Я не часто заглядываю на встречи населения с областными чиновниками, потому что понимаю, что проходят они по графику, порой, носят формальный характер. Чиновника отправляют в район, он привозит с собой сухую статистику по своему ведомству, как правило, рапортует об успехах, достигнутых за определенный срок, а потом отвечает на немногочисленные вопросы населения. А населения на такие встречи приходит немного. Исключением из общего правила таких встреч, разве что стал недавний приезд к нам нового директора Департамента спорта и физической культуры А. Сипача, к которому проявила большое внимание спортивная общественность города и района.
И еще надолго запомнится всем, как встречался с населением начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Е. И. Гранкин. Он приехал в Александров 23 марта. Встреча проходила в зале заседаний районной администрации, и на нее, как часто у нас водится, пришло два десятка человек. Такой расклад никак не мог устроить Геннадия Ивановича, по словам которого, на встречу с ним меньше 60-80 человек не приходит ни в одном районе. Он минут пятнадцать распекал организаторов встречи, ставя на вид, что нет среди пришедших ни глав сельских поселений, ни строителей, ни собственников. Причем делал это стоя, чтобы его всем было видно, аргументируя свое желание стоять, уважением к народу. Хотел даже написать в протоколе, что общение не состоялось, но потом сменил гнев на милость.
Поскольку “разбор организационных полетов” количества участников не добавил, то чиновник все же сел, чтобы ответить на вопросы, пришедшие ему на почту еще до встречи, и те, что могут прозвучать из зала. Собравшиеся узнали, что на территории Александровского района сегодня 236 объектов культурного наследия, из них в городе 101, что, по словам Е. Гранкина, нетрудно запомнить, потому что это именно у нас 101-ый километр. И не стоит думать, что с охраняемыми объектами культурного наследия в районе все в порядке. Есть те, что разрушены, что разрушаются, что давно кем-то заняты и застраиваются. Потом сразу перешли к вопросам, поскольку Е. Гранкин “привык проводить встречи с пользой”:
“Опять я буду слайды показывать или страшилки рассказывать? Или мы с вопросов начнем? Я подумал-подумал, и все-таки мы с вопросов начнем, а вопросы, связанные с объектами культурного наследия есть всегда. С землей очень серьезный вопрос стоит. На местах распродают землю, не зная, что там есть объекты археологии! Возникают проблемы, и мы снимаем напряжение, чтобы люди не возмущались, а понимали, что требования есть, и мы оказываем там помощь. А если на местах не знают, что такие объекты существуют, то приходится отвечать перед прокуратурой и так далее”.
И все же одну “страшилку” гостю из области пришлось рассказать, когда он отметил, что пока не начались никакие работы по разбору второго этажа сгоревшего дома по адресу Ленина, 51. Е. И. Гранкин рассказал, что в области был случай, когда почти на таком же объекте случилась трагедия, погиб восьмилетний мальчик. Он справедливо заметил, что просто затянуть тканью фасад сгоревшего здания, мало, надо сделать этот охраняемый объект хотя бы безопасным.
Больше всего вопросов поступило от Александровского районного комитета КПРФ. Коммунисты давно озабочены судьбой двух памятников – В. И. Ленину, что стоит на Советской площади и революционерам-большевикам 1905-1917 гг., расположенном на Советском переулке. Дело в том, что на сегодняшний день они бесхозные, а раз так, то на их содержание ни из какой казны денег не выделяется. Члены КПРФ жаловались, что в эту зиму даже снег от памятника Ленину убирался не регулярно. Ответ держал главный архитектор района В. Степанов:
– Сегодня в администрации города Александров предусмотрены средства на оформление технической документации на бесхозные памятники. Графики работ определены, как завершится процедура торгов, будет выбрана организация, которая инвентаризирует эти объекты с дальнейшей постановкой в Росреестр. Одним словом, процесс пошел.
Собравшиеся поняли, что скоро к семнадцати памятникам, что есть в ведении города, в скором времени добавятся еще два. И это произойдет вовремя, так как уже в следующем году “большевикам 1917 года” стукнет круглая дата.
Также коммунисты спрашивали, почему застройка в городе ведется без соблюдения генплана, утвержденного СНД района еще в 2012 году. И какова роль и возможности прокуратуры в этом вопросе? Ответ был таким:
– Так прокуратура и займется этим вопросом, а мы подготовим в прокуратуру вопросы по шести снесенным объектам. Я сейчас проехал по многим адресам, в том числе и по Первомайской 34, 74 и 117. И по Ануфриева 19 мы приезжали сюда с замом Губернатора, там не должно быть 10 этажей, должно быть только три. Все должно быть согласовано, все должно соблюдаться, и это первоочередная задача органов местного самоуправления. Если нужна моя помощь, когда возникают проблемы и появляется новое строительство, вы меня информируйте. У нас как бывает – был объект, его снесли, уже там новое здание построили, а он считается объектом культурного наследия. Что надо делать? Надо в прокуратуру и в суд идти. Вот по Свердлова 47 мы запросили необходимые документы в администрации Александровского района, рассматривается вопрос о проведении до следственной проверки с целью выявления наличия или отсутствия состава преступления. Потом все документы будут переданы…
Был и третий вопрос от районного комитета КПРФ: когда будут проведены изменения в генплане города? В частности, общественность озабочена возможной грядущей реконструкцией Советской площади. Коммунисты выступают за сохранение ее исторически сложившегося вида, чтобы “новые поколения знали и уважали своих предков, видели историю города в архитектуре. Нельзя допустить сокращение размеров Советской площади путем ее коммерческой застройки, превращения ее в “каменный мешок”.
На вопрос ответил сначала главный архитектор В. Степанов: “Работа по внесению изменений в генплан города была объявлена в прошлом году, выиграла у нас Ярославская фирма. В конце прошлого года сдали нам материалы по генплану, сейчас мы их проверяем. Есть вопросы, но к концу апреля – началу мая мы их все уточним, и будем объявлять общественные слушания по всем вносимым изменениям в генплан. Выслушаем мнения всех участников слушаний, все обсудим. Только после этого что-то скорректируем, направив на согласование через Департамент строительства в инспекцию по охране объектов культурного наследия”.
Прокомментировал ответ архитектора Е. Гранкин:
– Ну, Виталий Дмитриевич! Я очень прошу, не трогайте вы Советскую площадь, не уменьшайте ее. Там, может, наоборот расширять надо, ведь вы там все мероприятия проводите. Если она называется Советской, так что? Я сам человек из Советского Союза. На традициях мы должны учиться и учить. Есть проблемные вопросы – снимайте, нас именно этому учит наш Губернатор.
Были и другие вопросы на встрече, но их можно назвать узкопрофессиональными, нужными, но мало интересными неспециалистам. Эта встреча, в первую очередь, запомнится эмоциональностью гостя, его крылатыми выражениями. Среди них были такие:
-Я всегда представляюсь так – Евгений Иванович Гранкин. Советский союз. Пятая беговая дорожка.
– Я говорю вам – честь имею! А это дорогого стоит, потому что бывших военных не бывает. И хоть я полковник в отставке, но все мы солдаты.
– Мы воины земные, а вы – воины небесные, но у нас общее дело. (фраза, сказанная в Лукиановой пустыни).
Покорил Е. Гранкин и тем, что отработал свой визит на 100%, не ограничившись заседанием в зале, а объехав все проблемные точки района. В завершении добавлю, что главы сельских поселений, которых он так ждал, хоть и с опозданием, но подошли.
Сеня Новгородцев