Откликом на небольшую заметку «ЕАЕ» обижен на журналистов» стало развернутое интервью с директором завода «ЕАЕ электрик» Инан Кутун, который принял решение сам рассказать о положении дел на заводе и о перспективах предприятия.
Но начали мы с воспоминаний о том, как открывали «ЕАЕ электрик» 4 октября 2014 года – первую и до сих пор единственную «ласточку» технопарка «Александровская Слобода».
– Наверняка вы помните то время, когда торжественно, в присутствии Губернатора области, открывали завод. Были грандиозные планы на будущее?
– Честно говоря, мы в эксплуатацию сдавали здание в конце 2013 года, и до момента торжественного открытия уже достойно работали. На момент открытия на заводе работало 40 человек, и только 5-6 из них были граждане Турции, остальные места занимали местные жители. Очень быстро число работающих выросло до 80 человек. Мы открыли подразделение – офис в Москве. Там работало примерно 25 сотрудников. Сегодня на заводе в Александрове работают около 50 человек, и только 5 из них граждане Турции.
– Я слышала информацию, что производство сегодня остановлено. Это так?
– Нет, это не так. Производство не остановлено. Мы перешли на неполную рабочую неделю. Вместо пяти дней в неделю работаем четыре. Это связано с мировым экономическим кризисом и санкциями против России после событий на Украине. Мы почувствовали это, и мы не одно предприятие, которое это почувствовало.
– Что изменилось? Нет заказов, нет рынков сбыта?
– И то и другое. Заказов стало поменьше, выручки соответственно тоже. Это все связано с тем, что в результате санкций иностранные инвесторы либо остановили, либо сократили свои инвестиции в России. А эти инвесторы – наши клиенты. Если говорить о сбыте, то он был очень хорошим в конце 2014 года и первой половине 2015-го, выручка тоже, мы тогда сумели поднять зарплату нашим сотрудникам на 20 %. Тогда средняя зарплата была 35 тысяч рублей, что было отличным показателем для Владимирской области. Замечу, что у сотрудников есть возможность хорошо питаться на заводе, есть автобус, что привозит и увозит работников. Мы очень хотели, чтобы “ЕАЕ электрик” здесь, стал точной копией подобных заводов в Турции. Это культура “ЕАЕ”. Но, к сожалению, во второй половине 15 года мы почувствовали мировой финансовый кризис и на себе. До декабря ничего не меняли, но пришлось пойти и на сокращения, и перейти на сокращенную неделю, причем, мы считаем это временной мерой. Хочу заметить, что мы принимали решение до самолетного инцидента, к слову, никому не нужного, он стал еще одной каплей, добавившейся в чашу напряженности. Каким образом? Мы часто привозим из Турции и полуфабрикат, и готовую продукцию, например, шинопровод. Это наш главный продукт, который мы успешно продаем более чем в семидесяти странах мира. Семь заводов Турции по производству шинопроводных систем не успевают обеспечить всех заказчиков. Мы всегда доверяли силе России, ее экономике, поэтому приняли решение строить производство здесь, чтобы выпускать российский шинопровод.
– Много сокращений на работающем предприятии?
– Прошло значительное сокращение людей в нашем Московском офисе. Мы сократили там 80% сотрудников, занимающихся маркетингом, но по соглашению обеих сторон. Люди получили оплату за три месяца, как выходное пособие. В Александрове мы сократили семь человек, буквально две недели назад, тоже с компенсацией. Есть ежемесячные затраты, нам нельзя потерять внутренний баланс.
– Я слышала о проблемах “ЕАЕ” с таможней. Это так?
– Сегодня все грузы из Турции по решению Правительства РФ проходят 100 % контроль. Раньше фура максимум была два дня на таможне, сегодня стоят по две-три недели. Мы привозим не только товары для наших клиентов в России, но и сырье для своего производства. Мы через корпорацию инвесторов Владимирской области, которая вместе с администрацией области очень нас поддерживает, пытаемся решить вопросы с таможней. Мы ждем улучшения ситуации. Если машина с грузом будет хотя бы неделю на проверке на таможне, а не две-три, то в наших производственных планах уже не будет больших изменений.
