Сегодня Музею-заповеднику «Александровская слобода» официально исполняется 104 года. Дата хоть и солидная, но неюбилейная. А вот вспомнить долгий и тернистый путь Музея Ивана Грозного – повод самый подходящий. Тем более, из уст директора Аллы Сергеевны Петрухно, которая, как никто другой, знает все перипетии истории «Слободы…», поскольку руководит музеем почти сорок лет. За это время все значимые даты музея-заповедника отмечены новыми издательскими проектами. В числе последних книга «100 доСТОйных иСТОрий», написанная и выпущенная музейщиками. В кратком предисловии – Слове директора -вырисовывается емкая картина того, что в течение века сделано, сохранено и приумножено…
«2019-й – стал для нас особым, он войдет в историю музея-заповедника «Александровская слобода» и города Александрова как год 100-летия музея.
Основанный в августе 1919 года, за свои 100 лет он имел разный статус и подчинение. С 1919 по 1928 гг. был под началом Владимирского губернского подотдела по делам музеев, затем в ведении Главнауки Наркомпроса РСФСР; с 1928 по 1941 – филиалом ГИМа; с 1941 по 1974 – это краеведческий музей; с 1974 по 1988 – филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1989 году музей стал федеральным, а в 1994 г.- федеральным музеем-заповедником. Тогда, 25 лет назад, начался качественно новый этап в его развитии, произошла комплексная музеефикация памятников, внедрялись современные подходы в научной, фондовой, просветительской деятельности. В результате этой работы «Александровская слобода» обрела известность и всеобщее признание.
Но в начале пути, в далеком 19-м, музейная история началась с изучения памятников Александровской слободы, собственно с этой целью и был создан музей. С того времени исследования истории царского кремля и музейного собрания не прекращались, причем в этой работе активное участие принимали сотрудники. Знаковые музейные даты всегда отмечались проведением всероссийских научных форумов, а также научно-практических конференций сотрудников по темам нашей внутренней проблематике. Не исключением стал и год 2019-й, когда вековой юбилей был отражен в соответствующей теме «100 шагов к успеху». Мы попытались на основе документальных источников проанализировать все основные направления деятельности за этот огромный период. Когда работы были завершены, оказалось, что исследования получились глубокими, содержательными, яркими, открылись важные «белые страницы» истории «Музея Ивана Грозного». Написанное сотрудниками обрело настоящую профессиональную ценность и вышло далеко за рамки 10-минутного доклада на конференции. И тогда родилась идея осуществить еще один издательский проект, посвященный 100-летию. Он получился совершенно иной, нежели уже известная красочно-креативная книга «100 доСТОйных иСТОрий». Новое издание некоммерческое и не предназначено для широкого круга читателей. Получился по сути музейный хрестоматийный сборник за авторством ведущих специалистов «Слободы…». Но этот проект очень дорог нам, поскольку в книге – вся жизнь музея и поколений его сотрудников…
Каждый юбилей – это определенный рубеж, позволяющий задуматься, оценить проделанную работу. За эти годы были созданы десятки экспозиций, в т.ч. получившие награды, признание не только посетителей, но и профессионального сообщества. Назову лишь некоторые: «Художественные изделия из металла XVIII-го – н.XX вв.», «Александров – город современной промышленности и науки», «Государев двор в Александровской слободе», «Крепость пространная, великолепная».Большую роль сыграли новации в выставочной деятельности, что помогло активизировать работу с местным сообществом, представлять жителям и многочисленным гостям города раритетные музейные коллекции из запасников «Слободы» и других музеев страны.
Изучение фондового собрания, уникальных памятников архитектуры «Александровской слободы», ее территории всегда были неотъемлемой частью деятельности коллектива, которая помогла создать совершенно новый образ музея, заложить серьезную основу всей научно-просветительной работы. Комплектование музейных коллекций, прежде всего, предметами средневековой эпохи, их изучение обусловили прорыв в различных формах представления наследия. Упорный поиск музейщиков увенчался фантастическими результатами: приобретением бесценных книг – «Псалтыри слободской», «Часовника», «Травника», уникального оружия, карт, икон. Современные формы продвижения «музейного продукта» потребовали совершенствования и расширения информационного пространства музея, всех видов рекламной и издательской деятельности, внедрения новых современных технологий, работы в социальных сетях и интернет-ресурсах.
Сложно перечислить многообразие нашей деятельности. За ней стоит напряженная работа всех направлений и сотрудников музея, и новое издание именно об этом.
