12 января работники прокуратуры отмечают свой профессиональный праздник. Журналисты газеты «Новый город Александров» пообщались с Александровским городским прокурором Романом Костиным. О том, какие вопросы решала прокуратура в 2021 году, какие проверки проводятся по факту плохой уборки снега с улиц города, почему к сельским поселениям до сих пор остались вопросы по организации мусорных контейнерных площадок, от кого зависит дальнейшая судьба военного городка «Сергиев Посад – 15», и конечно, какими качествами должен обладать сотрудник прокуратуры?

Роман Викторович, здравствуйте, начнем, наверное, с подведения итогов. Какой был 2021 год для городской прокуратуры?

Здравствуйте! Наша деятельность определяется процессами, происходящими в обществе, экономике, состоянием преступности. Мы стараемся выявить проблемные вопросы, скорректировать деятельность уполномоченных органов и ответственных лиц с целью восстановления нарушенных правоотношений.

Поэтому, отвечая на вопрос можно сказать, что 2021 год для прокуратуры был такой же, как и для всех: напряженный, привнесший в нашу жизнь и профессиональную деятельность значительные нововведения.

Если говорить об итогах деятельности прокуратуры, какие показатели?

Общее количество зарегистрированных преступлений в 2021 году на территории Александровского района осталось практически на уровне прошлого года и составило  1582, значительную  часть из которых, составляют корыстные преступления. Так в районе в течение 2021 года зарегистрировано 706 краж, 74 грабежа, 186 мошенничеств.

Стоит отметить, что, однозначно, становится спокойнее на улицах.  В прошлом году совершен всего 1 разбой, в то время как еще несколько лет назад таких преступлений было по 20-30 в год. Всего на улицах совершено 177 преступлений, в 2020 году было 211 таких преступлений.

Хочу отметить, что преступность все больше устремляется в интернет.

Отдельной проблемой являются дистанционные хищения: кражи  и мошенничества, количество которых выросло на 42% и на 100% соответственно. При этом присутствуют значительные объективные сложности в раскрытии преступлений данной категории. В этой связи  гражданам следует проявлять особую бдительность. Правоохранительными органами на постоянной основе публикуется информация с соответствующими предупреждениями и конкретными примерами данных преступлений. Полагаю, не стоит пренебрегать данными сведениями, чтобы быть готовым правильно среагировать в подобной ситуации.

В истекшем  году увеличилось количество убийств с 5 до 8, все они носили бытовой характер, как правило, совершены в ходе употребления спиртных напитков.

Также обращает на себя внимание значительный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом с 14 до 22. К сожалению, в плане безопасности дорожного движения неблагополучно начался и этот год, в Новогодние праздники в одном из  ДТП пострадали 8 человек, 1 ребенок скончался. В подавляющем количестве случаев причиной этих событий становится личная невнимательность водителей, пренебрежение правилами дорожного движения.

В ходе осуществления надзора в 2021 году прокуратурой выявлено без малого 1300 нарушений законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, более 800 нарушений при производстве следствия и дознания, направлено 128 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования и проведении проверок, внесено 38 представлений и информаций, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 118 сотрудников правоохранительных органов.

По инициативе городской прокуратуры  один следователь СО ОМВД района привлечен к уголовной ответственности в связи с фальсификацией материалов уголовного дела.

В минувшем году прокуратурой отменено 791 постановление следователей и  дознавателей  об отказе в возбуждении уголовного дела, по 89 из них в последующем  возбуждены уголовные дела. Также отменено 429 решений о приостановлении и прекращении предварительного расследования, 16 уголовных дел направлены в суд.

Приоритетным также является надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан. На этом направлении выявлено более 2100 нарушений законодательства, опротестовано 207 правовых актов, в суд направлено 247 заявлений, внесено 573 представления, к административной и дисциплинарной ответственности по итогам прокурорского вмешательства привлечены 793 лица, возбуждено 11 уголовных дел.

Внушительные цифры Вы называете, видно, что сотрудникам прокуратуры работы хватает. А  на какие проблемы в Александровском районе прокуратура оказывала влияние судебными решениями?

