Ночь музеев по праву считается лучшим проектом в области культуры. Ее общий девиз – открытость для всех – много лет неизменен. 21 мая музеи нашего города участвовали в популярной акции вновь, и захотелось посетить все музеи Александрова, чтобы понять, насколько их ночные программы соответствуют принципам международной акции, как там встречают гостей, как развлекают и просвещают, чем удивляют.
Немного о сути праздника
Мало, кто помнит, что впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине еще в прошлом веке, в 1997 году. Хотя, если копнуть еще глубже, в Европе и в 70-е открывали музеи для бесплатного посещения в «Весну музеев», как раз в мае.
Международной ночь предложили сделать французы, это было в 2005 году, через два года к международному проекту присоединилась Москва, а дальше проект рос, ширился, вовлекая в акцию все музеи страны. Организатором акции стало Министерство культуры РФ.
Идея проста и благородна: раз в год музеи открывают свои двери для бесплатного посещения и предлагают самые невероятные программы. Это не просто показ исторических, археологических или живописных коллекций, иногда специально подготовленных для волшебной ночи. Это своеобразное театральное, развлекательное и культурное действо. «Ночь в музее» – совместная весенняя прогулка семьями, общение с друзьями, погружение в историю и искусство. Это возможность попасть туда, куда днем не хватает времени прийти.
А еще ночь предполагает исключительные эффекты, присущие только ночному освещению, они придают новый облик хорошо известным собраниям музеев, превращая осмотр в увлекательное и захватывающее действие.
Уяснив для себя суть «Ночи музеев», вдохновившись, изучив программы каждого музея города, выбрав удобную обувь, составила для себя маршрут и выверила хронометраж. Время с 17.30 до 18.30 решила провести в литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых, с 19.00 до 20.00 посмотреть программы Александровского художественно-краеведческого, а потом до финала присоединиться к гостям музея-заповедника «Александровская Слобода», потому что у федерального музея была самая долгая и насыщенная программа.
Точки роста Цветаевского музея
Помня, что в литературно-художественном музее Цветаевых собирается интеллигенция – местные поэты, художники, ценители музыки, пришла на пятнадцать минут раньше до начала заявленной интерактивной программы с чтением стихов поэтов Серебряного века и салонными играми. Хотелось пообщаться с участниками до начала интерактива, а потом погрузиться в атмосферу «уроков изящной словесности». Но никого не встретила в музее, объявление от руки на двери домика гласило, что все ушли на концерт, который значился в программе выше. Решила подождать в саду Марины и Анастасии Цветаевых, появившемся в городе благодаря участию музея в грантовом конкурсе фонда Потанина.
И вот тут надо говорить о плохом. А поскольку в нынешнее время слово «критика» не в почете, его заменили понятием «точка роста», то первоочередная точка для музея – привести в порядок этот сад. Не было ни одной чистой скамейки, на них ровными рядами стояли бутылки, банки, тетрапакеты. Сухой пруд тоже был усеян мусором. Я понимаю, что не сотрудники музея мусорят, наверняка, устали убирать за «быдлом», но никогда в дни мероприятий, тем более мероприятий всероссийского масштаба, сад не был так загажен.
В 17.30 на салонные игры никто не пришел, в 17.45 собралось человек шесть, включая меня, и для нас провели экскурсию по экспозиции «Александровское лето Марины Цветаевой». Пока, собравшись в кружок вокруг нового директора музея Любови Черновой, выступившей в роли ведущей интерактива, играли в почту и разгадывали шарады, я вспоминала иные «ночи» Цветаевского.
Жаль, что и нарисованного в моем воображении салона начала 20 столетия, я не увидела. О каком салоне может идти речь, если даже снять верхнюю одежду не предложили. А как же «Продолговатый и твердый овал, черного платья раструбы…»? Ждала чтения стихов Марины Цветаевой, мне всегда казалось, что в интерьерах музея они звучат по-особому. Но дождалась только чтения по шпаргалке, и расстроилась окончательно.
Уже на входе встретила бывшего директора Льва Кивовича Готгельфа, он увлек своим напором, проведя вокруг недавно отстроенного дома Лебедевых, восхищаясь трудом сотрудницы музея Татьяны Есиной, устроившей чудесные цветники. Да, труда вложено много, цветы хороши!
Я не буду делать выводы о работе музея по одному мероприятию, права такого нет, выскажу только пожелание: очень хочется, чтобы малочисленный коллектив музея сомкнул ряды, сгруппировался в одном общем деле вокруг нового молодого директора и шел к этим «точкам роста», не теряя наработанное.
Хоровод народных талантов в АХКМ
Когда я была в режиме ожидания в Цветаевском, уже видела по сети, как «хороводили» в Александровском художественно-краеведческом. С 17.00 во дворике Первушинской усадьбы шел хороводно-игровой праздник. А до него уже выступил образцовый детский театр-студия «Встреча», давний друг музея.
“Как жаль, что вы на выступление театра «Встреча» не успели, зрителей было много, выступали дети здорово!”,
это первое, что я услышала от директора АХКМ Ольги Ивановны Меньшиковой
На хороводы успела, на мастер-классы тоже. Как всегда восхитилась работе кузнеца. Михаил Зимин колдовал у открытого огня и наковальни, создавая ложку с витиеватой ручкой. Его подручным был мальчишка, полностью погруженный в процесс ковки. Отрадно было вновь убедиться в том, что кузнечный промысел в городе жив.
