В этом году жители Александровского района стали чаще жаловаться на движение общественного транспорта. Основные жалобы поступали от жителей города Александрова. В частности, люди возмущались, что автобусы не ходят по расписанию или, что состояние общественного транспорта оставляет желать лучшего. Также много жалоб поступает, что в час-пик невозможно уехать, так как старенькие ПАЗики не вмещают всех пассажиров.

Редакция газеты «Новый город Александров» обратилась в администрацию Александровского района с просьбой организовать встречу со всеми перевозчиками и руководителями отделов отвечающих за этот сектор. Просьбу услышали, и 26 ноября в здании администрации состоялась встреча. Журналисты постарались обозначить главные проблемы, с которыми обращаются жители, а перевозчики рассказали, в каких условиях им приходится сейчас работать.

Важно отметить, что с 2023 года администрация Александровского района поменяла формат взаимодействия с перевозчиками. Ранее, заявки на облуживание маршрутов принимались в конвертах в форме заявки, сейчас по торгам. Это привело к тому, что городские и районные маршруты стали обслуживать разные перевозчики.

Городские маршруты обслуживает: ИП Романов – №3 и №8; ИП Максимов – №9 и №10; ИП Бекнева – №5 и №7, Благовест Плюс – №2, КБ-Транс – №1, №4, №6. Практически все эти же компании также занимаются обслуживанием районных маршрутов.

Нет пассажиров, нет денег, нет водителей

В ходе разговора с представителями местных СМИ перевозчики рассказали, что даже на городских маршрутах сильно упал пассажиропоток. Да, есть так называемый час-пик, но днем автобусы ходят практически пустые. Это привело к тому, что городские маршруты, практически все, оказались убыточными.

Проблема и с кадрами, не хватает водителей. И тут вопрос в зарплате, местные перевозчики финансово не могут конкурировать с тем же Подмосковьем, где водителю с категорией D предлагают заработную плату в разы выше, чем в Александрове. Сейчас у местных перевозчиков трудятся в основном люди предпенсионного возраста, или уже пенсионеры. Раньше молодежь после обучения активно шла работать водителем автобуса, сейчас, в лучшем случае на весь район может прийти 2-3 водителя в год.

«В той же Московской области зарплата водителя в два раза выше, чем у нас. И мы бы с радостью сделали бы высокую зарплату, но не можем», – рассказывают перевозчики.

Некоторые предприниматели честно признались, что смогли в ноль отработать лето. А ведь это один из самых выгодных сезонов, в Александрове много гостей, те же дачники, и обычно общественный транспорт пользуется спросом. А Михаил Романов и вовсе заявил, что на следующие торги по маршрутам №3 и №8 заявляться не планирует, так как они являются убыточными. А некоторые перевозчики работают в минус, и честно признаются, что порой приходиться искать средства в другом бизнесе.

Еще буквально 10 лет назад, перевозчик мог обновить парк за собственные средства, теперь это практически не реально даже за кредит или лизинг.

«Для примера, в 2018-2019 годах купили 4 автобуса, в месяц по лизингу платеж составлял 160 тысяч за все четыре автобуса. Теперь же, если перевозчик захочет взять автобус в лизинг, ему за одно такое транспортное средство придется платить около 180 тысяч рублей», – рассказывают перевозчики.

Тариф нужно поднимать или субсидию выделять?

С января 2025 года стоимость проезда на городских маршрутах в Александрове поднимется до 32 рублей. На районных маршрутах также произойдет повышение. Но перевозчики считают, что этого недостаточно.

Тариф на проезд формирует Министерство цен и тарифов Владимирской области. Но каждый год предприниматели, занимающиеся пассажироперевозками, готовят экономическое обоснование повышение тарифа. На 2025 год перевозчики предлагали повысить стоимость проезда по городу Александрову до 42-45 рублей. Но в области с этим не согласились. При этом, как заверяют предприниматели, тариф на проезд в общественном транспорте в Александровском районе самый низкий по области.

«Давайте опять разбираться на примере. Помимо заработной платы сотрудникам, на нас ложится содержание парка, а это не дешево. Новая резина на один автобус сейчас обходится в 100 тысяч рублей, топливо дорожает по несколько раз в год. Если автобус в лизинге, значит, нужна страховка КАСКО, а это еще 100 000 рублей в год. Запчасти тоже растут в цене, нам иногда приходиться ездить в соседние регионы, чтобы в принципе их найти», – делятся своими проблемами перевозчики Александровского района.

Да, в идеале для компании, чтобы тариф был выше, но здесь же встает вопрос о том, что доходы жителей Александровского района не позволяют тратить на проезд 45-60 рублей, как например в Подмосковье. Выход есть, считают перевозчики, администрация района должна вернуться к истории субсидирования городских рейсов.

К слову, сейчас администрация Александровского района выделяет субсидии на сельские маршруты, в год бюджету района это обходится приблизительно в 18 миллионов рублей. В марте этого года глава районной администрации Анна Кузнецова говорила, что власти продолжат выделять деньги на убыточные районные маршруты, потому что нельзя оставлять жителей деревень и сел без общественного транспорта.

