были в этот день на августовском педсовете. Был и казус с награждением. Одному очень достойному преподавателю географии и английского языка область выписала Почетную грамоту за “значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в  формирование нравственных основ детей”. С вкладом в основы поспорить трудно, но как учитель общеобразовательной школы мог  достичь успехов в воспитании дошколят, да еще покорить высоты искусства и медицины, разобраться не представляется возможным. Коллеги  учителя посмеялись и посоветовали отправить  грамоту в “Ералаш”, а мы подумали, что  лучше к нам в “Новый город Александров”, чего уж сор из избы выносить.

Ирина СергееваОсновная часть августовского педсовета всегда отводится под доклад начальника управления образования И. Сергеевой. И это как раз тот случай, когда доклад можно слушать и понимать, потому что он толковый и жизненный. Пишу это не для того, чтобы как-то  “забросить удочку”, у меня нет ни в садиках, ни в школах района никого – ни родных, ни близких, ни детей.  Мне  просто очень хочется, чтобы руководители других служб задумались, как надо строить серьезные выступления, и как их преподносить “с чувством, толком и расстановкой”. Ведь порой наши руководители, когда даже читают по бумажке, то и то сами плохо понимают, что.  А уж когда начинают “от себя”, то всегда думаешь, что уж лучше бы не отрывались от текста, пусть бы и дальше по бумажке. К Ирине Константиновне всем можно приходить на ликбез.

В этот раз подвели итоги прошлого года, отметив, что у нас много строится детских садов, так много, что нам уже другие территории начали завидовать. У нас неплохие результаты по аттестации учеников,  выпускники хорошо сдали обязательный русский, хуже тоже обязательную математику и из предметов по выбору провалили обществознание. С остальными предметами справились. А поскольку сегодня во главу угла ставят качество образования, то учителям придется  и дальше много учиться, чтобы учить детей. Учителей в школах до сих пор не хватает, но с учетом работы среднестатистического учителя на полторы ставки, школы работают в нужном режиме. В планах реальное укрупнение дополнительного образования, когда из 12 УДО  в районе остается только 4. В планах, обеспечение местами в детских садах всех детишек, даже тех, кому исполнилось только полтора года (а закон даже обязывает и с двух месяцев от роду!). В перспективе  всех ждет жесткий контроль за посещаемостью детских образовательных организаций. Например, забирают по заявлению родители свое чадо из садика на полгода по семейным обстоятельствам. Место за таким ребеночком закрепляется, он может через полгода вернуться и занять его вновь, но эти полгода оно пустовать не должно, надо брать  на временное посещение другого мальца из очереди. Или, например, педагог набирает кружок, который в начале года посещают десять  детей, а к концу  там остается только два ребенка, так вот за двоих и платить педагогу будут.

С некоторыми положениями доклада захотелось поспорить. Ну, скажем, очень спорно прозвучали слова о благе укрупнения учреждений дополнительного образования, когда один директор на несколько зданий, порой расположенных в разных городах района. Если так можно  в очередной  раз перетряхнуть штаты в поисках “мертвых душ”, так есть и другие методы борьбы с приписками. Экономия на руководителях тоже не внушает оптимизма, на ГСМ больше денег уйдет. Да и проходили мы уже укрупнения колхозов, которое закончилось только одним, развалом этих колхозов на окраинах. Звучала мысль о том, что, только укрупняясь, можно спасти всю систему УДО. Оно может и так, но что мы все что-то спасаем? Ведь тема августовского педсовета была самой передовой: “Качественное образование – инвестиции в будущее”. Что же мы в это далекое будущее опять идем со спасательным кругом на шее?

Повышения заработной платы педагоги ждут. Сегодня средняя  заплата в школах больше 23 тысяч, в садах  чуть больше 20, ниже у педагогов дополнительного образования – меньше 19 тысяч рублей. Только педагог этот среднестатистический, да и работать ему, чтобы получить такие деньги, приходится на полторы ставки. Профсоюзы давно об этом говорят, но дальше разговоров дело не идет. Они  и министра образования   Д. В. Ливанова, посетившего на днях Владимирскую область,  спрашивали, доколе так считать будут среднюю зарплату учителя, но министр никаких перемен в ближайшее время не обещал. Придется и впредь учителям работать много, чтобы зарабатывать, как в промышленности.

Вновь  на августовском педсовете было “царство женщин”. Мужчин в зале по пальцам можно было пересчитать. Только глаз выхватит мужской костюм, только подумается, что и в школы мужчины потянулись, ан, нет, обладателем пиджака  оказывается какой-нибудь чиновник или депутат. Надо отметить, что в этот раз кандидаты в депутаты всех уровней не стали делать из педсовета открытую предвыборную площадку. Пришли только те, кому по чину положено. Действующий Глава района сообщил, что в этом году он ведет свою дочь Арину в первый класс, и для  него вновь все начинается со школьного звонка.  Депутат Заксобрания  А. Нефедов вручил цветы директору Лизуновской школы, отметившей недавно свой полувековой юбилей.  И на  линейки 1 сентября кандидатов если и ждут, то исключительно с подарками для школ. Такую мысль высказал на одной из планерок Глава администрации района  И. Першин, по привычке добавив свое коронное: “Чтобы вам ничего не казалось”.

В завершении короткого обзора, несколько слов о выставке, которую разместили в зеркальном зале ДШИ. Там выставили работы учеников школ искусств района.  Детские картины были такими, что “их не стыдно повесить в любой квартире, в любом учреждении”. Это я цитирую главного педиатра  района Л. С. Жильцову.  Мне тоже очень графика и живопись понравились. И еще приглянулись “Летающие коты” из полимерной глины.  Нехитрые игрушки – распластанный вверху яркий кот и висюльки разноцветных бус, но в этой простоте свой шарм, свое устремление в будущее.

Вот об этом мне и хотелось рассказать вам, уважаемые читатели, поделиться тем, что сам увидел и услышал, больше никаких задач у меня не было. Всех, кто как-то причастен к началу нового учебного года, я с его наступлением поздравляю. Новое –  это всегда надежда на что-то лучшее. И пусть все будут здоровы: и ученики, и их родители, и учителя!

СЕНЯ НОВГОРОДЦЕВ