О том, что графику принято называть искусством аристократов сказал на открытии своей выставки в АРДШИ им. В. В. Зубова художник Анатолий Демьянов.
Графика – любовь на всю жизнь
И глядя на собрание графических работ, представленных на вернисаже «Анатолий Демьянов. Искусство графики», зрители безоговорочно поверили в это, потому что линия, штрих и пятно – вот весь арсенал художников-графиков, а графические работы пленяют своей лаконичностью и глубиной.
Графика – штука сложная, она не подвластна тем, кто «не открывает возможности карандаша, пера и туши, не владеет рисунком». Если в живописи можно спрятаться за мазок и цветовую палитру, то графика требует максимум умений и знаний. Об этом говорил художник на встрече с учениками, занимающимися изобразительным искусством, подчеркивая, что художник в графике «обнажен», а значит должен много и много работать.
Невольно вспомнилось еще одно определение этого вида искусства, данное Сергеем Маковским, критиком и организатором выставок в Париже в начале прошлого столетия: «Графика сродни иероглифу. Несомненно. И в этом ее мудрость. Она оставляет себе только то, что ей принадлежит по праву: тени и грани, легкую роскошь контурных линий, не существующую в природе, подкрашенный узор, черное кружево силуэта. В этой призрачной области она всемогуща. Одухотворение этих бесплотных форм — ее секрет».
Коллекция, которая собиралась 30 лет
Выставка в художественном отделении АРДШИ тоже с маленьким секретом. Посетитель вернисажа увидит там не только работы Анатолия Демьянова.
«Когда мы предложили художнику выставиться в нашем зале, получили от него встречное предложение – показать коллекцию графических работ, которую Анатолий Иванович собирает более тридцати лет. Предложение было принято. На выставке есть уникальные экспонаты. Вот рисунки начала прошлого века, они выполнены Марией Владимировной Зубовой-Лавровской. Представляете, как для нас, для наших учеников школы имени Зубова это значимо? Педагоги приводят на вернисаж учеников и обязательно показывают эти работы»,
– сказала Ольга Ловчева, заведующая художественным отделением АРДШИ.
Историю «обретения» трех графических работ, датированных примерно 1909-м годом, Анатолий Демьянов рассказал на открытии выставки. Когда он учился в школе, его учителем рисования, а позже наставником была Вера Федоровна Лавровская. Желая познакомить одаренного мальчишку, за которым еще с детского сада закрепилось прозвище «художник», с разными типами бумаги, тогда в ходу был только ватман, она разрешила рисовать на оборотной стороне листов с рисунками своей мамы.
«Я тогда впервые ощутил шероховатость листов, но осмелился рисовать не на всех. Три рисунка сохранил, не помышляя в юности ни о какой коллекции графики»,
– рассказал художник.
Начало коллекции было положено значительно позже в 1991. К тому времени Анатолий Демьянов уже окончил худграф Юрьев-Польского педучилища (1979 г.), жил и работал в районах Крайнего Севера.
«Все получилось случайно. Меня послали от молодежной секции Союза художников из Магадана в Подмосковье сделать серию графических работ. Рядом со мной в Доме творчества графиков «Челюскинская» работали другие художники-графики, у каждого была своя тема, своя серия. За два месяца мы «наработали» много в разных жанрах: офорт, литография. А поскольку графика позволяет напечатать тираж, то мы решили подарить друг другу работы. Вернувшись в Магадан, я привез десятки работ других художников, они и стали основой моей коллекции графики. Потом я по случаю приобретал или получал в подарок графические работы от друзей художников. Я никогда не ставил задачу – стать коллекционером, так вышло. Коллекцию показываю в третий раз за тридцать лет, хотя сразу говорю, что здесь не всё, что удалось собрать»,
– сказал Анатолий Демьянов.
Диалог состоялся, мандарины очаровали
Выставки в АРДШИ всегда ориентированы на юных художников. Открытия вернисажей проходят в форме диалога детей с художниками. В этот раз к Анатолию Ивановичу тоже было много вопросов о сути творчества, о техниках и приемах, о вдохновении и призвании. Отвечал на все вопросы детей художник просто и откровенно, быстро установив контакт с юными художниками. Он особо подчеркнул, что обучение изобразительному искусству не пропадет, оно развивает и формирует личность:
«Пусть профессиональными художниками из вас станут единицы, но вы будете грамотными созерцателями искусства, вы станете понимать «язык картин». Вы пойдете в музеи, на выставки, и сможете оценить работы мастеров, поймете, как «сделана» картина, откроете для себя мир искусства»
Как отметила Л. К. Покровская, преподаватель ИЗО, постоянно приезжающая со своими воспитанниками на выставки, для детей важно слышать такие слова. Им важно общение с мастерами, чтобы понимать значимость дополнительного художественного образования в жизни, расширяющего рамки школьной программы.
Хочется поблагодарить организаторов новой выставки в АРДШИ и за интересное решение презентации нового вернисажа. В день открытия в выставочном зале яркими призывными пятнами среди черно-белых графических работ стали горки мандаринов в тарелках. Они послужили оригинальной фотозоной для желающих сфотографироваться на память, а уж когда оказалось, что это не просто оформление, а угощение, то зал наполнился ароматом цитрусовых. Сочетание визуального образа со словом и ароматом всегда является сильнейшим эмоциональным воздействием, заряжающим позитивом.
Те, кто не попал на открытие, могут посмотреть новую выставку по 26 февраля включительно. На ней представлены работы 28 художников из 15 городов России.