Обращение в суд является фактически крайней мерой, используем ее, когда другие возможности исчерпаны.  В истекшем году обращались в суд в целях восстановления прав граждан на оплату труда; в целях обеспечения граждан, в том числе детей-сирот, жилыми помещениями; о взыскании потраченных средств на лекарственное обеспечение. В интересах бюджета взыскивались средства в случаях неправомерных действий различных лиц, повлекших соответствующий ущерб, о взыскании с преступников незаконно полученного дохода.

Также в судебном порядке обязывали органы местного самоуправления регистрировать право собственности на бесхозное имущество, представляющее из себя инфраструктуру ЖКХ, обеспечить охрану в образовательных учреждениях, устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, оборудовать надлежащим образом контейнерные площадки для сбора ТКО, обеспечить земельные участки для многодетных семей коммунальной инфраструктурой.

В прокуратуру поступает множество жалоб от населения, можете ли вы назвать самые болевые точки?

Вы правы, ежегодно к нам поступает более 2000 обращений, при этом их количество не подвержено значительным изменениям. Ежедневно на протяжении всего рабочего времени в прокуратуре ведется личный прием граждан, в нем задействованы и руководство и помощники прокурора. Я принимаю всех обратившихся по вторникам, мои заместители – в понедельник, среду и четверг. В 2021 году количество обращений составило 2106, на личном приеме принято 373 человека. 

Наибольшее количество обращений касаются исполнения федерального законодательства и соблюдения прав граждан: трудовое, жилищное, земельное законодательство, ЖКХ, природопользование, в сфере социальных прав граждан, здравоохранение, в сфере законодательства об административных правонарушениях, об исполнительном производстве, об обращениях граждан.

Так, например, в результате нашего вмешательства погашена задолженность по оплате труда перед  53 работниками ОАО «БМЗ» на сумму более 3,5 миллиона рублей.

В другом случае также после нашего реагирования органом местного самоуправления  с инвалидом заключен договор социального найма на жилое помещение, который ранее был необоснованно расторгнут.

Меры реагирования принимались по жалобе жителей дома № 125 по улице Первомайской по факту подачи горячей воды ненадлежащего качества. По результатам рассмотрения наших актов реагирования нарушения устранены.

И такие примеры можно продолжать. Граждане по прежнему во многих случаях считают, что в прокуратуру можно обратиться по любому вопросу. Именно обратиться – можно в любом случае. Но не в каждом из них у прокурора имеются полномочия по проведению проверок. Например, в отношении физических лиц, или о законности судебных решений по гражданским делам, в которых прокурор не принимал участие. В любом случае ни одно обращение не остается без внимания: либо разрешаются по существу, либо направляются в уполномоченные органы, либо разъясняется законодательство.

Второй пандемийный год, жалобы от населения на ущемление их прав растут. Поступали ли в прокуратуру заявления от жителей города с жалобами на то, что введенные ограничения так или иначе нарушили их права? Как в данном случае реагирует прокуратура?

Если говорить в целом, то таких обращений к нам не поступало. Сами ограничения вводятся либо на федеральном, либо на региональном уровне, то есть теми органами, которые городской прокуратуре не поднадзорны.

В этом году прокуратура много уделяла внимание мусорным контейнерным площадкам, выписывались предписания. Расскажите об этом подробнее? Какие основные нарушения допускались на данном направлении? И ещё администрация Александровского района приняла решение возложить на управляющие компании содержание мусорных контейнерных площадок. Жителей беспокоит, что эти расходы управляющая компания возложит на население. Законно ли это? Кто же должен заниматься этой проблемой – муниципалитет или УК?

Отвечая на эти вопросы правильнее, наверное, начать с нормативного регулирования этого вопроса. Приведу нормы нормативных актов и судебную практику, чтобы уже ни у кого не осталось вопросов.

Кто же должен заниматься этой проблемой – муниципалитет или УК?

Согласно подпункту “д(2)” пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;  п. 26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых  для обеспечения надлежащего содержания  общества имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290; пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003  N 170,   обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО  в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами.

Проведенным мониторингом установлено, что в ряде случаев   места (площадки)  накопления ТКО на придомовых территориях  многоквартирных  домов, расположенных на территории города Александров,  не созданы.

