В доме культуры города Карабаново 19 января откроется персональная выставка художника Вячеслава Светлова «Лицом к свету».
Это будет вернисаж человека, влюбленного в жизнь, в творчество и обретшего очередную музу. Да, да, именно музу по имени Анна. Ее он представит собравшимся в качестве той, что подвигла мастера для очередной выставки написать сорок полотен. Мы встретились с Вячеславом в день монтажа. Говорить с ним легко, потому что он не лукавит, открывает душу до донышка, не стремится ответить «правильно».
Вячеслав, ты часто выставляешься. Это твоя вторая персональная выставка в Карабаново? А ведь был и Кавказ, и Владимир? Есть какая-то системность? Ты выставками подводишь итог творческого пути или стараешься приурочить их к знаменательным датам?
В Карабаново персональная третья, мне нравится арт-площадка местного Дома культуры. Да, были выставки и во Владимире, и на Кавказе, Я скажу больше, около 500 работ я подарил в фонд художников Кавказа. Если говорить о знаменательных датах, то была мысль приурочить выставку к своему 65-летию, но случилась очередная влюбленность в молодую женщину, и я этот внеплановый вернисаж посвящаю ей. Из восьмидесяти полотен, что представлены на выставке «Лицом к Свету», ровно половина новых. Я ощутил толчок, подъем от силы любви и наработал пейзажи во имя женщины, подарившей вдохновение.
Пейзажи – твой любимый жанр?
Я пишу то, что умею, к чему лежит душа. Я же в академиях не учился, но писать стал еще в армии. Был у меня там вдохновитель, художник. Посмотрел, как он работает, подумал, что тоже смогу. Попробовал, получилось. Я пишу сельские пейзажи, ведь всю жизнь прожил на селе, полюбил писать горные пейзажи. В этот раз впервые покажу водопады. Энергия падающей воды меня вдохновила, опять же попробовал передать ее на холсте – результатом доволен. Меня вдохновляют изгибы ветвей, цвет неба, синий снег. Кстати, синий цвет в числе моих любимых цветов, он помогает передавать очарование ночи, а ночь всегда окутана тайной и магией.
Как ты работаешь? Как рождается картина?
Я быстро пишу, картина может родиться и за час. А повод или так называемый «толчок» возникает внезапно. Вот лежу дома, к примеру, и сам себе говорю, что сегодня не возьмусь за кисти, а потом вдруг вспоминаю, что недавно видел туман над болотом. И он, этот туман меня чем-то зацепил, встаю, начинаю работать. А в процессе работы возникает какая-то одержимость. Я не продумываю композицию заранее, многое решает сочетание цветов. Туман над болтом получился очень реалистичным и фантастичным одновременно. В этом и есть, как я считаю, особая магия искусства, оно всегда на грани реализма и фантазии.
У тебя есть пристрастие к определенной технике?
Мне всегда внушали, что пишущий маслом никогда не сможет создавать легкие воздушные акварели. А для меня не было проблем перейти с масла на акварель или гуашь. Что значит, не может? Работать надо, пробовать, хотеть надо! Для меня техника значения не имеет, на полотно я выплескиваю мысли и душу, а какие при этом будут использоваться краски – дело второстепенное. Я больше скажу, не понимаю тех, кто говорит, что он приверженец или представитель какой-то школы, например, школы Репина или Сурикова. Живопись она границ не имеет, школ тоже. Жизнь – школа живописи.
Для тебя важно признание? Как ты относишься к критике? Хочется быть знаменитым художником?
Давай начну с критики и критиков. Конечно, коллеги критикуют работы, и раньше меня это цепляло больше, чем сейчас. Сейчас во мне появился какой-то стержень уверенности в том, что я делаю нечто достойное. Если картина вызывает споры, критику – не так и плохо, значит цепляет. За годы в творчестве у меня появился иммунитет на «критиканов», так называемых провальных выставок у меня не было. Напротив, всегда есть те, кто завидует свободе моей кисти, полету фантазии.
Я счастливый по большому счету человек, потому что давно уже никого не копирую, ни под кого не подстраиваюсь. Так называемую «цену» своих картин я знаю. О них хорошо отзывался искусствовед Сергей Левандовский, доцент Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской Академии Художеств, а это «дорого стоит».
И оценку они проходили тоже. Когда попал в содружество художников Кавказа и подарил им несколько партий своих работ, они сами послали их на оценку. Что-то удалось и продать. Не здесь, у нас 50 тысяч за небольшое полотно редко, кто выложит. И вот какая штука получается, вроде бы мне лестно, что картины продаются. Кому же не нужны деньги? Но когда я продаю картину, мне всегда немного грустно, я больше люблю дарить. А кому подарить, решаю сердцем. Человек и не просит, а я подарю для радости, для красоты его жизни. И деньги в жизни – не главное, сейчас вон пенсия есть, уже хорошо.
О славе кто же не мечтает. Но я научился в себе это желание давить, загоняю его вовнутрь. Была здесь первая выставка, много слов хороших услышал, в эти слова поверил – вот тогда мне реально «снесло крышу», почувствовал себя знаменитым. Но это прошло, и хорошо, что прошло. «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех …» – это Пастернак вроде и обо мне сказал.
Мне хочется сохранить в себе желание творить на долгие годы. Это считаю главным, а подпиткой для меня является чувство влюбленности.
Вновь возвращаемся к Музе?
Ты только не путай, я человек семейный, у меня жена и дети. Но в моей жизни уже третья вдохновительница, третья муза. Мне нужно чувство влюбленности, чувство служения. Супруга мне верит, понимает, я в какой-то степени сумел даже перестроить ее мировоззрение. Свою любовь я демонстрирую через полотна. Уверен, что художник – это и маг, и философ. Художник, собирая багаж знаний, умений, мудрости, умеет это щедро раздать.
Мы посмотрели полотна Вячеслава Светлова, ждущие своего часа быть выстроенными в единую композицию нового вернисажа. Интересные пейзажи. Его умение работать с холодными оттенками поражает. Простой сюжет – сельский дом на пригорке, ночь, лунный свет и вдали рыжеватая грива леса. У нас такие пейзажи повсюду, но стоит подольше постоять у полотна, и фантазия включается по щелчку: это не просто домик, примостившийся на прозрачно- синей полусфере – это же России со своим особым местом на планете, лес – хвосты пролетающих комет, а лунное сияние – Вселенная, проливающая свет на страну с особым предназначением. Вот такая магия искусства самодеятельного художника.
Выставка откроется 19-го января в 15 часов в фойе Карабановского дома культуры. Приходите на встречу с интересным человеком и на встречу с его творчеством. Проработает вернисаж, даря свет, до 2 февраля.