Ирина Дурасова  Нет ничего интереснее, чем судьба человека. А если это судьба актрисы, да еще той, что сейчас живет в нашем районе? Знакомьтесь – Ирина Дурасова, в прошлом актриса театра, и актер семейного театра кукол. Снималась в таких сериалах, как «Рублевка» и «Кулагин и партнеры». Сегодня руководитель детского кукольного театра в ДК г. Струнино.

 Ирина Владимировна живет в одном из ДПК, каких в нашем районе десятки. Москвичи охотно приобретают дома для отдыха в соседней с Московской областью, здесь тихо, нет бешеного ритма жизни мегаполиса. Но приезд семьи Дурасовых в Александровский район был вызван не желанием найти место для воскресного времяпрепровождения, просто Ирина увозила из столицы больного мужа, восемь лет ухаживала за ним, и вот уже полгода, как стала вдовой.  В ее загородном доме о супруге напоминает его фотопортрет, альбомы со старыми фотографиями и куклы, большие куклы для профессионального театра.

– Ирина, ваше детство прошло в Москве? Расскажите о семье?

– У меня было замечательное детство. Я родилась в Москве, училась в столице, школа была на проспекте Мира, рядом с аллеей Космонавтов, поэтому к нам в гости приезжал даже Юрий Гагарин. Помню хорошо эту встречу, он приходил  в школу, когда я училась в первом классе.

– Кто ваши родители?

– Папа был у меня чиновником в Министерстве культуры, он работал помощником Фурцевой, а мама домохозяйкой, она занималась мной и сестрой. В годы моего детства мы были очень обеспеченной семьей, потому что жили в Канаде. До 1960 года  папа работал там в посольстве. Потом мы вернулись в Москву, и наступили непростые времена. Сестра поступила в хореографическое училище, надо было много платить за все – за ее тренировки, за костюмы, примерно уходила на это зарплата воспитателя детского сада. Мы росли, нам надо было много, а работал один папа, поэтому пришлось жить скромно. Так, что я пожила и так, и так. Но мне всегда в детстве было хорошо.

 – Почему вы выбрали карьеру актрисы?

 – Я училась в школе, мне было 8 лет, когда к нам в класс пришел молодой режиссер из ВГИКа, звали его Василий, он готовил дипломный спектакль, и меня выбрали на роль. Я стала сниматься в кино. Ходила по ВГИКУ в огромной фланелевой рубахе и валенках, загримированная, и роль мне не нравилась. Мне казалось, что все это жутко некрасиво, да и съемки шли долго, дубль за дублем. И режиссер, чтобы уговорить меня, постоянно мне говорил: «Ира, потерпи, ты вырастешь и станешь настоящей актрисой». Мама, как-то тоже интуитивно чувствовала, что актерство – это мое. В детстве я была без комплексов, могла подняться на сцену и декламировать стихи, это потом из меня вырастили скромную девушку. В выпускных классах я училась в школе, где была сильная театральная студия, у нас был прекрасный руководитель, и это был уже осознанный выбор юности – мне хотелось играть.

 – В театральное училище поступили сразу?

– Нет, с третьего! Я была театралкой, бегала по всем спектаклям Москвы уже с восьмого класса, мечтала поступить во МХАТ, но на последнем туре у меня не хватало характера, мои нервы сдавали, и все, ничего не получалось. Зато я поступила работать во МХАТ художником  по свету. В те годы была знакома со всеми стариками театра, такими актерами, как Грибов, Зуева, Тарасова. Это было потрясающее время! Я была знакома с молодым Васильевым, который сейчас ведет “Модный приговор”. Это был 18 летний юноша, учившийся на постановочном факультете. Он тогда уже был необычным. В театр пришел Олег Ефремов, тоже тогда молодой, энергичный. Атмосфера была очень демократичной.

 – А почему Шепкинское училище?

 – Один мальчик, который работал во МХАТ, сказал, что именно в Щепе недобор мальчиков, я пошла с ним, и случилось чудо. Я поступила. Курс был таким дружным, что мы общаемся до сих пор. Недавно, месяц назад я встречалась с однокурсниками, правда мы сейчас себя узнаем не сразу, времени много прошло. Курс возглавлял Михаил Иванович Царев. Он много занимался общественной работой, у нас бывал редко, но его приход в училище всегда был событием. Он обладал невероятной силой, мы на него смотрели заворожено, он читал нам Пушкина и исчезал опять на полгода. Наши педагоги раскрывали в нас все, что можно было раскрыть. И я очень благодарна судьбе, что я закончила именно это театральное училище.

Многие и сегодня стремятся поступить в театральные училища, там всегда большой конкурс. Быть актрисой – это невероятный труд или дар? 