Контейнерные площадки ТКО надлежащим образом  не содержатся, что противоречит  требованиям  санитарно – эпидемиологического законодательства, влечет нарушение прав  граждан на  благоприятные условия проживания.

Вместе с тем обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления противоречит  требованиям как федерального, так и муниципального законодательства, обуславливает нецелевое расходование бюджетных средств, что в конечном итоге  приведет к нарушению прав граждан в иных сферах правоотношений.

Указанные выводы подтверждаются  действующей судебной практикой Верховного суда РФ (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2020 N 303-ЭС20-19031 по делу N А04-8326/2019).

В декабре 2020 года администрацией Александровского района при участии городской прокуратуры подготовлен проект решения СНД города Александров. Согласно Проекту  регламентирован порядок использования  контейнерных площадок, расположенных на  земельных участках, находящихся в не разграниченной государственной собственности либо муниципальной собственности, порядок совместного использования контейнерных площадок.

Впоследствии   городской прокуратурой  проведена антикоррупционная экспертиза указанного Проекта, дано положительное заключение. Решением Совета народных депутатов города Александрова  указанный нормативный правовой акт принят в предложенной  администрацией Александровского района редакции.

Также отмечу, что   требования  вышеуказанного  законодательства   доведены администрацией Александровского района до  управляющих компаний на совместных совещаниях, проведенных в октябре 2020  года и июне 2021 года с участием городской прокуратуры и инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области.

Указанный вопрос уже являлся предметом проверок, проведенных городской прокуратурой. Так, в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что  ООО «Потенциал»,  ООО «ЖКС Алдега», ТСЖ «Черемушки», ТСЖ «Ческа-Липа 8»  осуществляют управление многоквартирными домами, расположенным по адресу: 4/2, 4/3, 4/4 по улице Терешковой;  № 2,  8, 10  по улице Ческа-Липа, в Александрове, где на придомовых территориях  места накопления ТКО не созданы. При этом фактическое накопление отходов, образовавшихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей вышеуказанных  многоквартирных домов,  осуществляется  на контейнерной площадке, принадлежащей  ТСН «Терешковой 4», которая находилась в ненадлежащем санитарном состоянии. Вместе с тем, в нарушение требований  муниципальных правил благоустройства  меры по содержанию площадки  рассматриваемыми  управляющими компаниями и ТСЖ не принимались.

В связи с выявленными нарушениями городским прокурором  руководителям  указанных жилищных организаций внесены представления  об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО,  по результатам рассмотрения которых разработано и заключение соглашение о совместном пользовании данной контейнерной площадкой.

При этом, в связи с непринятием ТСН «Терешковой 4» должных и своевременных мер к заключению такого соглашения, а именно игнорирование  предложенного проекта,  непринятие иных альтернативных мер, председатель ТСН «Терешковой 4» и ТСН «Терешковой»  привлечены к административной ответственности, назначен штраф 4000 рублей и 40000 рублей.

Проведение аналогичных проверок запланировано на 1 квартал 2022 года.

Кроме этого в июне 2021 года проводилась отдельная проверка по контейнерным площадкам, расположенным на придомовых территориях, в связи с выявленными нарушениями. К административной ответственности привлечены руководители ООО «ЖКХ УЮТ», ООО «Потенциал», ООО «УК Эврикка Комфорт», ООО «Стройресурс», ООО «ЖКС Алдега», ООО «РСК», ООО «Перспектива», а также сами юридические лица, 7 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Органы же местного самоуправления обязаны организовать и содержать контейнерные площадки в частном секторе и сельской местности.

Повсеместно в населенных пунктах сельских поселений места, площадки накопления ТКО не соответствуют предъявляемым требованиям действующего законодательства. Там  отсутствуют ограждения, твердое покрытие и так далее. В связи с выявленными нарушениями в  суд  направлено 61 административное исковое заявление  о признании бездействия органов местного самоуправления, незаконным. Мы требуем обязать  администраций сельских поселений оборудовать контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и муниципальных правил благоустройства, поставить земельные участки под этими площадками на кадастровый учет. Решения суда вступили в законную силу. Вопрос фактического устранения нарушений находится на контроле в прокуратуре.

