Сегодня празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, а по-народному – Михайлов день. «Музею Ивана Грозного» это событие интересно тем, что главный житель Александровской слободы в предстоятели перед Всевышним выбрал того, «Кто как Бог» – Архангела Михаила – и написал ему канон (молитвенное песнопение, повествующее о каком-либо священном событии или прославляющее конкретную святую личность).
Летом этого года музей-заповедник «Александровская слобода» приобрел книгу, в которую, кроме других текстов, входит «Канон Ангелу Грозному». Как рассказала главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкина: «Большинство документов грозненской эпохи дошло до нас в более поздних копиях. И приобретение списка с оригинала является подлинной удачей. «Канон…» содержится в рукописном богослужебном сборнике и подписан псевдонимом царя – Парфений Уродивый. По археографическим признакам старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Б.Н. Морозов установил, что собрание текстов было написано в третьей четверти XIX века. Книга уже заняла достойное место в коллекции музея-заповедника и в Музейном фонде РФ».
Об этом же написал академик Д.С. Лихачев: «Под именем Парфения [Юродивого] Грозный написал еще «Канон» Ангелу Грозному воеводе, то есть архангелу Михаилу, считавшемуся ангелом смерти (вспомним, что царская усыпальница в Московском кремле – Архангельский собор был посвящен архангелу Михаилу). Настроение страха смерти пронизывает этот «Канон» от начала и до конца. Грозный называет ангела: «грозный и смертоносный ангел», «страшный посланниче», «великий хитрец», «страшный воин», «святый ангеле огнеобразный» и т. д. О себе же автор «Канона» говорит так: «злосмрадный», «окаянный», «и мене помилуй, грешного и окаянного», «душу мою, наполненную смрадом», и т.д.».
Св. Михаил – не только архистратиг воинства небесного, главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Но он также ангел смерти. Огненным трезубцем он исторгает душу человека и ведет ее по мукам-мытарствам. Поэтому в «Каноне Ангелу Грозному, воеводе и хранителю всех людей, посланному от Вседержителя Бога по все души человеческие» царь просит о молитвах, чтобы его душа преодолела все страдания и была спасена от погибели: «О, сородичи мои! Как увидите, что разлучился я с вами, и образ лица моего изменился, и гробу предаюсь, и когда к Судии влеком буду, – молитесь обо мне святому ангелу, да отведет душу мою в место покойное … да проводит душу мою сквозь все двадцать мытарств и да спасет ото всех погибелей».
Известно, что Иван Грозный был человеком весьма образованным, по определению Д.С. Лихачева значительно опередившим свою эпоху свободным отношением к литературному творчеству. В своих посланиях он был «смелый новатор, изумительный мастер языка, то гневный, то лирически приподнятый …, мастер «кусательного» стиля». Но это резко контрастирует с его церковными гимнами. В них царь, под десницей которого простерлась огромная страна, выражает свое полное смирение, смирение простого смертного, боящегося Страшного суда и ищущего заступничества у Архангела Михаила.
Пресс-служба музея-заповедника«Александровская слобода»