Доцент кафедры операционного и отраслевого менеджмента Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Павел Владимирович Симонин рассказал журналистам нашего издания, как в будущем может поменяться потребительская активность, почему уровень жизни зависит от инновационной экономики и почему работодатели стали активнее продлевать контракты с людьми предпенсионного возраста.

Павел Владимирович, в 2024 году российская экономика росла быстрыми темпами, как это в будущем скажется на потребительской активности?

Да, действительно экономический рост в регионах является критерием развития российской экономики. И даже в этом случае парадокс бедности может иметь свои предпосылки на фоне экономического роста в субъектах Федерации. К счастью все больше мы наблюдаем другую картину, связанную с ростом доходов граждан и отмечаем достаточно высокую потребительскую уверенность домохозяйств. Такое оживление по-прежнему связано с доступностью потребительского кредитования, несмотря на изменение реальных доходов населения и, по сути, некоторыми инфляционными ожиданиями.

Многие граждане опасаются высоких цен и обесценивания денег в виду инфляции. Стоит ли переживать?

Несмотря на санкционное давление отклонение российской экономики от траектории устойчивого и сбалансированного роста не уменьшается. Да, это обстоятельство действительно имело место в исторической ретроспективе. Так в 1992-1994 гг. мы наблюдали гиперинфляцию, которая колебалась в диапазоне 1300%-300%, затем галопирующую инфляцию в период 1995-1999 гг. от 125% до 50% и наконец, умеренную инфляцию с 2000 по н.в. от 20% до 7% в год. Например, прогноз Банка России по инфляции на 2024 год колеблется от 6,5–7,0%. В любом случае мы находимся в зоне, умеренной инфляции, которая сдерживается макроэкономической политикой, а также инвестиционным спросом, который поддерживается как бюджетными стимулами, так и высокими прибылями компаний, а, следовательно, падение покупательной способности денег, вероятно, будет не существенным.

Павел Владимирович, многие люди ожидают, что качество жизни их домохозяйств улучшится. Согласны ли вы с этим?

Качество жизни – это общее благосостояние людей, проживающих на определенной территории которое характеризуется состоянием здоровья, питания, условий окружающей среды, наличием бытового комфорта. Однако на сегодняшний день на практике не все так гладко как хотелось бы. Я считаю, что качество и уровень жизни зависят не только от интеллектуального капитала, котором обладают наши люди, но и от инновационной экономики которая поддерживается инфраструктурой того или иного региона. Т.е. чтобы люди могли иметь достойное качество жизни нужно обеспечить формирование новых рабочих мест на региональном уровне, которые бы являлись высокопроизводительными и эффективными, а, следовательно, нужно очертить перспективы высокодоходной занятости. Здесь все взаимосвязано т.к. высокий уровень доходов по сути автоматически ведет к росту качества пенсионного обеспечения и достойной пенсии.

В последнее время говорят о дефиците кадров. Прокомментируйте, пожалуйста, действительно ли это так?

Да, дефицит трудовых ресурсов продолжает нарастать. Поскольку предложение рабочей силы ограничено по некоторым видам трудовой деятельности, организации все чаще борются за привлечение специалистов, а это увеличивает их издержки. С другой стороны, экономическая эффективность компаний может достигаться сугубо за счет использования дешевой рабочей силы и как следствие обеспечивается низкое качество жизни. Многие компании уже начали продлевать трудовые договоры с лицами предпенсионного возраста (например, из-за нехватки кадров) и активно привлекать молодежь и трудовых мигрантов. Однако пенсионеры  и другие категории занятых могут достойно конкурировать в соответствии со своими профессиональными компетенциями. По моему мнению, для воспроизводства рабочей силы в регионах требуется эффективная семейно-демографическая политика и стимулирование рождаемости, инвестиции в человеческий капитал, поскольку молодежь в будущем будет являться основным источником пополнения трудовых ресурсов.