Спасибо за столь детальный ответ. Ещё один вопрос, касается ситуации, которая произошла в Александрове. В 2021 году сразу несколько многоквартирных домов были отключены от газоснабжения. Официальная причина – отсутствие вытяжек или их неработоспособность. Собственник жилого помещения должен за свой счет устранять дефекты? Не нарушает ли права граждан такое массовое отключение газа?

Эту ситуацию мы также держали на контроле. Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или  внутриквартирного газового оборудования регламентируются Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО, ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410.

Обследование домов № 77 по улице Революции, № 21, 23, 25 по улице Охотный луг в Александрове выявили фактическое отсутствие вентиляционных каналов.

По заключению  специализированной организации техническая возможность установки вентиляционных каналов в этих домах  имеется только по фасаду здания.

Монтаж приставного к стене дома вентиляционного канала невозможен без согласия остальных собственников помещений многоквартирного жилого дома, так как это связано как с реконструкцией многоквартирного дома, увеличением общего имущества дома, так и с изменением внешнего облика наружной стены дома.

Кроме того, ни ЖК РФ, ни договор управления, заключенный с управляющими компаниями, не содержат обязанности управляющей компании по созданию дополнительного инженерного оборудования или увеличению объема общего имущества дома.

Таким образом, вопрос организации отсутствующих вентиляционных каналов либо перехода на использование электрических приборов должен быть рассмотрен на общем собрании собственников помещений этого дома с участием управляющей организации и определением источников финансирования работ.

В зимний период особо актуальна тема очистки дорог и тротуаров от снега. Жалоб в этом году много, особенно на то, что не чистятся тротуары. Как реагирует прокуратура на подобные обращения?

Городской прокуратурой совместно с представителем отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Александровского района в декабре 2021 года осуществлены проверочные мероприятия на предмет выявления ненадлежащего содержания организациями придомовых территорий в зимний период.

Так, установлено, что ООО «РСК», ООО «УК Эврика», ООО «Перспектива», ООО «ЖКХ УЮТ», ООО «ЖКС Алдега», ООО «Потенциал», ТСЖ «Королева 9/1», ООО «УК Содружество», ООО «Александровстрой» не проведена очистка придомовых территорий, не проведена очистка кровли и карнизов, не проведена очистка элементов детских площадок.

По фактам выявленных нарушений городской прокуратурой 15 декабря 2021 года в адрес руководителей указанных организаций внесено 9 представлений, которые рассмотрены, 21 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений.

В декабре 2021 года городской прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району проведены проверки содержания дорог в зимний период времени, по результатам которой выявлены нарушения, выраженные в несвоевременной и ненадлежащей очистке дорог от снега.

По фактам выявленных нарушений городской прокуратурой в адрес МБУ «Благоустройство» города Александрова, ООО «Пионер», ООО «Александровстрой», индивидуальных предпринимателей Румянцева Р.С. и Телегина Е.А., а также МБУ «Восход» внесено 6 представлений, в которых поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Помимо этого, в отношении ответственных должностных лиц МБУ «Восход», МБУ «Благоустройство» поселка Балакирево, индивидуального предпринимателя Телегина Е.А., 24 декабря 2021 года возбуждено 3 производства об административных правонарушениях по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.

В настоящее время аналогичные проверки продолжаются.

Не можем не спросить про военный городок Сергиев Посад – 15. Жители проживают во Владимирской области, однако имущество принадлежит Минобороны РФ. Есть проблемы в городке, не только в сфере ЖКХ.

Вопрос соблюдения требований федерального законодательства на территории военного городка «Сергиев Посад-15» являлся предметом проверок, ранее проведенных городской прокуратурой.

Чтобы у всех сложилось правильное понимание необходимо описать как эта история развивалась.

Изначально, в 2012 году приказом Министерства обороны РФ объекты недвижимого имущества переданы в собственность Сергиево-Посадского района Московской области». В 2014 году вышел новый приказ, который по факту отменил документ от 2012 года.

Согласно письму Губернатора Московской области от 15 марта 2016 года,
адресованному Губернатору Владимирской области, в связи с территориальным нахождением военного городка «Сергиев Посад-15» в пределах Александровского района Владимирской области, вхождение населенного пункта в состав  Московской области не представляется возможным.

