Андрей Малиновский(Выпуск №10 от 30.06.2014) За последние несколько месяцев вокруг филиала МГОУ много разговоров. Особенно после последнего визита губернатора Владимирской области Светланы Орловой. Мы же решили не доверять слухам и домыслам и отправились к директору филиала Андрею Малиновскому. Он рассказал нам, как живет сейчас филиал, когда откроются двери для студентов, и какие специальности в скором времени появятся в этот учебном заведении.

Добрый день Андрей Викторович. Спасибо что уделили нам время.

Перед тем, как мы начнем разговор, хочу поблагодарить вашу газету за то, что вы первые из журналистов за прошедший год, кто пришел непосредственно к нам в филиал Московского государственного университета машиностроения (МАМИ) (бывший филиал МГОУ имени В.С. Черномырдина) поговорить о волнующих  вопросах. Думаю, что судьба единственного государственного учреждения высшего образования в городе не может не волновать его жителей. Да и за это время мы все читали несколько публикаций  в местной прессе, после которых, наверное, оставалось больше вопросов, чем ответов. Но зато из них общественность узнавала то о смене руководства  филиала, то о возможном присоединении к Владимирскому государственному университету и прочее. Статьи написаны эмоционально, звучно, но не совсем точно отражают действительность, так как не содержат позицию самого филиала и тех, кто в нем остался работать, потому считаю наше интервью важным и актуальным разговором.

Так что же произошло с филиалом?

Сложный вопрос. Надо иметь в виду, что решение о реорганизации филиала принималось в 2012 г. параллельно  со сменой руководства, прихода новой команды к управлению, вступлению в силу новых стандартов высшего образования, обновления учебных планов, а соответственно и учебного процесса в целом и т.д., так что однозначного ответа на вопрос, что привело филиал к тому, что 2013 учебный год не начат,  дать невозможно. Но все же попробую.

Филиал профессионально вел образовательную деятельность более 40 лет и успешно готовил инженеров для радиоэлектронной промышленности и специалистов в области экономики и менеджмента. 2000-е годы ознаменовались тем, что вся система высшей школы стала реформироваться, изменялись требования к материально-технической оснащенности вуза, качеству преподавания дисциплин и уровню компетентности самих преподавателей и выпускников. Все вузы и филиалы стали ежегодно оцениваться по результатам мониторинга. А сам мониторинг был признан объективным инструментом, результаты которого подсказывали, куда развиваться вузовской системе, какие есть проблемы и недостатки у конкретного учебного заведения. По результатам первого мониторинга, проведенного по результатам 2011 года, к сожалению, наш филиал, как и головной вуз (МГОУ имени В.С. Черномырдина) попали в группу неэффективных вузов. И именно поэтому филиал с сентября 2012 г. начал проходить процедуру реорганизации путем присоединения к более успешному вузу- Московскому государственному университету машиностроения (МАМИ). Конечно, обидно, что за теми параметрами мониторинга, по которым филиал был отнесен к «красной» неэффективной группе, четко виделись наши прежние просчеты и недоработки: и в проведении пассивных приемных компаний, в результате чего уменьшился набор на первый курс; и в нетребовательности к четырем кафедрам филиала, недостаточно реализующим потенциал своих преподавателей в проведении научно-исследовательской работы, мы оказались значительно ниже порогового значения объема денежных средств, затраченных на научные изыскания и темы; доходы филиала уже не позволяли своевременно обновлять лабораторную базу, закупать современное оборудование. Прибыль тратилась в основном на заработную плату и проведение косметических выборочных ремонтов.

Но все это были проблемы роста и перспектив развития, решаемые и, уверен, что в будущем успешно преодоленные. Мониторинг встряхнул нас и показал, куда и как развиваться дальше, но, увы, управленческое решение было принято: в 2013 г., хотя филиал и не закрывался, все студенты были переданы в другие вузы, было введено сокращенное штатное расписание: вместо 64 человек осталось работать 9, и мы не начинали учебный год.

Сейчас филиал МАМИ в г. Александрове функционирует, но без студентов, проходит процедуру реорганизации и прекращения деятельности, но вместе с тем пытается заинтересовать своим образовательным, инфраструктурным потенциалом возможных партнеров или головной вуз (МАМИ), убеждая, что ставить точку в судьбе нашего учебного заведения еще рано.

Возникает вопрос, кто же виноват в том, что филиал не прошел мониторинг?