Присутствующая на встрече начальник отдела ЖКХ и капитального строительства администрации Александровского района Яна Александровна Хренова, пояснила журналистам, что вопрос субсидирования городских маршрутов должен будет рассматриваться районным Советом депутатов, только они могут принять решение, поддержать финансово перевозчиков или нет. В любом случае, на сегодняшний день такой вопрос на обсуждение не выносился.

На вопрос журналистов, какие маршруты в Александрове сейчас прибыльные, перевозчики ответили: №1, №4, и №10. При этом, предприниматель Александр Максимов отметил, что здесь важен еще один момент.

«Для того, чтобы маршрут был прибыльным, нужно регулярно выпускать автобусы на маршруты, люди будут привыкать, что они смогут на этом автобусе добраться и будут выбирать именно эти маршруты», – считает А.Максимов, обслуживающий маршрут №9 и №10.

Сам себе хозяин

Еще один вариант, который позволит сохранить перевозчиков на маршрутах, сделать нерегулируемый тариф. Это означает, что перевозчик сам назначает стоимость проезда. Правда, экономически он должен обосновать этот тариф, предупредить об этом администрацию.

Такой тариф будет работать в городе Струнино, где единственным перевозчиком на сегодняшний день является ИП Алексей Шитов. Он рассказал журналистам, что не заявлялся на торги по регулируемому тарифу, потому что понимал, что не сможет их обслуживать по той стоимости билета, которую «навяжут» из области. Когда дважды торги не состоялись, никто из перевозчиков не заявился, администрация все же пошла на этот шаг, и сделали торги с нерегулируемым тарифом. Только после этого предприниматель принял решение продолжить работу на городских маршрутах в городе Струнино. Теперь он готовит необходимую документацию, и вскоре объявит, сколько будет стоить проезд на автобусе.

Перевозчики, которые работают в городе Александрове, говорят, что такой вариант, тоже приемлем. Он позволит правильно выстроить тарифы, которые позволят не только содержать штат и парк, но и обновлять автобусы для удобства жителей. Правда, здесь есть риск, на такие условия с удовольствием могут прийти компании из Подмосковья.

«Они рассматривали Александров в 2023 году, когда начали проводиться торги на городские маршруты, но узнав по какому тарифу предстоит работать, отказались сюда заходить», – рассказал Михаил Романов.

«Нас переманивают соседи». Там выгодней?

Перевозчиков Александровского района в этом году активно пытаются переманить соседние районы, особенно Кольчугинский. Звонки получили практически все предприниматели. Это говорит о том, что проблемы с пассажироперевозками имеются отнюдь не только в Александровском районе, но и во многих других муниципалитетах.

Пока александровские предприниматели не спешат уходить из района, по крайней мере, пока до 2028 года действуют заключенные контракты.

«Прием оплаты по карте – не выгодно»

На протяжении последних лет пяти идет активное обсуждение, чтобы в общественном транспорте города Александрова появились терминалы для оплаты проезда с помощью банковских карт. Здесь все перевозчики солидарны – пока это не выгодно. И вопрос вовсе не в том, чтобы скрыть свои доходы, как считают некоторые комментаторы в социальных сетях, дело в том, что это дополнительный расход, который ляжет на предпринимателя.

«Я могу, наверное, сказать за всех, на нас выходили крупные банки, предлагали свои услуги по установке и обслуживанию этих терминалов. Но, это для перевозчика не бесплатно, плюс комиссия, которая будет взиматься с каждого проданного билета. За чей счет мы это реализуем? За счет пассажиров?», – объясняет Михаил Романов.

К тому же, нынешние автобусы не смогут «потянуть» еще и терминалы, дело в том, что сейчас общественный транспорт должен быть оснащен разного рода техникой, от видеонаблюдения до ГЛОНАСС. Возможности автобусов уже на пределе.

Журналисты также поинтересовались, почему не всем пассажирам выдают билеты. Перевозчики объяснили, в каждом автобусе установлен кассовый терминал, это требование закона. И именно пассажир обязан требовать проездной билет. Да, водитель может сразу не выбить билет, но если пассажир попросит, он обязательно это сделает.

Ненужный и лишний маршрут?

Недавно в социальных сетях активно обсуждался вопрос о том, что на маршруте №5 нет автобусов. Порой пассажирам приходится ждать автобус по 30-40 минут, и то не факт, что он в итоге приедет.

Оказывается, все перевозчики тоже следят за сообщениями в СМИ и социальных сетях. Многие на встрече высказались, что маршрут №5 ненужный. Мало того, что он дублирует другие автобусные маршруты, он и ходит постоянно практически пустой. Правда, с этим мнением не согласны сами пассажиры, жители утверждают, что пятерка нужна, и отменять ее нельзя.

«Новые маршруты, как и новые автобусы до 2028 года не ждите»

Журналисты также поинтересовались, планируется ли разработка новых маршрутов. Например, жители военного городка «Сергиев-Посад 15» просили прямое автобусное сообщение с Александровом. Ранее жители объясняли, что им легче добраться до Сергиева Посада, с этим городом имеется прямое регулярное автобусное сообщение. После того, как городок «ушел» под контроль Александровского района, у жителей появилась потребность чаще посещать город Александров. Но сделать это оказалось проблематично, автобусное сообщение имеется только с городом Струнино.