И в самом начале книги хочется сказать о той большой, порой судьбоносной роли, которую сыграли в истории музея люди – выдающиеся ученые России (изучавшие наследие Слободы в разное время), видные общественные и государственные деятели, краеведы, меценаты.
Это, конечно, С.С. Погодин – краевед, преподаватель истории в мужской гимназии города Александрова, ставший первым директором Александровского музея. В тяжелейшие годы гражданской войны, голода и разрухи он осуществил главнейшую, возложенную на него миссию, а именно: сохранение уникального архитектурного наследия (в то время музей назывался «Охрана памятников Александровской слободы»). Чуть позже он начал работу по комплектованию фондов, созданию первых экспозиций («Палаты Ивана Грозного») и проведению первых археологических работ. В этом контексте позволю себе вспомнить добрым словом всех своих коллег-директоров, в разное время руководивших и несших колоссальную ответственность за сложнейшую судьбу музея. В ней было все: многочисленные преобразования, смена статусов, работа в период репрессий и военные годы, идеологические догмы, изъятие коллекций, мизерные штаты с таким же бюджетом, не говоря уже об особенностях социума людей, учреждений и построек, находящихся в кремле… Тем не менее принципиальная позиция, упорство, умение находить необходимый компромисс не один раз спасали музей. С величайшей благодарностью не могу не вспомнить каждого директора и полагаю, что читатель должен узнать их имена в самом начале книги. Это С.С.Погодин 1919-1928 гг,; Л.Х.Максимов 1928-1930 гг.; Д.А.Крайнов 1930г.; II.В.Колосов 1930-1934гг.; А.Т.Жигалов 1934-1937гг.; Н.А.Яковлев 1937-1939 гг.; В.Г.Фадеев 1940г.; М.И. Шлогин 1940г.; А.Ф.Аввакумов 1940 г.; В.И.Трухин 1940 г.-1945 гг.; М.П.Якиманский 1945-1946 гг.; В.П.Фомин 1946-1954гг.; А.В.Шутов 1954-1960гг.; В.В.Сироткин 1960-1961гг.; Н.М. Столбунова 1961-1964 гг.; Е. Ю. Ковальчинский 1964-1965 гг.; М.А. Спешилов 1965–1970гг.; Л.В.Сухова 1970-1977гг.; В.М.Бобков 1977г.; Р.К.Абрамова 1977-1978гг.; А.А. Пикулёв 1978-1984гг.; А.С. Петрухно с 10.08.1984 по сей день.
На кремлевских памятниках работала блестящая плеяда ученых. Огромную роль в изучении архитектуры сыграл П.Д. Барановский. Именно благодаря ему, великому ученому-подвижнику, памятники царской слободы были сохранены в первозданном облике. А раскрытие шатра домового храма Ивана Грозного явило уникальные фресковые росписи, которые не имеют аналогов в России!
Выдающийся отечественный ученый А.И. Некрасов был выслан в 1948 г. из Москвы в Александров за изучение памятников православной культуры. Оказавшись в музее, он не мог остаться равнодушным к творениям средневекового зодчества. Ученый провел свои исследования, написал первый научный труд по архитектуре Александровской слободы и сделал, можно сказать, ключевой для музея вывод: «…Памятники Александровской слободы – не какие-нибудь провинциальные сооружения, а стоят в первых рядах столичных памятников зодчества и художественно и идейно». К сожалению, важнейший труд не был опубликован: последовал донос, потом – Владимирский централ и гибель ученого. Но память о нем жива – именно эти слова встречают каждого, кто входит в главную экспозицию музея.
Большую роль в становлении музея играли краеведы, изучавшие исторический материал и популяризировавшие его, прежде всего, на страницах местных газет – тогда главных источников информации. Здесь нельзя не вспомнить имя М.Н. Куницына, который более 50 лет назад выпустил исторический очерк «Александровская слобода». Это небольшое, но емкое по содержанию издание стало сенсацией. Тысячи читателей города и региона осознали тогда, каким историческим наследием и бесценным культурным достоянием обладает их город. Дочь автора Людмила Михайловна Шерстеникова, которая в настоящее время живет в Москве, но не прерывает связь с Александровом и музеем, помнит слова отца: «Нужно как можно больше делать для города полезного. Хотелось бы, чтобы люди, живущие в Александрове, не забывали этого, чтобы они гордились своим городом, интересовались и изучали его прошлое, ценили то, что сделали предыдущие поколения». Музей посчитал необходимым переиздать этот замечательный труд в канун своего 100-летия. И помогла осуществить этот проект Людмила Михайловна, за что мы ей бесконечно благодарны.
