97-летняя Нина Андреевна Кулакова вспоминает о военных годах, и о том, как жили до и после войны. А также о том, как боевые действия добрались до города Александрова. Она всю свою жизнь посвятила работе на Хлебной базе. Признаётся, не ожидала, что доживёт до такого возраста, похоронив и мужа и детей, и даже всех своих подруг.
Нина Андреевна Кулакова родилась в деревне Дичково Александровского района. Отец был у неё председателем колхоза, а мать дояркой. Довоенное время она вспоминает с улыбкой на лице, все было хорошо, деревня жила и цвела.
«Мы дома не закрывали, никто не воровал, все друг друга знали. Жили хорошо, молоко было, картошка была…», – рассказывает Н. Кулакова.
Семья у Нины Андреевны была большая. Помнит, как было объявлено о том, что началась война. Страшно было, словами не описать. Как и многих других семей, у Нины Кулаковой эта война также забрала близких ей людей.
Один из её братьев получил серьезные ранения, он был наводчиком крупнокалиберной пушки. В госпитале боролись за его жизнь, из писем, которые он писал домой, известно, что у него было 11 осколков в коленке, и как это тогда часто бывало, заражение крови. Но, врачи его успокаивали, мол, переливание сделали, жить будешь. В это время армия противника надвигалась на Ереван, и весь госпиталь планировали перевезти в Баку. К сожалению, никто не успел эвакуироваться, здание госпиталя было разгромлено. Семья Нины Кулаковой узнала об этом лишь спустя многие годы, когда архивы были рассекречены.
Сама Нина Кулакова на фронте не была, ей тогда было 17 лет. В августе 1941 года она устроилась работать на Хлебную базу в городе Александрове.
«Туда пригоняли пустые вагоны, каждый мог вместить по 17-18 тонн зерна. Мы всё упаковывали в мешки и сами, мужчин практически не было, таскали их в эти вагоны. Далее всё отправлялось на фронт. Работали без выходных, понимали, что зерно там, на фронте, очень нужно, мы знали, что нашим солдатам нужно помочь», – рассказывает Нина Кулакова.
Вспоминает Нина Андреевна и о бомбёжки, которая произошла в Александрове. Это произошло лишь один раз, но это забыть невозможно. Самолёт вражеской армии, пролетая над городом, стал скидывать бомбы, одну за другими. На рынке продавцы прятались за прилавками, люди бежали укрываться. У больницы сразу два снаряда упало, у вокзала снаряд, и одна из бомб попала в склад, который тогда располагался у винного завода.
«Этот склад так взлетел, кажется, весь город видел. Многие тогда дома пострадали, трещины в стенах были», – вспоминает Н.А. Кулакова.
После бомбёжки ей сказали, что возможно убита её мать.
«Сердце в пятки опустилось. Бежала, что есть силы. Оказалось, что погибла женщина, у которой фамилия и имя как у моей мамы», – говорит Нина Андреевна.
Со слезами на глазах вспоминаются эшелоны, которые следовали из Ленинграда и останавливались в Александрове. Из вагонов на перрон выгружали трупы, их грузили на сани и везли хоронить. Эти кадры до сих пор перед глазами Нины Кулаковой. А ещё, вспоминает она, были голодные, которых сердобольные александровцы пытались накормить, но не рассчитывали количество. Нина Александровна рассказывает, что некоторые переедали с голода, и умирали.
«Нельзя же большое количество еды, вот так, сразу. Но кто тогда об этом думал, хотелось помочь, накормить…», – говорит Н.А. Кулакова.
Вспоминает Нина Александровна и ещё один интересный факт, из Брянска шла голодная скотина, она поедала всё на своём пути.
«Ой, да, мы и не ожидали, но огороды буквально были опустошены», – рассказывает Н.А. Кулакова.
Помнит она и, как было объявлено о Победе. Говорит, накануне уже было понятно, что объявят, не спали, ждали у радиоприёмников объявления. И когда оно прошло, все вышли на улицу, радовались, плакали, обнимали друг друга…
После войны Нина Кулакова продолжала трудиться на Хлебной базе. Вспоминает, как приходилось порой преодолевать пешком 120 километров, чтобы проверить склады с зерном.
Самым голодным годом для Александровского района стал 1947. Урожай в этот год оказался плохим, спасали только огороды, а именно картофель.
До самой пенсии она проработала на Хлебной базе в Александрове. Без отпусков. Работала на совесть. Много раз была на «Доске почёта», имеет множество благодарностей, только в трудовой книжке более 60 записей о поощрении. С улыбкой на лице она говорит: «Работа снится мне и сейчас». Она может потереть муку между пальцев и сказать, какая влажность и даже какой это сорт.
Муж нашей героини после войны оставался на службе до 1950 года. Вернувшись домой, он ухаживал за Ниной Андреевной, и в какой-то момент, вернувшись домой, она узнала от мамы, что в гости придут сватья.
«Я в недоумении, какие сватья. Мама у меня спросила: «А вы что, разве не договорились между собой, что женитесь?». Оказалось, что он без меня принял решение, сказав, что я всё равно бы отказалась. Так мы и поженились», – говорит Нина Кулакова.
59 лет в браке, трое детей. На вопрос, в чём секрет такого длительного брака, Нина Андреевна отвечает: «Я не знаю, что у нас с ним было. Любовь – да, привязанность – да, уважение друг к другу – конечно. Всё это вместе и позволяет супругам быть друг для друга опорой и жить столько лет в браке. А ещё, самое главное терпение».
К сожалению, супруг Нины Кулаковой скончался, похоронила она двоих детей, подруг…
«Знала ли я, что доживу до стольких лет? Что буду хоронить своих детей? Что у меня в этом возрасте не останется подруг? Конечно, нет, но судьба распорядилась, вот так», – говорит Нина Кулакова.
Когда спрашиваешь, чтобы вы пожелали нынешнему поколению, она не раздумывая, отвечает: «Чтобы вы никогда не познали, что такое война!».
Нина Андреевна Кулакова живая легенда, и очень радостно, что мы, молодое поколение, можем пока вживую услышать и увидеть этих людей. Мы желаем ей крепкого здоровья и благополучия, и верим, что обязательно встретимся на 100-летнем юбилее.