– На одном из совещаний в администрации района речь шла о том, что вы вошли в список турецких заводов, чья продукция нужна России?
– Хочу поправить. Это список, подписанный Д. А. Медведевым, в нем 53 компании. Приказом премьера России эти компании могут нанимать в 2016 году граждан Турции. В том числе и наша компания, мы можем продлить визы шести гражданам Турции, что сегодня работают на заводе. Кроме этого, после нашего обращения за помощью в администрацию области, хотели нам выделить еще пять квот, поскольку в наших планах еще строительство завода и инвестирование.
– Нет желания свернуть производство в России?
– Ни в коем случае. Мы здесь и никуда не уходим. Просто руководство нашей компании сократило затраты, чтобы пережить трудные времена. Надо разобраться, как дальше будут выстраиваться отношения, в том числе и на государственном уровне. Очень надеемся на стабилизацию. Мы не собираемся уходить с технопарка “Александровская Слобода”. У нас уставной капитал только 800 млн. “ЕАЕ” крупная мировая компания со стажем работы в 43 года. Мы переживем эти времена, построим второе здание, будем производить шинопровод. Коллегам из московского офиса тоже пообещали, что вновь возьмем их на работу, как только произойдет потепление турецко-российских отношений.
– Позвольте личный вопрос. У Вас замечательный русский язык. Знаю, что Вы женаты на гражданке России и у вас родился здесь ребенок? В перспективе – гражданство России?
– Спасибо за комплимент. Я стараюсь самостоятельно учить русский язык дома. Да, у меня супруга русская, нашей дочери скоро исполнится год. Мы назвали ее Ася. Мы почти три года живем в Александрове. У меня нет гражданства РФ, есть регистрация на временное проживание. Сейчас сдаю все документы на вид на жительство. Мы планируем жить здесь долго в Александрове.
– Как вам Александров?
– Я его всегда сравниваю с Сергиевым Посадом, потому что оба города с богатой историей. Но Посаду больше повезло, там мощная туриндустрия. В Александрове ее надо тоже развивать, тогда в город поедут туристы.
– Странно, что вы видите Александров туристическим городом, а не промышленно-развитым, каким он когда-то был.
Мы сейчас одни на площадке индустриального парка. Если бы не мировой экономический и политический кризис, то на этой площадке иностранные предприятия, в том числе и турецкие, выросли как грибы после дождя. Инвесторы были, они приезжали, смотрели, но сроки инвестирования из-за сложной обстановки в мире отодвигаются. Я оптимист. Я даже в проблемах ищу позитивное зерно, и хочу сказать вам, что мы не теряем надежду. Мы идем на контакты с властью, не сидим, сложа руки. Очень хотим, чтобы вернулись былые отношения между нашими государствами.
– Благодарю вас за интервью. Удачи!
Мне всегда после встречи с интересным человеком, а именно таким и является Инан Кутун, хочется поделиться своими впечатлениями с читателями. Во-первых, о том, что увидела на территории завода, хоть по цехам и не прошлась. Там царит порядок. Строгая пропускная система, вежливый секретарь, готовый предложить чай или кофе, по всему видно, что гостей здесь встречают часто и умеют это делать. Директор предприятия молод, умен, по-европейски щеголеват и по-азиатски вежлив. С отличным знанием русского языка он располагает к себе уже в первые минуты беседы. К концу интервью, начинаешь верить в его оптимизм, и очень хочется, чтобы предприятие устояло, чтобы заработало на полную мощность, потому что и рабочие места нам нужны, и налоги. На человеческом уровне нам делить нечего, только созидать.
Беседовала Дарья Горшкова