– Актрисой надо родиться, я знаю точно. Это человек, который не может жить без профессии. Выход на сцену, блеск, овации – это малая часть актерского труда. Подводная часть этого айсберга, это громадная работа и днем, и ночью: когда ты варишь щи, моешь полы, воспитываешь своих детей. Всегда все впитываешь, как губка.

 – Как сложилась творческая карьера после училища?

-Так получилось, что я уже на 3 курсе родила ребенка, моя мама считала, что воспитание ребенка должно быть на первом месте, а актерская карьера подождет. Мне было тяжело, но как-то выкручивалась. Я поступила в маленький литературно-драматический театр, который еще до войны создавала Яблочкова. Театр не был стационарным, мы жили гастролями, объездив всю страну. Сургут, Нижневартовск – я сама никогда бы туда не прилетела, а именно там мы были, играли, встречались со зрителями. Мороз был сорокаградусный, на сцене температура могла быть плюс 13, но мы играли в сарафанчиках лето. И это было нормально, это и есть актерская профессия. Мой  типичный образ –  озорная энженю, кокетка, что из меня формировали, то и пришлось играть на сцене. Была всегда тяга к характерным ролям, но не всегда удавалось их играть.

 – С кино сложилось? 

 – Нет, не особо. Мы же по полгода гастролировали. Но в те годы я познакомилась с режиссером Юрием Сергеевичем Победоносцевым, он приглашал меня на пробы, но меня тогда не хватило на все – театр, ребенок. Лет восемь назад снялась в нескольких сериях фильма “Кулагин и партнеры”, а оттуда меня пригласили всего на три съемочных дня в сериал “Рублевка”, но провела я целый год на съемках этого сериала. По роли я была владелицей фитнесклуба. Первые два года меня даже узнавали на улице.

– Я знаю, что в вашей жизни был еще один поворот, когда вы с супругом создали свой кукольный театр. Жизнь заставила?

– Да, вы правильно говорите, именно жизнь заставила. В 90-е годы закрылся театр, надо было как-то выживать. Я актриса, муж актер, мы оба остались без работы, но руки не опустили. Мы придумали организовать свой театр. Конечно, в этом была заслуга мужа, он взял на себя роль директора, администратора, актера, ну, а я стала всем остальным. Это был театр двоих. Иногда мы приглашали со стороны актеров, если не хватало рук, но старались обходиться своими силами. Выбрали кукольный театр, а не антрепризы, потому что у однокурсников был уже плачевный опыт работы в таком еще тогда совсем не развитом жанре. Мы сделали ставку на детские кукольные спектакли, купив сразу несколько с куклами и декорациями в театре Образцова. И вновь начались гастроли по всей стране от Талина до Якутска. Это труд тяжелый. Если кукольника можно вывести из-за ширмы и сделать из него актера, то увести драматического актера за ширму почти невозможно, но мы сделали это, научившись всему. И работали не один год, и были счастливы, не имея много денег. Все, что связано с детьми, много денег не приносит, но на жизнь хватало. Летом придумывали гастроли на морском побережье, и это было здорово. Мы остались в актерской профессии – это было главным.

– Что вас привело к нам в район?

 – Мы с дочерью давно мечтали иметь дом на природе, но мужчины нас не поддерживали, уверяя, что это очень сложно и ответственно. Но восемь лет назад серьезно заболел муж, жить в Москве стало сложно, и мы переехали сюда совсем, боролись за жизнь все эти годы. Сегодня я живу здесь одна, но приезжают дети, внуки.

 – А работа?

 – Я сначала пришла в театр города Александрова к режиссеру, не предлагая себя в качестве актрисы, мне казалась, что я могу помочь, например, поставить речь. Но мне показалось, что я ему не очень-то нужна. Мы мирно расстались, я желаю ему удачи. Но  сейчас я работаю. Веду детское объединение, точнее кукольный театр в ДК города Струнино. И, во-первых, очень хочу поблагодарить за это Елену Юрьевну Семенову, директора дома культуры. Она меня встретила так, как не каждый может встретить, я увидела, что передо мной профессиональный и знающий человек, способный поддержать и направить. Я как-то даже воодушевилась после разговора с ней, набрала детей. Ко мне пришли талантливые дети, способные все воспринять в момент. Мы, будучи студентами театрального вуза, не были столь восприимчивыми, это другое поколение. Я для каждого подобрала роль, скоро будет готов спектакль, и мы планируем пройти с ним по детским садам. Я не ожидала, что за месяц спектакль будет на выходе.

 – Вы счастливый человек?

– Да, очень. У меня были прекрасные родители, которые не воспитывали нас, а любили, что я старалась потом делать со своей дочерью. Я всегда занималась и занимаюсь своим любимым делом. У меня был любимый человек, с которым я прожила долгую жизнь, есть внуки, которых я обожаю. Что же еще для счастья надо? Я счастливый человек!

 – Я желаю вам обычного женского счастья и творческих успехов.

 – Спасибо.

Светлана Аминова