Шахрай и БурзиевПриезд в наш город любого областного чиновника или инспектора, имеющего отношение к сфере ЖКХ, всегда вызывает  интерес.  На такие визиты никого загонять не надо, народ сам по каким-то неведомым каналам узнает о месте и времени сбора и идет на встречу, чтобы в очередной раз рассказать о своем наболевшем, потрясти целой папкой собранных бумаг в надежде, что в этот раз проблема сдвинется с мертвой точки. На встречу с главным жилищным инспектором Владимирской области Сергеем Шахраем пришли и просители, и руководители УК, и чиновники районной администрации, и депутаты.  Поскольку визит инспектора был плановым, то, поначалу, вежливо выслушали гостя, пожелавшего рассказать о том, чем занимается ГЖИ сегодня, и как в последнее время расширились полномочия инспекции.

С. Шахрай подчеркнул, что главное направление работы ГЖИ – контроль. Контролируют, как УК, ТСЖ, ЖСК следят за содержанием общего имущества многоквартирных домов.  Сегодня больше всего жалоб от граждан поступает по протечкам кровли, по неполадкам в коммуникационных сетях, вентиляции, по вывозу мусора и уборке придомовых территорий.  В последнее время людей стала волновать не только уборка, но и содержание дворов, они хотят, чтобы детские площадки были обустроены и хорошо покрашены, чтоб было озеленение и придомовые дороги. Качество предоставления коммунальных услуг тоже  контролируется ГЖИ.

– Кроме этого мы контролируем незаконные перепланировки в домах, если таковые имеются. Работаем по аварийному жилью. Если люди хотят признать свой дом аварийным – это к нам. Приезжает инспектор, осматривает дом, готовит заключение  о возможности или невозможности проживания в этом доме. Потом мы подаем свое заключение на межведомственную городскую комиссию, которая и решает, признать ли дом аварийным, провести в нем капремонт или реконструкцию, – подчеркнул главный госинспектор, как будто предвидел, что впоследствии большинство вопросов будет именно по этой теме.

 Гость, конечно, рассказал и о других направлениях работы ГЖИ, поскольку помимо отдела контроля, в инспекции есть сектор по начислению платы за услуги, есть правовой сектор, и совсем новый – лицензионный. По каждому из этих направлений работы, возможен, шквал вопросов. Законодательство в жилищной сфере меняется так,  что отследить сложно. Простой пример, с апреля 2016 года в наших квитанциях не будет отдельной строки, показывающей плату за МОП.   Нет, оплата за электроэнергию, воду и прочее в МОП останется, только все это войдет в строку “за содержание жилья”, из которой уберут слово ремонт. Хочется спросить, с учетом того, сколько копий ломали, высчитывая МОП по всевозможным формулам, а кому и зачем это надо? Только вопрос потонет под стандартным ответом – так решил законодатель.

Александровцев, если и волнуют МОП, то только в связи с тем, что в некоторых многоквартирных домах есть помещения-призраки. Владельцы у таких нежилых помещений, которые, как правило, расположены на первом этаже дома, есть, но за МОП они не платят годами.

– Можно ли вернуть дому деньги за все время “подпольного” существования арендаторов или собственников? – спрашивали С. Шахрая.  Он отвечал, что ничего невозможного нет, но все будет возращено в соответствии с законом, в трудных случаях предлагал содействие ГЖИ.

 Самое бурное обсуждение было  по вопросам непризнания домов аварийными, когда, по мнению жильцов, они таковыми должны быть признаны уже давно. Целая делегация жителей дома 6 по улице Перфильева пришла, явно подготовившись к встрече. И законы почитали, и целую папку документов собрали.  А суть вопроса в следующем: жители возмущены тем, что они платят взносы в фонд капитального ремонта домов, когда их дом имеет громадный износ. Они уверены, что износ не менее 70%. Только вот эта уверенность никакими бумажками и заключениями не подкреплена, поскольку отдел ЖКХ города  предлагал им провести экспертизу за свой счет. Электронный паспорт дома на сайте Фонда капремонта пустой, и заполнить его некому, так как здание в управление никто не берет, а администрация города этот паспорт тоже не заполняла.

  – У нас долго вносились изменения в 121 закон, но сегодня они внесены. Суть этих изменений в том, что с  конца апреля 2015 года и  на территории Владимирской области дома, имеющие 70% износа, освобождаются от начисления платы за капремонт. Вам надо обратиться в Фонд, написав письмо на имя гендиректора ФКРД Светланы Горшковой, и вас освободят от платы за капремонт, а также вернут суммы начисленные незаконно. Копию письма направьте нам в ГЖИ, – посоветовал С. Шахрай, пояснив, что такие случаи на территории области были, деньги жильцам возвращали.

Еще более эмоциональным был вопрос жительницы муниципальной квартиры дома 14 по улице Красная гора. Она пришла с фотографиями своего трехквартирного дома, где она живет в одной неприватизированной квартире. Этот дом местная власть аварийным признать отказывается и с завидной регулярностью делает ей всевозможный ремонт.  Только вот после этого ремонта, как уверяет хозяйка, жить сложно.  Печка дымит так, что вызывают пожарных, электрики делают замечания по проводке, а пол в туалете давно сгнил. Сам госинпектор области в этом доме был, даже на чердак лазил.

– Мы выезжали  по вашему адресу,  проводили проверку, установили, что проживание в доме опасно, полное заключение об этом мы направили в адрес вашей городской администрации, чтобы они приняли меры. Они рассмотрели наше заключение, но согласились с ним не в полном объеме. С точки зрения администрации, дом не является таким уж опасным и аварийным, как нам с вами кажется, его просто надо подремонтировать, – пояснил ситуацию С. Шахрай, –  Мы можем провести проверку по порядку принятия такого решения.

 – Ремонт проведен, дом пригоден для проживания. По истечении года после ремонта в печке появились трещины, сейчас принимаем меры в рамках гарантийного ремонта. Подготовлена смета на установку туалета и хозблока, идут подготовительные работы, – невозмутимо прокомментировал П. Гусев, заместитель начальника КУМИ.

Наверно, у заявительницы наболело за  те два года, пока об ее доме почти все СМИ области рассказывают, поэтому нелицеприятные выражения были сказаны и в адрес главы администрации района И. Першина, и в адрес всей коррупционной системы ЖКХ. И вот тут просто хочется отметить непоколебимое спокойствие гостя из области. Бровью не повел, все обвинения, что не касались ГЖИ, отмел, содействие всем обещал.

Поэтому завершаю обзор встречи жителей с  С. Шахраем конкретным советом, что он дал, отвечая на вопрос, а куда направлять протоколы общих собраний жителей многоквартирных домов, если они решили обратиться в жилищную инспекцию?

– Направляйте в областную инспекцию, поскольку, пока муниципальные органы жилищного контроля широкими полномочиями не обладают, но про муниципалитеты забывать не стоит, обращайтесь параллельно и туда, – посоветовал главный инспектор ГЖИ Владимирской области.

                                                                                                                                    Сеня Новгородцев