Всемирный день хорового искусства, который отмечается 10 декабря, напрямую относится и к «Музею Ивана Грозного», поскольку самодержец поддерживал этот вид творчества, да и сам был не прочь спеть в церковном хору. Разумеется, в XVI веке царь не мог знать об открытой учеными способности хоровой музыки оказывать благоприятное влияние на психическое здоровье человека, но ее развитию уделил огромное внимание. Хоровое пение самодержец любил смолоду. Еще в 1551 г. он выступил на Стоглавом соборе за то, чтобы церковные песнопения везде исполнялись одинаково, а не так, как это было на практике: в Москве определенные псалмы не поют, а «речью говорят», тогда как в Новгороде, Пскове и Троице-Сергиевом монастыре их выпевают. Собор поддержал царское предложение, что все следует петь «неотложно по Уставу».
Не забыл Иван IV про музыку и в Александровской слободе. В певческой мастерской, которую можно считать прообразом первой русской консерватории, он собрал лучших гимнографов (сочинителей текстов) и распевщиков (церковных композиторов) страны. Среди них выделялись Федор Крестьянин и Иван Нос. Как написано в «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение»: «Я говорю о Федоре-попе по прозвищу Христианин, который… был искусен в знаменном пении, и многие научились у него… И этот Иван Нос, да Федор Христианин быша во царство благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея России, и бяху с ним в любимом его селе в слободе Александрове».
Скорее всего, Федор Крестьянин был зачислен в штат священников придворного Покровского храма (сейчас Троицкий собор). В его обязанности входило обучение молодых дьяков царского хора. Иван Юрьев Нос был государевым крестовым дьяком и служил в покоях самого государя.
По штатной росписи 1573 г. слободской хор насчитывал 27 певчих дьяков. По причине особенностей храмовой акустики во время службы они выступали пятью станицами (группами) поочередно.
Рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода» А.Н. Лакиза: «Память о государевом хоре сохранялась и в XVII веке. Так, «Повесть о царе и старце» начинается так: «Царь Иван Васильевич пришел в Сергиев монастырь к бдению и слыша крылошанина горазда пению, а он сам горазд был пению…». Далее описывается состязание царя и певчего. Музыкальный талант «крылошанина» пришелся самодержцу по душе, и его назначают дьяконом соборной церкви Покрова Богородицы (сейчас Троицкий собор) в Александровской слободе. Впоследствии выяснилось, что это не народная выдумка, а историческая правда. В Обиходнике Кирилло-Белозерского монастыря записано, что старец Филарет, бывший запевала церковного хора Троице-Сергиева монастыря, «был у царя Ивана Васильевича в Слободе у Покрова».
Таким образом мы с полной уверенностью можем говорить о том, что во время пребывания царя в Александровской слободе (1564-1581 гг.) была создана первая русская певческая школа, в которой обучали лучшие церковные композиторы XVI века.
Музей-заповедник «Александровская слобода» поддерживает сложившуюся традицию и регулярно приглашает лучшие церковные хоры России, которые, как и пять столетий назад, выступают под сводами аутентичных средневековых памятников архитектуры.
Андрей Шуйский, музей-заповедник «Александровская слобода»