Депутаты Александровского муниципального округа сделали важный шаг в формировании нового государственно-муниципального образования: ими был принят Устав Александровского округа Владимирской области. Этот документ, прошедший все необходимые экспертизы и проверки, становится своего рода «Конституцией» для округа, определяющей его правовой статус, структуру управления, полномочия и механизмы взаимодействия с жителями.

Принятие Устава – это не формальность, а фундамент, на котором будет строиться вся жизнь округа, его социальное развитие, экономические инициативы и комфорт для каждого жителя. Документ содержит 60 статей, разделённых на семь глав, подробно регламентирующих правовой статус, органы местного самоуправления, права граждан и финансовую основу. Журналисты издания «Новый город Александров» внимательно изучив Устав, готовы рассказать о самых главных и интересных пунктах.

Округ, символы и границы. Новая реальность

В первой главе Устава устанавливается правовой статус и наименование нового образования: Александровский муниципальный округ Владимирской области, образованный в соответствии с Законом Владимирской области от 25.04.2025 №31-ОЗ. Это означает объединение всех бывших поселений Александровского района в единое муниципальное образование. Административным центром подтверждён город Александров.

Особое внимание уделено официальным символам – гербу и флагу, которые отражают «исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности». Эти символы подлежат государственной регистрации и будут использоваться на зданиях органов власти, документах и даже при въезде на территорию округа.

Символика Герба. Царская корона и кузнечные тиски

В Уставе подробно описаны герб и флаг округа. Геральдическое описание герба Александровского муниципального округа Владимирской области гласит: «В червленом (красном) поле водруженные на золотых колодах-подставках, выходящих в оконечности, серебряные тиски между двух наковален, обращенных рогами в стороны; при этом и колода под тисками выше прочих, и тиски выше наковален; тиски во главе сопровождены золотой короной».

Корона символизирует царскую власть и историю, напоминая о временах Ивана Грозного, когда Александровская слобода служила его резиденцией и была центром становления Русского государства. Кузнечные инструменты, заимствованные из исторического герба города Александрова, символизируют память о славных делах предков и трудолюбие. Красный, серебряный (белый) и золотой (жёлтый) цвета несут традиционные геральдические значения мужества, чистоты, богатства и стабильности.

Вопросы местного значения. Что касается каждого?

Одна из самых важных частей Устава – это перечень вопросов местного значения, которыми отныне будут заниматься органы власти Александровского округа. Этот список охватывает практически все сферы жизни граждан:

  • Бюджет и налоги: составление, утверждение и контроль исполнения бюджета, установление местных налогов.
  • Инфраструктура: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, дорожная деятельность и безопасность дорожного движения.
  • Жильё: обеспечение нуждающихся жильём, содержание муниципального жилищного фонда, жилищный контроль.
  • Транспорт: организация транспортного обслуживания населения.
  • Безопасность: участие в профилактике терроризма и экстремизма, предупреждение и ликвидация ЧС, обеспечение пожарной безопасности, организация охраны общественного порядка, поддержка участковых.
  • Социальная сфера: дошкольное, общее и дополнительное образование, создание условий для медицинской помощи, развитие культуры и спорта, библиотечное обслуживание, организация досуга, сохранение культурного наследия.
  • Экология: охрана окружающей среды, организация деятельности по обращению с ТКО.
  • Благоустройство и градостроительство: утверждение правил благоустройства, генплана, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, муниципальный земельный контроль.
  • Поддержка предпринимательства: содействие малому и среднему бизнесу.

Полномочия органов местного самоуправления.
Для чего нужна власть на местах

Устав детально прописывает, какими полномочиями наделены органы местного самоуправления (ОМСУ) для решения всех этих вопросов. Среди них:

  • Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансовое обеспечение их деятельности.
  • Установление тарифов на услуги муниципальных организаций.
  • Разработка и утверждение программ комплексного развития коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры.
  • Обеспечение публичности информации через собственные СМИ (печатные или сетевые издания).
  • Международные и внешнеэкономические связи.
  • Организация профессионального образования муниципальных служащих.

Важно, что органы местного самоуправления могут временно осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные им Владимирской областью, при условии их финансового обеспечения. Также Устав закрепляет право ОМСУ решать вопросы, не отнесённые к их прямой компетенции, но имеющие значение для округа, например, создание музеев, развитие туризма, опека и попечительство, поддержка некоммерческих организаций, вопросы обращения с животными без владельцев.

Голос народа. Механизмы участия граждан

Устав предусматривает разнообразные формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении:

  • Местный референдум: для решения вопросов жизнеобеспечения населением напрямую. Решение о его проведении может быть принято по инициативе граждан, общественных объединений, а также Совета народных депутатов и Главы округа.
  • Муниципальные выборы: проводятся раз в пять лет для избрания депутатов Совета народных депутатов.
  • Сход граждан: может быть созван для решения вопросов самообложения, выдвижения кандидатур (например, старост), выявления мнения по инициативным проектам.
  • Опрос граждан: используется для выявления мнения населения по важным вопросам, но носит рекомендательный характер.
  • Публичные слушания и общественные обсуждения: обязательны для обсуждения проектов Устава, бюджета, вопросов градостроительной деятельности.
  • Собрания граждан: для обсуждения насущных вопросов, информирования о деятельности ОМСУ, выдвижения старост.
  • Инициативные проекты: механизм, позволяющий группам граждан (не менее 10 человек) предлагать проекты, имеющие приоритетное значение для округа, с возможностью софинансирования из бюджета и привлечением добровольного участия.
  • Территориальное общественное самоуправление (ТОС): самоорганизация граждан для самостоятельного решения вопросов жизнеобеспечения на определённой территории (многоквартирный дом, микрорайон).
  • Староста сельского населённого пункта: институт, призванный обеспечивать взаимодействие ОМСУ и жителей сельских территорий.

Структура власти. Кто и как управляет округом

Устав чётко определяет структуру органов местного самоуправления Александровского муниципального округа:

1. Совет народных депутатов (представительный орган, 25 депутатов).

2. Глава Александровского муниципального округа (высшее должностное лицо).

3. Администрация Александровского муниципального округа (исполнительно-распорядительный орган).

4. Контрольно-счётный орган (для внешнего муниципального финансового контроля).

Глава округа избирается Советом народных депутатов из числа кандидатов, представленных Губернатором Владимирской области, сроком на пять лет. Он возглавляет администрацию и является подотчетным населению и Совету народных депутатов. Установлены также подробные процедуры досрочного прекращения полномочий Главы, в том числе удаление в отставку или отрешение от должности Губернатором по ряду веских причин.

Финансовая основа и подотчетность

Экономическая основа местного самоуправления базируется на муниципальном имуществе, средствах бюджета округа и имущественных правах. Устав регламентирует порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, муниципальные заимствования, а также механизмы формирования бюджета, его исполнения и контроля. Отдельные статьи посвящены средствам самообложения граждан и финансовому обеспечению инициативных проектов.

Важной частью Устава являются статьи, гарантирующие права депутатов и устанавливающие строгие ограничения для лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе в части противодействия коррупции. За нарушение этих ограничений предусмотрены меры ответственности.

Новая страница в истории округа

Принятие Устава Александровского муниципального округа Владимирской области – это не просто юридический акт. Это начало новой страницы в жизни всей территории, дающей чёткие рамки для работы власти и широкие возможности для активного участия граждан в управлении своим общим домом. Документ вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования, становясь краеугольным камнем для дальнейшего развития Александровского округа. Любой желающий может прочитать Устав на официальном сайте окружной администрации.