Перевозчик ИП Алексей Шитов, который обслуживает этот маршрут, объясняет, что запускать прямое автобусное сообщение по маршруту «Сергиев-Посад 15 – Александров» не имеет смысла.

«Я специально перед этой встречей посмотрел расписание, автобус из военного городка приходит на железнодорожный вокзал города Струнино, далее у людей около получаса, чтобы сесть на автобус до Александрова. К тому же есть электрички», – объясняет перевозчик.

По мнению Алексея Шитова, автобусный маршрут из военного городка в Александров не будет пользоваться спросом, а значит, будет убыточным.

Тоже самое касается и автобусного маршрута в деревню Крутец, в этом году районные власти активно обсуждали вопрос о запуске автобуса из Александрова до этой деревни. Но первоначально проблема заключалась в автодороге, которая не соответствует требованиям для движения общественного транспорта. Перевозчики же объяснили, что в Крутец автобус может поехать, только если администрация предусмотрит на этот маршрут субсидию, так как пассажиропоток здесь тоже будет низким.

Предприниматели, занимающиеся пассажироперевозками, также выразили мнение, что в Александрове не нужны новые маршруты. Например, ранее говорили о том, чтобы в микрорайоне Геологи запустить маршрут на Правду (до кладбища), или с АТП через больницу до Залесья. Но, по мнению перевозчиков, в этом нет необходимости.

«Вопрос о разработке новых городских маршрутов обсуждается уже лет 15, но каждый раз все приходят к выводу, что для этого нет оснований. Те маршруты, которые сейчас есть в Александрове, уже на 100% закрывают потребности пассажиров», – высказали свое мнение перевозчики.

Журналисты высказали несогласие с этими убеждениями, ведь например для того, чтобы жителю поселка Светлый, или жителю микрорайона Правда добраться до районной больницы, нужно преодолеть достаточное расстояние пешком, либо ехать с пересадкой. А если это зимой, и если это пожилой человек… Но, предприниматели уверены, такие маршруты не будут востребованы, а ради двух-трех пассажиров запускать автобусы никто не будет.

В целом, как итог этой дискуссии, перевозчики сообщили журналистам, что до 2028 года в Александрове не стоит ждать новых маршрутов, или новых автобусов.

Культура поведения пассажиров пока хромает

Предприниматели рассказывают, что внимательно следят за жалобами, которые им поступают. Реагируют на них и виновные всегда несут ответственность. Часто, чтобы разобраться в ситуации, приходится устраивать настоящее расследование.

«Вот обратился пассажир, сообщил, что водитель курил. Ни время, ни номер автобуса, ни маршрут. Как нам выяснить, когда это было, и кто из водителей в итоге виноват?», – объясняют перевозчики.

Приходится долго выяснять, чтобы узнать истину. К слову, в администрации Александровского района напомнили, что помимо диспетчерских, которые есть у каждого перевозчика, жители могут обратиться с жалобой, обращением или предложением в транспортный отдел районной администрации по телефону: 2-22-01.

К слову, порой и сами пассажиры ведут себя вызывающе, создавая конфликты или нанося ущерб транспортному средству. Для примера, помимо большого количества мусора, бывали случаи, когда люди оставляли в автобусах мешки с отходами, люди портят сидения.

«Сколько раз в год мы меняем сидения? Сейчас из нас даже никто не подсчитает. Их портят, режут, зачем-то ремни безопасности перекручивают так, что их только менять», – жалуются перевозчики.

Предприниматели просят уважать друг друга. Пассажиры должны понимать, что водитель автобуса, такой же как и все человек, он тоже устает, он тоже работает много часов, через него проходят сотни людей. В ответ, и перевозчики проводят регулярные беседы со своими сотрудниками, и просят быть внимательней и вежливей с пассажирами.

«Да, не все хорошо, но мы работаем»

В заключение этой встречи, перевозчики пообещали проработать те вопросы, которые задали журналисты. Да, казалось, что проблем в этой сфере больше, чем все мы могли себе представить. Однозначно все вопросы с пассажироперевозками необходимо решать комплексно, прорабатывать каждый вопрос. Жители Александровского района хотят комфортабельный общественный транспорт, хотят оплачивать билеты с помощью банковских карт, хотят, чтобы появлялись новые маршруты, чтобы было больше категорий людей, которые могли бы воспользоваться льготным проездом (этот вопрос тоже решается не перевозчиками, а администрацией). В конце концов, жители и гости города хотят, чтобы Александров и район развивался и в этом направлении. Но также стоит понимать, что и предприниматели не могут работать все время в убыток, не могут взять и достать 5-10 миллионов рублей на новый автобус, не могут без помощи муниципалитета обслуживать маршруты, которые может и не пользуются большим спросом, но очень нужны жителям тех или иных поселений или микрорайонов. Взаимопонимание и желание помочь друг другу, кажется это единственное, что сможет решить проблемы в пассажироперевозках Александровского района.