Игорь ГавриловИзвестный во всем мире фотограф Игорь Гаврилов приезжал в Александровский район, чтобы сделать фотографии для нового альбома «Один день из жизни России». Он пробыл у нас сутки, исколесил весь район, но мало, что сумел запечатлеть. В беседе с ним мы выяснили, почему же фотограф не увидел достойных тем.

О такой  профессиональной карьере, как у Игоря Гаврилова, можно только мечтать. Уже в 1970-м, оканчивая среднюю школу, он стал победителем Всесоюзного конкурса среди выпускников школ и получил право внеконкурсного поступления на факультет журналистики МГУ имени Ломоносова.  После учебы его сразу берут штатным фотокорреспондентом журнала «Огонек», где он работает с 1975  по 1988 годы. А потом переходит на работу в американский «Time» в качестве московского корреспондента. Номинирован на звание «Лучший фотограф года» от журнала «Time». С конца 90-х по 2010 год — фотокорреспондент журнала FOCUS по России и СНГ. Лауреат премии World Press Photo. По приглашению университета Брукса читал мастер-классы по фотожурналистике для студентов университета. В наши дни – руководитель отдела российской фотографии в фотоагентстве  East News. 50 лет не расстается с фотокамерой, объездил 60 стран мира. В Александрове в последний раз был лет 15-20 тому назад. И вновь захотел приехать, когда началась работа над новым изданием.

– Как впечатления от района?

– Впечатления – это очень емкое слово. Я уже посмотрел Александров, съездил в Карабаново и Струнино. Оба этих городка мне показались совершенно убитыми, там людей даже мало, а если и встречаются люди, то они в «себе», не улыбаются, у них лица мрачные. И я понимаю, почему это происходит, работы нет, фабрики стоят разрушенными.

 В Александрове я заметил перемены к лучшему, строится жилье в микрорайоне Черемушки, там у вас очень красивый детский садик. Очень смешная у вас улица Свердлова, тут так много палаток, магазинчиков, так много рекламы, она такая разноцветная, что мне это напоминает Китай или Монголию. Рано или поздно это закончится, у нас в Москве такого уже не увидишь, снесли все ларьки и палатки у метро.

 – Вы нашли объекты для съемки?

 – Нет. И нахожусь в трепете по этому поводу, так как привык выполнять задание. Кремль со стороны реки не удалось снять, потому что он весь зарос, и не было восхода сегодня. Восход был, но солнце провалилось в тучу, так что света я не увидел. Александровская Слобода, как глянец, мне не интересна. Это все лубочное, я это не снимаю. Попробую еще раз вернуться в Карабаново, я там снимал когда-то бытовые сцены в бараках, но сейчас и такого общежития нет, все поделено на секции. Людям стало жить лучше, а снимать фотографу труднее. Но мне часто везет, я неожиданно снимаю хороший кадр. Все что со мной происходит в жизни, все мои награды предопределены кем-то свыше. Я сам ничего для этого не делаю, просто оказываюсь в нужном месте в нужное время.

 – А почему фотография стала делом вашей жизни?

Истории  у всех примерно одинаковые. В школе я занимался скульптурой, с 6 класса ходил в кружок лепки в Доме кино. Первая моя публикация была, когда на обложке журнала «Советский экран» напечатали мои работы. А потом я поехал к бабушке в Брянские леса, там был дяденька с фотоаппаратом, он дал мне нажать на кнопочку, показал, как пленка заряжается в бачок, и я заразился на всю жизнь. В детстве занимался во всех фотокружках Москвы, которые только были. Думал поступать на операторский факультет ВГИК, но фото притянуло больше. Побеждал во многих детских и молодежных конкурсах, поощряли даже поездкой в Артек. Ну а потом «Огонек», и весь мир.  Последние 20- 25 лет я снимал только для западной прессы. Сегодня фотографом быть намного сложнее, чем в мою бытность, но фотожурналистика не умерла. Уважающий себя фотограф может работать и сегодня. Просто не надо показывать свои плохие фотографии, надо требовательно относиться к себе. Я не работаю на уровне приема. Бывает, что фотограф что-то «замутит» или начинает экспериментировать с цветом. Все это хорошо, но нельзя этим пользоваться постоянно. Настоящий фотограф – это не ремесленник, это личность творческая, это смелый человек.

  Мы посоветовали Игорю посмотреть новую набережную, но его не заинтересовали наши новые фонари и река, предложили поехать в Махру или Лукианову пустынь. В итоге фотограф добросовестно исколесил весь район, и вот результат. Он снял Александровский Кремль с расстояния пяти километров, когда возвращался из Бакшеева, благо оптика позволила это сделать. Еще раз побывал в Карабаново, снял портрет старушки и напросился в дом к семье, что несла из леса ведра с грибами. «Если понадобится для альбома «страшность», то она у меня будет», – подвел черту Игорь Гаврилов, когда я позвонила ему поздно вечером. А он в этот момент стоял на смотровой площадке реки Серой, и недоумевал, что еще можно снять в нашем городе.

  Стало как-то грустно, и очень хочется увидеть, что же получится в итоге, каким предстанет Александров в новой книге. Кроме этого еще планируется авторами проекта фильм о городах России, и выставка в Москве.

 Светлана Аминова