Мастерицы из поселка Майский рукодельничали на площадке «Ремесел из сундука», на поле сражались ратники на мягких мечах, рядом торговали чаем и сладкими пирожками – жизнь музея радовала многоголосием.
Я пришла на спектакль «Весна свадьбами красна» в постановке Екатерины Романовой. На сцене выступала вокальная студия «Созвездие» ККЗ «Южный». Они показали зрителям песенный спектакль, уводящий в традиции русского народа. Весной на Руси весело и широко играли свадьбы, о том, как это красиво происходило по старинному обряду, и показали ребята. Зрителей на спектакль собралось много.
Параллельно с действом в усадьбе работали мастер-классы в выставочном зале. Туда шли семьями, чтобы дети научились работать с минералами, делая сердечко, украшенное самоцветами, освоили азы лепки из глины, из соленого теста, а ещё изготовили голубей мира.
“Полдня работаем, уже весь город в наших голубках”,
– пошутили преподаватели.
Работала фотозона в интерьерах выставки «Огонь войны души не сжег…»
По плану АХКМ работал в эту ночь до 21.00. Можно было посмотреть новые выставки, проводилась обзорная экскурсия по усадьбе.
“Постоянно идет народ, несмотря на то, что многие горожане отправились на дачи, город совсем пустой. Мы вышли на работу в ночь всем коллективом, создаем настроение, приобщаем к культуре, итоги подведем позже”,
– пояснила директор АХКМ О. И. Меньшикова.
Слобода зовёт, скучать не даёт
Только к восьми часам вечера удалось попасть на территорию музея-заповедника «Александровская Слобода». Когда шла из Посада в Заречье через мост, отметила, как много молодежи идет в сторону музея, а кто-то уже возвращается в город, побывав в Слободе.
При входе в музей получила бесплатный билет на посещение экспозиций и выставок «Культурный экспресс в вечернюю слободу». В билете навигация по шести станциям, позволяющим попасть в разные эпохи. На все «остановки» не успевала. Пошла на «Станцию ратную. Век XVI – XVIII». Мне было интересно прикоснуться к выставке «Вехи ратной истории», на открытие которой не была. Военные раритеты времен Ивана Грозного и Петра I, стрелецкое обмундирование, экипировка иноземцев – все это воспринималось вечером, как нечто, возникшее из глубины веков, перенесенное в современность открывшимся таинственным порталом. Можно было примерить кольчугу, сделать фото в доспехах. Люди на выставку шли нескончаемым потоком, много было детей с родителями.
А еще на территории музея были станции царская, поэтическая, мастеровая и крестьянская. Увы, туда не попала, меня звала – потешная, на территории «Потешного двора», где к этому времени уже шел концерт ансамбля «Медовый спас», гостей из Кольчугино, не раз приезжавших в Александров.
«Медовый спас» – коллектив зажигательный. Репертуар ансамбля покоряет зрителей всех возрастов. Они и поют, и играют на народных инструментах, и публику заводят, пускаясь под сценой в пляс. В эту ночь посетители потешной станции тоже плясали, подпевали, для желающих было организовано катание на старинных деревянных качелях, катание на лошадях.
«А если бы вы видели, какой интерес вызвала у посетителей пулелитейная мастерская. У нас всегда много посетителей, но мы еще больше хотим принимать. Программу каждый год составляем новую, чтобы вызвать интерес, приобщить, удивить. Сейчас начнется файер-шоу, каждый год показываем, но каждый год разное»,
– сказала мне Алла Сергеевна Петрухно, легендарный и бессменный директор «Александровской Слободы», которую я встретила ночью на «боевом посту».
Больше тысячи людей собралось на русскую огневую потеху «У самовара». Я не подсчитывала, так сказать на глазок, но по периметру большой площадки люди стояли в три-четыре ряда, а с началом действа все подходили и подходили. Выступали владимирцы, показали добрую веселую историю в русских традициях на современный лад. Яркие драйвовые спецэффекты, показанные профессионалами, не оставили зрителей равнодушными. Сколько в момент огненного шоу было сделано фото и записано видео, не сосчитать. Огонь – это та стихия, что завораживает всех, а свет, эффекты файер-машин в сочетании с музыкой при хорошем актерском исполнении – лучшее завершение самой романтической ночи в году.
Послевкусие праздника
Если бы ночи в музеях не было, то ее точно следовало бы придумать. До начала акции мы в редакции много рассуждали на тему, а почему так много стало платных услуг в эту ночь. Все музеи города указали стоимость дополнительных услуг. Только посетив музеи сама, я осознала, сколько музеи потратили на приглашение профессиональных коллективов, вложили в расходные материалы для мастер-классов. И, кстати, сама, посетив все три музея, не истратила ни копейки, потому, что бесплатно очень многое можно было посмотреть.
Конечно, такие мероприятия – дополнительный и немалый напряг для коллективов музеев, но это и лучшая возможность пропагандировать значимость музеев для современного общества. Помните у Некрасова «Когда придет то времечко, приди, приди желанное…», а дальше перефразирую, когда народ осознает, что посещение музеев – это часть общей культуры человека разумного. Потребность идти в музей формируется медленно, но «ночи музеев» тому в помощь.
Низкий поклон сотрудникам музеев за их самоотверженную работу. Недавно был их профессиональный праздник, мероприятия международной акции воспринимаются с ним неразрывно.