Вы знаете, я бы не ставил так жестко вопрос. Филиал существовал более 40 лет, и, как в любом взрослом организме, у него накопились определенные «болячки», которые надо было лечить здесь и сейчас, но о некоторых надо было думать и раньше. Мы со своей командой, коллегами, ученым советом в течение  2,5лет анализировали ситуацию, пытались найти пути выхода из создавшегося положения. И прекрасно понимали, что примерно до 2009 г. филиал решал образовательные, хозяйственные, экономические задачи в понятной и традиционной системе требований, сложившейся в высшей школе. Готовим специалистов, готовим инженеров.  Кроме этого, еще ощущалась инерция, когда учебное заведение обеспечивало запросы градообразующих предприятий, и потребность в инженерных  кадрах существовала не на бумаге, а в реальных рабочих местах. Чтобы не отстать от времени, открывались новые направления подготовки бакалавров экономистов и менеджеров. Во многих финансовых, материальных, кадровых вопросах филиала был автономен и независим от оценок головного вуза. После 2009 г. в системе высшего образования, перешедшей на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистров, происходит качественный скачок изменений требований к вузу. Выделялись и оставались на плаву те высшие учебные заведения, которые, например, принимали вчерашних школьников – победителей и призеров статусных олимпиад, наши «звездочки» поступали в Москву, их не привлекала инженерная деятельность в радиоэлектронной сфере; научно-педагогические работники не только преподавали, но и профессионально постоянно росли, защищая диссертации, публикуя статьи в научных журналах, формируя свой индекс цитируемости: в филиале он был у 4 человек из 24 преподавателей; экономика вуза приносила бы доход не только от студентов-договорников, но и от собственной хозяйственно-экономической деятельности, уровень лабораторного оборудования позволял бы решать задачи, приближенные к современному производству. К сожалению, на момент оценивания мониторингом в этих вопросах мы не могли ничем похвалиться. Да и большинство преподавателей, к примеру, искренне считали, что должны работать только со студентом, пришедшим в аудиторию, а набор – это проблема администрации. Но вся дальнейшая жизнь показала, что именно от начального количества студентов зависит и количество рабочих мест в вузе, да и сам статус филиала. Современный вуз оценивается и по качеству трудоустройства выпускников, а с будущего года – и их карьерной успешности. В нашем городе  на рынке труда присутствуют предприятия, которым нужны 3-4 человека наших выпускников. В таких условиях очень сложно обеспечить комплектование полноценных учебных групп и вести в них образовательный процесс, соответственно, необходим для поддержания государственного вуза государственный подход на уровне региона – муниципальный заказ на подготовку кадров, а каких и сколько, это уже вопрос техники.   Можно много говорить на тему «кто виноват?» и «что делать?», но очевидно одно, что понимание актуальных вызовов, которые ставит современная реформа высшего образования и осознание проблем с готовностью их решать уже формируют определенный позитив по отношению к будущему филиала. Был бы только шанс реализовать все замыслы в современных непростых условиях, когда объективностью становится необходимость иметь в нашем муниципальном образовании государственное учебное заведение, предоставляющее молодым жителям города и района качественную образовательную услугу.

И каковы дальнейшие планы? Из нашего с вами разговора становится понятно, что филиал планирует возобновить свою работу.

Я бы сказал так: даже наш этот разговор не может происходить без личной убежденности, что у филиала есть и должно быть будущее. Несправедливо, что филиал так завершает свою работу. Сейчас мы учимся формулировать и предлагать бизнес проекты под названием «филиал в г. Александрове». Работаем с теми структурами, которые принимают управленческие решения и, прежде всего, это – ректорат МАМИ. Что-то удается, что-то нет. Партнеров «проблематизируют» те вложения, которые необходимо сделать в здание, коммуникации филиала, которые капитально не ремонтировались за всю свою историю. Оцениваем свой научный потенциал, способный готовить студентов по специальностям, не касающимся радиоэлектроники, понимаем, что неэффективно использовали научный потенциал трудовых коллективов наших предприятий, и видим в этом свой ресурс. На вопрос, когда планируем возобновить свою работу, замечу, что 2014 год станет определяющим, но это будет другой филиал и по духу, и по организации работы, где не будут делить работу на мою и твою, а будут работать командой увлеченных и готовых работать с постоянными  переменными людей.

Так все же, по вашему мнению, когда филиал откроет двери для студентов?

Даже сейчас, когда  филиал не ведет образовательную деятельность, но началась приемная кампания в вузы, к нам  поступают звонки, приходят ребята, желающие учиться и  уверенные, что мы работаем. Некоторые, находящиеся, как понимаю, в теме, хотят учиться, но и получить гарантии, что в сентябре мы обязательно откроемся. Это радует.

Вообще многое сделано, чтобы филиал функционировал и дальше. Вы сейчас прошлись по помещениям и, наверное, заметили, что на стендах лицензия, объявления, учебные планы, объявления – мы их не снимаем. И складывается впечатление, что студенты просто вышли и скоро вернутся. Может быть, это такое наше суеверие, но оно хорошее. Мы отстояли все: и компьютеры, и библиотеку, и аудитории, и оборудование, и многое другое. Пережили зиму и весну, поддерживая здание в рабочем состоянии. Приходи и учись. Но процедура реорганизация должна пройти полностью, параллельно работаем над возобновлением деятельности. Наш бизнес-проект «филиал в г. Александрове» заинтересовал крупный московский университет, чтобы не сглазить, не буду его называть, мы нашли точки соприкосновения и работаем с новым партнером, надеемся, что все получится, и все для этого делаем. У филиала в г. Александрове есть все основания и потенциал, чтобы пережить «сорокалетний возрастной кризис» и гостеприимно открыть перед студентами свои двери.