18 декабря отмечается День работников органов ЗАГСа. Каждый год миллионы людей узаконивают свои отношения, надеясь в браке обрести гармонию и стабильность. К сожалению, это удается далеко не всем. Тому пример – история запутанной семейной жизни первого русского царя Ивана Грозного, который почти все браки заключал в Слободе, венчаясь в Троицком соборе. Дворовая знать и жители Слободы не раз были свидетелями выбора царской невесты и роскошных свадебных церемоний.
«Сегодня музей-заповедник «Александровская слобода» хранит и презентует в интерактивном формате «свадебные подробности». Ведь по сей день туристов интересуют подробности личной жизни государя – сколько раз был женат, утопил ли одну из супруг и т.д. Пользуясь поводом, попробуем разобраться…
Первой избранницей царя стала Анастасия Романовна, дочь неродовитого окольничего Захарьина-Юрьева. В браке, продлившемся 13 лет, Анастасия родила шестерых детей. (Малолетство пережили лишь двое – Иван и Федор, ставший последним правителем династии Рюриковичей.) Царица не дожила и до 30 лет: по мнению некоторых ученых – по причине истощения частыми родами. А вот эксперты-криминалисты считают иначе – при изучении останков у нее выявлено присутствие ядов (как и у Елены Глинской). Да и сам государь не раз обвинял бояр в убийствах своей матери и любимой жены», – рассказывает зав. отделом музея-заповедника «Александровская слобода» Светлана Смирнова.
Новый выбор царя пал на дочь одного из владетелей Пятигорских Черкас кабардинку Гуащэнэй (Кученей) Темрюковну Идарову. Перед браком черкешенка приняла православие вместе с именем Мария. Через 8 лет (в 1569 году) она скончалась в Александровской слободе, куда ее, простудившуюся во время богомольного «поезда» по северным монастырям, привезли из Вологды.
Третий брак царя состоялся через пару лет в Слободе же. Со всей страны сюда для участия в средневековом «кастинге» собрали около 2000 «невест». Выбор пал на Марфу Васильевну Собакину. Ее родственником был Малюта Скуратов, который и поспособствовал браку. Но уже во время смотрин девушка чувствовала недомогание, а спустя 16 дней после свадьбы скончалась. Вскоре пошли слухи об отравлении, и главным злодеем «назначили» брата Марии Темрюковны. Сегодня подтверждено: в останках Марфы многократно превышено содержание мышьяка и свинца.
Уже через несколько месяцев состоялся четвертый брак царя с Анной Колтовской, дочерью коломенского боярина. Если третий брак «Домострой» величал «свинским житьем», то четвертый и вовсе именовал «законопреступлением». Через год после свадьбы Анна уже наскучила мужу и была насильно пострижена в Горицкий Воскресенский монастырь на Белоозере. Однако инокиня Дария пережила «грозного» супруга и скончалась уже после Смутного времени и воцарения династии Романовых.
Союз с Марией Долгорукой ученые называют мистификацией. Якобы после свадьбы в Москве (которая в документах не упоминается) царь привез молодую жену в Александровскую слободу, а затем обвинил, что до брака «слюбилась» она с кем-то. Несостоявшуюся царицу будто бы утопили в проруби на речке Сере. (Поскольку это недоказанная легенда, то Мария не получила в нашей статье «порядкового номера»).
Поэтому пятой избранницей в 1575 году стала Анна Григорьевна из древнего дворянского рода Васильчиковых. Менее чем через год супруг охладел к ней и сослал в монастырь, на этот раз суздальский Покровский, где царица и была похоронена в 1577 году.
«В шестой раз любвеобильный царь прельстился прекрасной вдовой Василисой Мелентьевой, до священного обряда дело даже не дошло. Ведь, по слухам, Василисе тоже не удалось избежать царской опалы – в 1577 году она была насильно пострижена в монастырь из-за «неправильного взгляда» на князя Ивана Девлетова, казненного без промедления. Кстати, многие историки вообще сомневаются в правдивости события.
Седьмой женой в 1580 году стала Мария Нагая, свадьба с которой, по версии, также состоялась в Александровской слободе. Мария родила сына Дмитрия, трагически погибшего в 8-летнем возрасте в Угличе. Его имя сослужило недобрую услугу во времена Смуты, породив множество самозванцев-Лжедмитриев. Память же о несостоявшемся царе из рода Рюриковичей увековечена на угличском гербе», – уточняет зам. директора музея-заповедника «Александровская слобода» Лариса Зарайская.
«Царские радости» Ивана Грозного обычно заканчивались личными бедами его избранниц. И все же каждая стремилась получить титул царицы. Прошло пять столетий, а женщины и поныне стараются «окольцевать» своего избранника и выложить в соцсети заветный документ – Свидетельство о браке. А посему – ЗАГСы не теряют свою актуальность, с чем мы их и поздравляем!
Пресс-служба музея-заповедника «Александровская слобода»
(по материалам музейного издания «Легенды и были Александровская слобода»)