В рамках XXXII Коршунковского сезона камерной музыки в городе Александрове прошёл концерт лауреатов международных фестивалей Михаила Кандинского (фортепиано) и Александра Барклянского (скрипка).

Традиция сезонов камерной музыки зародилась в Литературно-художественном музее Марины и Анастасии Цветаевых в середине 1990-х в память Сергея Алексеевича Коршункова – учителя математики, просветителя и человека, который организовал в Александрове струнный квартет, просуществовавший почти семьдесят лет.

Обычно концерты проходят в Зале под сводами Цветаевского музея, но, чтобы вместить всех желающих, площадкой на этот вечер стал гостеприимный зал Александровской районной детской школы искусств им. В.В. Зубова. Среди зрителей были не только постоянные гости музея – ценители музыкальных и поэтических вечеров, но и учащиеся школы искусств, для которых выступление музыкантов такого уровня – настоящий мастер-класс профессионализма.

В программе звучали произведения Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Эдварда Грига и Иоганнеса Брамса, исполненные как дуэтом скрипки и фортепиано, так и фортепиано соло.

Александр Барклянский с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс профессора А.А. Мельникова), после стажировался по специальности «камерный ансамбль». В качестве скрипача-солиста участвует в постановках Центрального академического театра Российской Армии и Нового Московского драматического театра, выступает в различных концертных программах. Ведёт авторскую программу «БарКлассика» на сцене Клуба Алексея Козлова. Один из создателей квартета «StradiВаленки».

Михаил Кандинский с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру в Лондонской королевской академии музыки. С 2001 года живёт в Японии, даёт концерты в Японии, России, Англии, Италии, Польше и других странах, также преподаёт в консерваториях Уэно и Сензоку. Является прямым потомком Василия Кандинского – русского художника, теоретика искусства, основоположника абстракционизма.

Объявлял номера, заполнял промежутки между выступлениями и проводил краткие экскурсы в историю композиторов и звучавших произведений – выполнял роль конферансье – Александр Барклянский. Он отметил, что всегда с большим удовольствием приезжает в Александров с концертами, которые организовывают неравнодушные люди, любящие музыку.

«Камерная музыка – это та музыка, которая может исполняться в самом узком кругу слушателей и также можно представить этот узкий круг слушателей в зале, который вмещает тысячу или две слушателей. Важно услышать ту интонацию доверительного разговора, которым пропитана музыка. Один, два, три, пять музыкантов, которые принимают участие в исполнении так называемых камерных сочинений, чаще всего выражают те мысли, которые композиторы самых разных эпох доверяли именно такому жанру. Согласитесь, когда на сцене большой оркестр, это совсем другая энергетика, другая подача: это разговор со вселенной, с космосом. Очень открытый разговор. Камерная музыка адресована каждому лично», – говорит Александр Барклянский.

Начался концерт одним из самых исполняемых и цитируемых произведений Людвига ван Бетховена.

«Бетховен – венский классик, но также является одним из первых романтиков. Чтобы разобраться, в чём признаки романтической стороны музыки, одним из самых ярких примеров может служить та соната, которую с лёгкой руки одного из современников композитора, называют «Лунной». Сам Бетховен этого названия не давал. В нотах значится название «Sonata quasi una fantasia» (соната в духе фантазии). Этим композитор даёт подсказку, он нарушает законы построения сонат, которые сложились за несколько композиторских поколений до него. Хочу подчеркнуть одну важную вещь – никакая программность, никакое название не даёт чёткого сценария и не заставляет слушателя представлять что-то конкретное. Каждый может, должен услышать и увидеть своё», – продолжил Александр Барклянский.

Зрители действительно услышали красивое и лёгкое исполнение, удивительное единение дуэта фортепиано и скрипки, заставляющее замереть и абстрагироваться от внешней суеты. Многократно из зала доносились крики «браво», а каждый номер провожали бурными аплодисментами.