Святитель Николай Чудотворец – один из самых известных святых во всём мире, его Рождество православные верующие по новому летоисчислению отмечают 11 августа, то есть сегодня.
В коллекции музея-заповедника “Александровская слобода” среди первоклассных образцов иконописи огромной внутренней силой веет от образа Николая Чудотворца. Целитель, заступник и сострадательный помощник в бедах – таков храмовый образ “Николы Можайского в житии”, выполненный Кириллом Сивковым в 1752 г., это ясно по надписи в нижнем краю иконы: “1752 году писал сей образ Кирило Афанасьев сын Сивков”.
Особенность иконы в том, что она – житийная, поэтому в центре (в среднике)изображение святого, а вокруг него – клеймы, в которых показаны сцены из его жизни.
«Впечатляет мощная фигура святителя, в богатом облачении и красных царских туфлях. В руках он держит меч и град, это воплощение защиты и покровительства в самом широком смысле. По преданию, когда в XIV в. к Можайску подошли враги, жителям города явился услышавший их молитвы святой Никола с мечом и градом в руках, и устрашенные враги отступили. В верхней части средника помещены полуфигуры Христа с Евангелием и Богоматери с омофором, благословляющими на епископское служение» – рассказывает И.А. Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода».
Всего 10 клейм вокруг средника рассказывают о жизни святого, и это очень нехарактерно для XVIII века: тогдашние житийные иконы отличались подробностью сюжетов. Но К. Сивков отбирает самые значительные сцены: детство, посвящение в духовный сан, чудотворная помощь, погребение. По традиции, значительная часть отводится прославлению Николая.
Необычен выбор автором двух сцен об истории несправедливо осужденных военачальников, когда «призванный» ими св. Николай явился во сне императору Константину, что и привело к их освобождению. Здесь явно отражены народные представления о могуществе Николы и его власти над самыми сильными людьми в миру. Интересно, что в клеймах мало фигур: по 2-3, самое большее – 5; на основном фоне в разных вариациях один мотив (влияние западноевропейской гравюры) – колонны, арки; строения, похожие на крепостные башни. К. Сивков явно выделяет символику «тройки» – 3 колонны, 3 фигуры, 3 главки на храме. Незаурядный мастер четко продумал
композицию образа: показать Николу как столпа церкви, защитника Троицы, могучего чудотворца.
«Иконы провинциального мастера Кирилла Сивкова стали открытием 90-х годов в науке об иконописи Нового времени, они вызвали огромный интерес, получили высокую оценку на выставке в Третьяковской галерее в 1995 году. Это 11 икон из церкви Знамения Благовещенского погоста Владимирской области, спасенные сотрудником нашего музея Алексеем Архиповичем Масловским и отреставрированные владимирским художником А.С.Туголуковым», – дополнила тему М.К. Рыбакова, зам директора по науке музея-заповедника «Александровская слобода».
Пресс-служба музея-заповедника «Александровская слобода»