На свое место в «культурную» витрину Государева двора музея-заповедника «Александровская слобода» вернулись серьги. Их поновил реставратор высшей категории В.Ю. Астафьев.
Серьги были настолько популярны у средневековых модниц, что в 16 и 17 веках из среды серебряников выделились специальные мастера-сережники. Украшения, аналогичные музейным, назывались серьги-«голубцы».
Очевидно, мотив птиц в XVI веке имел определенную связь с магическими изображениями на древнерусских украшениях. Позже, в XVII веке, смысловое значение меняется, изображения приобретают декоративный характер.
Почти у всех серег-«голубцов» толстые проволочные мочки в форме несомкнутого кольца. Возможно, что не все продевались в уши, а некоторые прикреплялись к головному убору таким образом, чтобы каждая просматривалась с двух сторон.
Серьги-«голубцы» украшались сканным орнаментом с ложной зернью, бусинами, альмандинами, стеклами. Камень, помещенный в центре, сохраняет целостность общего силуэта.
Как сказала главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкина: «Представленные серьги – одни из первых поступлений 1920 года в фонды образованного в Александрове музея из ризницы Троицкого собора. Вероятно, они входили в состав имущества царской семьи Романовых и принадлежали царевнам и великим княжнам. В пользу этой версии говорит то, что в монастырь была сослана сестра Петра I Марфа, которая провела здесь последние 9 лет жизни (1698-1707 гг.)».
Пресс-служба музея-заповедника «Александровская слобода»