Нельзя не вспомнить о Р.С.Бобовикове, первом секретаре Владимирского обкома партии (он был переведен из Ленинграда во Владимир в 1983 году). Посетив музей, он был поражен увиденным: ужасным состоянием уникального исторического места, тогда именовавшимся «поселок Заря». В памятниках архитектуры проживало более 200 семей, находились десятки организаций, территория была застроена сотнями деревянных сараев, гаражей, курятников… Понимая, что дальнейший процесс сохранения слободского кремля невозможен без выселения людей, он сделал все, чтобы это осуществить. И в 1988 году с исторической территории ансамбля выехали последние семьи.
Ученый, историк архитектуры, реставратор В.В.Кавельмахер не просто внес огромный вклад в становление музея. Он изменил представление об истинной ценности слободского ансамбля. Мы по сей день называем его «добрым гением Александровской слободы». Более 25 лет он посвятил изучению ее памятников, доказав, что Александровский кремль занимает особое место среди кремлей России. Построенный лучшими русскими и итальянскими мастерами, он не имеет аналогов в русском зодчестве, а раскрытый ученым портал домового храма Ивана Грозного был назван сенсацией ХХ века в области архитектуры. Результаты исследований Кавельмахера, подкрепленные экспертными заключениями ученых всех ведущих научных центров РАН (Институтов истории, архитектуры, археологии, искусствознания), стали решающим фактором для принятия срочных мер по сохранению историко-культурного наследия Александровской слободы и придания ей федерального статуса в 1989 году.
Но в то непростое время для сохранения царского кремля и развития музея крайне важным было придать его территории статус заповедной. В 1993 году тогдашний Министр культуры Е.И.Сидоров посетил Слободу, и этот визит во многом сыграл определяющую роль в решении вопроса. Увидевший кремль и убедившийся его уникальной историко-культурной ценности, он вышел в Правительство России с предложением о придании его территории статуса заповедной. Нельзя не вспомнить Г.А.Заботкина, который, работая в аппарате Правительства РФ, оказал неоценимое содействие и сделал все возможное, чтобы убедить оппонентов в необходимости положительного решения вопроса. Мы всегда с величайшей благодарностью будем чтить имя В.С. Черномырдина и помнить о том, что, будучи главой Правительства, он вник в суть вопроса и поддержал музей. Документ, подписанный Виктором Степановичем, определял наш новый статус как «музея-заповедника», и это сыграло ключевую роль в развитии и новейшей истории «Александровской слободы». Судьбоносное Постановление Правительства РФ вышло в феврале 1994 года.
Но первоклассные памятники с уникальной историей – это еще не музей! Необходимо было в кратчайший срок создать научный коллектив, способный решать сложнейшие задачи в непростые 90-е годы. Эти люди вписаны золотыми буквами в летопись музея: А.А. Масловский, Н.И. Шириня, С.А. Глейбман, А.Н. Петрухно, Н.П.Панина. Именно они собирали полноценные музейные коллекции, «пробивали» реставрацию памятников, создавали экспозиции, которые определили уникальное лицо музея. Главной идеей музеефикации стало создание в царской резиденции комплекса экспозиций, максимально отражающих переломную, мятежную и загадочную грозненскую эпоху.
Мало кто верил в воплощение подобного проекта. Всего за 15 лет нам удалось реализовать свои планы, и на культурной и туристической карте России появился «музей Ивана Грозного»: интересный, востребованный и, главное, конкурентоспособный. В своем поступательном динамическом развитии мы не останавливаемся, постепенно осуществляя перезагрузку всех видов деятельности. Бесценный опыт ученых-исследователей и коллег, стоявших у истоков современного музея, стал основой и ориентиром для нынешних сотрудников, многие из них стали настоящими профессионалами и их работы представлены в этом издании.
А.С.Петрухно,
директор музея-заповедника «Александровская слобода»,
Заслуженный работник культуры РФ.
P.S. Музей-заповедник «Александровская слобода» вступает в 105 год своего существования с чувством удовлетворения. Вчера успешно прошел событийный фестиваль «Иванов день», и город впервые официально отметил свой правильный исторический возраст – 510-летие. В течение нескольких лет музей активно «продвигал» эту дату, опираясь, естественно, на исторические документы и компетентные источники. Теперь и Александровская земля «начинается с кремля!».
Пресс-служба музея-заповедника«Александровская слобода