Два наших земляка Игорь Валентинович Федосеев и Дмитрий Владимирович Андрианов, оба уроженцы города Карабаново, награждены орденами Мужества.

Если бы не серьезность темы, я бы и сейчас начал с шуточек. Что-то вроде: всегда видел ребят, привозивших медали, а тут – ордена. По жизни оба спортсмены-лыжники, теперь уже можно сказать ветераны лыжного спорта.

Сколько раз я писал про обоих. Игорь Валентинович фигурирует во всех материалах о лыжных конках памяти тренера Вейкко Хансовича Малинена. Разбор полетов после «именной» гонки, то есть обсуждение успехов и ошибок соревнований всегда, или почти всегда происходит на его территории. А Дмитрий Владимирович – представитель спортивной династии лыжников Андриановых, а сам он из «нашей лыжной секции» из учеников последней группы, которую набирал легендарный тренер в Карабаново.

Лыжи – это навсегда. Если это не стало профессией, то в свободное от работы время. А работа, самая обыкновенная, но одна из самых нужных. Вот и по поводу этого награждения и профессии сказал Игорь: «Я просто дорожный рабочий. Я не герой, я просто был ранен. Вот и все».

И ни постановочных фото, ни сэлфи с мэром Москвы. Хотя награждал их в Белом зале мэрии Сергей Семенович Собянин.

Вот после этих слов: «я не герой». Я для себя понял, что об этом обязательно напишу, даже если мне ребята из-за своей природной скромности не расскажут ничего. А все к тому и шло. Но постепенно картина стала вырисовываться.

Выдалась командировка в Луганскую область. Недалеко от линии соприкосновения.Задача состояла в оказании помощи в строительстве оборонительных сооружений. Все боеспособное мужское население пополнило ряды народной милиции. Поэтому у ребят и «нарисовалась» командировка от ГБУ ГОРМОСТ города Москвы в помощь. Дорожники быстро включились в строительство окопов, блиндажей, бойниц, дзотов,убежищ для танков…

Переспрашиваю: Капониров, а точнее танковых окопов?

Отвечает: Да.

Кто знает, что такое танковый окоп, этот абзац может пропустить. Но дело это великое – танк укрытый таким образом стоит нескольких атакующих машин, самый яркий пример – подвиг экипажа Зиновия Григорьевича Колобанова, который уничтожил двадцать два танка противника. Капонир спас машину и экипаж от более чем 130 точных попаданий возможно их было и больше. Но честно – в чистом поле порой хватало и одного точного попадания.

Отрыть один танковый окоп «в трудной почве» экипажу перед боем или накануне боя – это, извините, «смертоубийство», а по-хорошему желательно, чтобы было несколько позиций, а еще лучше, чтобы помимо реальных было несколько ложных, вводящих в заблуждение противника.И тут не бывает мелочей, каждый дециметр заглубления, может стать залогом выживания экипажа, сохранении боевой машины. И вот эту задачу выполняли наши командировочные, каждый на своем месте. Чувствуя, что в любой момент результат их труда может понадобиться.

С пионерского возраста не задаю вопроса о количестве уничтоженного противника. Игорь сам ответил:

Игорь Валентинович Федосеев

– Никаких боестолкновений, мы строители, никаких боевых действий. Просто был минометный обстрел при строительстве оборонительных сооружений. Был ранен в ногу. Осколочное ранение легкой степени. Я не герой, просто был ранен.

– Переспрашиваю. Ты потом с ранением выходил на работу.

– Выходит, что так…

– И не уехал оттуда пока не была закончена работа? И снова утвердительный ответ. Резюмирую: наградили не за то, что был ранен, а согласно статуту ордена: не оставил вверенный участок работы, завершил задание в условиях связанные с риском для жизни. А какие еще условия бывают на прифронтовой территории.

Чтобы как-то немного «разрядить» ухожу на бытовые вопросы: Как жили в командировке?

– Полевая кухня, как и у военных, каша и чай «от пуза». Выдавали сухпайки, а на командировочные мы отоваривались в магазине. Жили в школе, в общежитии,в казарме воинской части… Вся командировка у меня получилась двадцать два дня, у кого-то больше. А в тот«черный день» был один погибший, были раненые. «В окопе были и начальники, и инженеры, мастера и простые работяги».

Обратите внимание, очень умная фраза касающаяся всех: сейчас мы все в одном окопе…

То, что война снова идет со всей объединенной Европой, надеюсь всем уже понятно. Во вражеских танках уже польские экипажи и это не дружественные «Четыре танкиста и собака», похоже, что фильм смотрели только мы, когда-то советские дети. Мы с Игорем и наше поколение выросли на нем.

Его размышление: Думаю, то что мы построили там, пригодится для обороны при наступлении противника… И если наш труд кого-то спасет, тогда все не зря.

Вот это и имел ввиду Сергей Семенович Собянин, прикрепляя к лацканам пиджаков ребят ордена Мужества и добавляя на словах: Все выполнено в кратчайшие сроки, качественно. Главное, успели!

И хотя награждались они по одному указу, но из-за плановой операции Игорь награду получил позднее – 12 апреля. В день космонавтики. И то, что награждали в Белом зале и лично мэр Москвы было про детскую мечту о космосе.

У Дмитрия примерно та же самая ситуация, только он водитель-оператор крана манипулятора. Это такой небольшой кран, без кабины с рычагами на боку, оператор, он же водитель, трудится «на улице» управляя процессом этими рычагами. Все погрузочно-разгрузочные процессы –это сюда.

Второй справа Дмитрий Владимирович Андрианов

Но прежде, чем управлять надо раздвинуть опоры или аутригеры на профессиональном жаргоне – «лапы» на манипуляторе. В этот момент Дмитрию под лопатку «прилетел» осколок…

А дальше, как там у Высоцкого: «кажется чего-то удостоен, награжден и назван молодцом». В Белом зале лично мэр Москвы вручает награды, ставшие уже легендарными. Вы можете думать все, что угодно. А мы вами гордимся, для нас вы – герои. Подвиг и зрелище – это вещи не одного порядка. Вы же не думали об орденах, когда ехали в командировку. Не о наградах думали, когда уже ранеными не оставляли свой фронт работ. Ходили под смертью. И такое гражданское мужество достойно ордена Мужества.