Установлено, что генеральным планом Каринского сельского поселения,  утвержденным СНД Александровского района  от 26 декабря 2016 года № 124,  территория  военного  городка «Сергиев Посад-15»  включена   в границы  населенного пункта  деревни Таратино.

Установлено, что  указанный военный городок расположен на  земельном участке, принадлежащим Минобороны РФ, при этом, его границы имеют наложение  на другой земельный участок с иным кадастровым номером  категории «земли лесного фонда».  По этой причине ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области не смогло зарегистрировать изменения генерального плана Каринского сельского поселения в этой части.

В такой ситуации в соответствии со ст. 24 ГК РФ по решению органа местного самоуправления создается комиссия в составе всех заинтересованных лиц.

Вместе с тем по состоянию на сентябрь 2018 года  такая комиссия администрацией Александровского района создана не была. В связи с выявленными нарушениями городским прокурором  главе администрации Александровского района внесено представление  об устранении  нарушений земельного и градостроительного законодательства, которое было удовлетворено. По результатам рассмотрения представления доводы прокурора признаны законными и обоснованными. Постановлением  главы администрации Александровского района  была создана  специальная  комиссия. В 2018 году с участием всех заинтересованных ведомств проводились заседания комиссии.

На одной из таких комиссий было принято решение рекомендовать Министерству обороны РФ  включить  в первоочередной план проведение работ  по установлению  границ части земельного участка с учетом  границ деревни Таратино и земель  лесного фонда, под имущественным комплексом военного городка «Сергиев-Посад-15».

Таким образом, с учетом имеющихся  решений комиссии,  вопросы, связанные  с установлением границ, а также  приведением  категории земельного участка под имущественным комплексом военного городка Сергиев Посад-15» в соответствие с требованиями действующего законодательства,  относятся к компетенции Министерства обороны РФ.

Непринятие Министерством обороны РФ необходимых мер  создает препятствия в реализации  предусмотренной законом процедуре  передачи имущественного  комплекса военного городка «Сергиев Посад-15» в муниципальную собственность района. Не смотря на то, что соответствующий надзирающий военный прокурор принимал участие в заседаниях комиссии, мы  дополнительно направляли в его адрес соответствующую информацию для организации проверки по факту непринятия Министерством обороны РФ необходимых мер в целях разрешения рассматриваемого вопроса.

Решением Александровского городского суда  от 2 июня 2021 года по делу № 2-595/2021 удовлетворены исковые требования  военного прокурора 98 военной прокуратуры гарнизона, в/ч 30642 об обязании  Минобороны РФ заключить контракт на межевание земельного участка под военным городком «Сергиев  Посад – 15», оформить  правоустанавливающие документы  на вновь сформированный земельный  участок.

Таким образом, до настоящего времени городок в ведение органов местного самоуправления Александровского района не передан и насколько быстро это произойдет, зависит в первую очередь от Министерства обороны РФ.

Наши с Вами профессиональные праздники рядом, у вас 12, а у нас 13 января. Это, как нам кажется, символично. Как Вы считаете, пресса и журналисты партнеры и помощники для прокуратуры?

Однозначно, да. Публикации в СМИ, интернете довольно часто являются поводом для наших проверок.

Коллектив Александровской городской прокуратуры

Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек, чтобы работать в органах прокуратуры?

Несомненно, таких качеств должно быть много, но отдельно хочу выделить его искреннюю веру в справедливость и желание помочь людям.

Хочу поздравить всех коллег и ветеранов с 300-летием образования органов прокуратуры.

Уважаемые коллеги! Завершился 2021 год, он был не простым! От каждого из нас требовалась максимальная профессиональная самоотдача. Последние годы стали успешным этапом развития органов прокуратуры РФ и городской прокуратуры в частности.  Личный вклад каждого из Вас – это залог достойного результата. В дальнейшем мы готовы и впредь максимально ответственно эффективно защищать права граждан, отстаивать интересы общества  и государства!

Поздравляю всех работников прокуратуры, ветеранов, членов их семей с профессиональным праздником!  Желаю крепкого здоровья, счастья и благополучия! Пусть в ваших семьях всегда царят радость, любовь и взаимопонимание!

Беседовал Руслан Меньшиков